Решение по делу № 33-3843/2019 от 29.07.2019

Докладчик Алексеева Г.И. Апелляционное дело № 33-3843/2019

Судья Красильникова С.А. Гражданское дело № 2-225/2019

УИД 21RS0022-01-2018-003723-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Степановой З.А.,

при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Белосвет Ирины к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Белосвет Ирины на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 06 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия

установила:

Белосвет И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики- Чувашии (межрайонному) (далее УПФ в г. Новочебоксарск, Управление) с последующим изменением требований о признании незаконным дополнительного решения Управления № 2329 от 13 декабря 2018 года, обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда периоды работы с 19 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 19 декабря 2010 года в качестве машиниста-обходчика по турбинному оборудованию, машиниста паровых турбин, за исключением периодов с 20 сентября 1999 года по 01 октября 1999 года, с 01 ноября 1999 года по 10 ноября 1999 года (нахождения в отпусках без сохранения заработной платы), обязании назначить с 23 марта 2017 года досрочную пенсию по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

Истец полагает, что Управлением необоснованно не зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, перечисленные периоды ее работы. Необходимый стаж на соответствующих видах работ ею выработан, с 2012 года она проживает на территории Российской Федерации, в том же году зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования. Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Россия и Казахстан относятся к числу участников данного Соглашения. В дополнительном решении УПФ в г. Новочебоксарск № 2329 от 13 декабря 2018 года не содержится правовых оснований для отказа в учете специального стажа на соответствующих видах работ спорных периодов работы истца.

В судебном заседании Истец Белосвет И., ее представитель Дмитриев В.Г. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика УПФ в г. Новочебоксарск Иванова В.И. исковые требования не признала ввиду законности решения пенсионного органа.

Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 06 июня 2019 года постановлено:

«В иске Белосвет Ирине Анатольевне к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республике- Чувашии (межрайонное) о признании незаконным дополнительное решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новочебоксарск № 2329 от 13.12.2018 незаконным, об обязании включить в специальный стаж, дающий на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда период работы с 19.08.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 19.12.2010 в качестве машиниста-обходчика по турбинному оборудованию, машиниста паровых турбин за исключением периодов с 20.09.1999 по 01.10.1999, с 01.11.1999 по 10.11.1999, об обязании назначить с 23.03.2017 досрочную пенсию по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» от 28.12.2013 отказать».

На указанное решение суда истец Белосвет И. подала апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности, необоснованности.

Ссылаясь на нормы пенсионного законодательства, положения Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, истец считает, что выработала необходимый стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии в возрасте 50 лет, предприятие на территории Республики Казахстан подтверждает ее занятость на соответствующих видах работ, спорные периоды могут быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с нормами пенсионного законодательства в Российской Федерации, в связи с чем выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются необоснованными. Ссылка на прекращение с 01 января 1998 года действия пенсионного законодательства Республики Казахстан, дающего право на льготную пенсию по Спискам №№ 1 и 2, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающей на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не Республики Казахстан.

В судебном заседании истец Белосвет И. поддержала апелляционную жалобу.

Представитель ответчика УПФ в г. Новочебоксарск Журавлева Т.К. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением УПФ в г. Новочебоксарск № 2309 от 06 декабря 2018 года Белосвет И. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемых страхового стажа и специального стажа. Пенсионным органом установлено отсутствие у Белосвет И. специального стажа при требуемой продолжительности специального стажа в возрасте 51 год продолжительностью 08 лет, фактическая продолжительность страхового стажа установлена в 19 лет 03 месяца 06 дней при требуемой продолжительности страхового стажа в 20 лет (л.д. 8).

Дополнительным решением УПФ в г. Новочебоксарск № 2329 от 13 декабря 2018 года ввиду отсутствия требуемого специального стажа Белосвет И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Пенсионным органом страховой стаж истца установлен в 29 лет 07 месяцев 09 дней при требуемом страховом стаже продолжительностью 20 лет, специальный стаж отсутствует при требуемом специальном стаже в возрасте 51 год продолжительностью 8 лет (л.д. 21-23).

В специальный стаж истца для назначения пенсии по указанному основанию (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ) не включены периоды работы с 19 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 19 декабря 2010 года в качестве машиниста-обходчика по турбинному оборудованию, машиниста паровых турбин, а также периоды с 20 сентября 1999 года по 01 октября 1999 года, с 01 ноября 1999 года по 10 ноября 1999 года нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.

Указанные периоды работы, не включенные ответчиком в специальный стаж, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, Белосвет И. просила включить в ее специальный стаж на соответствующих видах работ и назначить ей досрочную страховую пенсию.

Разрешая заявленные Белосвет И. исковые требования, проанализировав предоставленные суду доказательства, в том числе трудовую книжку истца, справку, уточняющую особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающую постоянную занятость на льготной работе № 523 от 12 апреля 2017 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда, в связи с чем в специальный стаж Белосвет И. для определения ее права на такую пенсию на территории Российской Федераций могут быть включены периоды ее работы на территории Республики Казахстан, имевшие место в период вхождения республики в состав СССР и до 01 января 1998 года, то есть до даты вступления в силу Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», отменившего институт досрочных пенсий для данной категории граждан.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований Белосвет И. первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Спорные периоды работы истца Белосвет И., как следует из оспариваемого ею решения Управления, ответчиком рассмотрены на основании записей №№ 14-15 трудовой книжки истца, справки от 12 сентября 2017 года № 523 (уточняющей характер работы), копии приказа-распоряжения от 19 августа 1998 года № 88/23, копии приказа от 22 декабря 2010 года № 88/116-П, копии приказа от 31 января 2011 года № 88/11, личной карточки формы Т-2, решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 03 сентября 2018 года по делу № 2-723/2018.

Ранее решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 03 сентября 2018 года по делу № 2-723/2018 по иску Белосвет И. к УПФ в г. Новочебоксарск о назначении досрочной страховой пенсии, вступившим в законную силу 10 октября 2018 года, в частности, отказано в удовлетворении исковых требований Белосвет И. к ответчику о признании незаконным решения УПФ в г. Новочебоксарск № 209 от 06 апреля 2018 года в части невключения в страховой и специальный стаж ряда периодов работы, в том числе периода работы с 01 января 2002 года по 19 декабря 2010 года в качестве машиниста-обходчика по турбинному оборудованию, машиниста паровых турбин, возложения на ответчика обязанности включить в страховой и в специальный стаж в том числе указанный период работы, в специальный стаж - период работы с 19 августа 1998 года по 01 декабря 2006 года в качестве машиниста-обходчика турбинного оборудования ... Республики Казахстан, период работы со 02 декабря 2006 года по 19 декабря 2010 года в качестве машиниста-обходчика по турбинному оборудованию, машиниста паровых турбин ... Республики Казахстан, досрочную пенсию по старости с учетом специального стажа с 23 марта 2017 года.

Из сообщения Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения Республики Казахстан от 02 ноября 2018 года следует, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 01 января 1998 года согласно Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». По имеющимся в базе данных сведениям на Белосвет И. перечислялись обязательные пенсионные взносы (л.д. 9).

С учетом представленных пенсионному органу сведений о перечислении обязательных пенсионных взносов за периоды работы с 19 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 19 декабря 2010 года в качестве машиниста – обходчика по турбинному оборудованию, машиниста паровых турбин ответчиком УПФ в г. Новочебоксарск эти периоды работы истца включены в ее страховой стаж.

Из сообщения департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области Республики Казахстан от 11 августа 2017 года следует, что действие пенсионного законодательства, дающего право на льготную пенсию по Спискам №№ 1 и 2, прекращено с 01 января 1998 года. Согласно действующему Закону Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» лицам, не достигшим общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет), но имеющим по состоянию на 01 января 1998 года необходимый общий трудовой стаж, в том числе стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда по Спискам №№ 1 и 2, предусмотрено право назначения государственного специального пособия из средств республиканского бюджета. Льготный стаж до 01 января 1998 года определяется в строгом соответствии со Списком № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, который составлен по видам производств или работ.

В спорные периоды трудовая деятельность истца осуществлялась за пределами Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашение от 13 марта 1992 года), подписанным в том числе Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

В соответствии со ст. 3 Соглашения от 13 марта 1992 года все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Согласно ст.ст. 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Каких-либо изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение от 13 марта 1992 года не вносилось.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Согласно Письму Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года № 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина), производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В этой связи трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 года, с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды по трудовому договору с 14 марта 1992 года и по найму с 01 января 2002 года подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 01 января 1998 года, право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, с 01 января 1998 года не предусмотрено (отменено).

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца.

При определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, имеющих стаж на соответствующих видах работ (специальный стаж) на территориях других государств, не может не учитываться наличие или отсутствие в этих государствах института досрочных пенсий.

Поскольку институт льготных пенсий в связи с тяжелыми условиями труда существовал в Республике Казахстан до 01 января 1998 года и с этой даты отменен, то периоды работы истца могли быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий только до этой даты.

Однако спорные периоды работы истца имели место после 01 января 1998 года, с этой даты институт досрочных пенсий в государстве, на территории которого работала истец, отменен.

Из анализа норм Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что граждане, переехавшие по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства - участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации того вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства - участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.

Как указано выше, в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с тяжелыми условиями труда, поэтому в специальный стаж истца для определения ее права на такую пенсию на территории Российской Федераций могли быть включены периоды ее работы на территории Республики Казахстан, имевшие место в период вхождения республики в состав СССР и до 01 января 1998 года, когда вступил в силу Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», отменивший институт досрочных пенсий в связи с тяжелыми условиями труда.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истца, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Белосвет Ирины на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 06 июня 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи Г.И. Алексеева

З.А. Степанова

33-3843/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Белосвет И.А.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Алексеева Г. И.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
29.07.2019Передача дела судье
19.08.2019Судебное заседание
09.09.2019Передано в экспедицию
09.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передано в экспедицию
19.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее