Дело <номер>а-615/2022
УИД 22RS0<номер>-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года <адрес>
Павловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кречетовой О.А.,
при секретаре Бекметовой Ю.Ю.,
с участием административного истца Карева А.В., представителя административного истца Копылова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Карева А. В. к Администрации Павловского сельсовета <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче выписки из похозяйственной книги, возложении обязанности выдать выписку на жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Карева А.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Павловского сельсовета <адрес> о признании незаконным отказа, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в выдаче выписки из похозяйственной книги, возложении обязанности выдать выписку на жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес>, в обоснование требований административный истец указал, что в 1981 году приобрел жилой дом, расположенный по адресу <адрес> у Мечатевой Н., права на этот дом были зарегистрированы в администрации Павловского сельсовета (ранее –исполнительный комитет), с ДД.ММ.ГГГГ был прописан по данному адресу, после чего он оплачивал все платежи. ДД.ММ.ГГГГ он заключил брак с Каревой Г.А., проживал в доме с супругой и детьми. ДД.ММ.ГГГГ Карева Г.А. умерла. ДД.ММ.ГГГГ он был снят с регистрационного учета и зарегистрировался у дочери в <адрес>, весной 2022 года решил вновь зарегистрироваться в своем доме, однако не смог этого сделать из-за отсутствия правоустанавливающих документов, в ЕГРН права на жилой дом и земельный участок не зарегистрированы, сведения об этих объектах в ЕГРН отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Павловского сельсовета с заявлением о выдаче выписок из похозяйственной книги, ДД.ММ.ГГГГ им получен оспариваемый отказ. Административный истец считает отказ в выдаче выписок незаконным, противоречащим п.34 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденного приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
В судебном заседании административный истец Карев А.В. и его представитель Копылов В.М. поддержали административные исковые требования, Карев А.В. пояснил, что с 1981 года владеет и пользуется домом и земельным участков как собственник, адрес дома изначально было <адрес>, затем на улице были возведены новые дома, номер дома стал 50. После смерти супруги зимой 2021 года временно переехал к дочери в <адрес>, так как является инвалидом и ему трудно было проживать одному, для получения пенсии зарегистрировался у дочери, весной 2022 года вернулся домой, зарегистрироваться не может, так как документы не сохранились. В 1981 году приобрел дом по расписке, которая была составлена в присутствии двух свидетелей, эту расписку его супруга отвезла в исполнительный комитет, они были прописаны в доме, постоянно проживали с семьей. Для оформления прав на дом и участок ему необходима выписка из похозяйственной книги, однако в ее выдаче отказано.
Представитель администрации Павловского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении административного иска, указав, что похозяйственные книги на домовладение ведутся с 1991 года, в них содержатся сведения о членах хозяйства, сведения о личном подсобном хозяйстве, общие сведения о жилье, земельном участке. Отказ в выдаче выписок из похозяйственной книги является законным и обоснованным, поскольку Каревым А.В. в нарушение требований Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача выписок и справок» не были представлены правоустанавливающие документы на домовладение (выписки из ЕГРН или свидетельства о государственной регистрации прав на собственность). Кроме того, Карев А.В. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета, проживает в <адрес>, в администрации правоустанавливающие документы на домовладение отсутствуют. Сведения о смене почтового адреса домовладения отсутствуют.
Заслушав пояснения административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика и пришел к следующему.
В ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления предусмотрена также ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п. п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов, а также соблюдения срока обращения за судебной защитой.
На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. п. 3 и 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, В ЕГРН имеются сведения о ранее учтенном объекте недвижимости- индивидуальном жилом доме, площадью 45,2 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют. При этом сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а также о жилом доме и земельном участке, расположенных по адресу: <адрес> в ЕГРН отсутствуют.
Также административным истцом в суд представлен технический паспорт на завершенный строительством и принятый в эксплуатацию жилой дом, 1959 года постройки, общей площадью 45,2 кв.м., жилой площадью 30,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, составленный ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся сведения о Кареве А.В. как о правообладателе объекта.
Карев А.В. согласно данных паспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Карев А.В. обратился в Администрацию Павловского сельсовета <адрес>, указав в заявлении адрес проживания <адрес>, с заявлением о выдаче выписки из похозяйственной книги на земельный участок, выписки из похозяйственной книги о правах на дом, дубликата договора купли-продажи жилого дома за 1981 год на жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Кареву А.В. направлен ответ за <номер>, в котором административному истцу сообщено, что согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента Администрации Павловского сельсовета по предоставлению муниципальной услуги «Выдача выписок и справок» от ДД.ММ.ГГГГ <номер> основанием для предоставления выписки из похохяйственной книги на земельный участок являются: правоустанавливающие документы на домовладение, паспорт владельца, основанием для выдачи выписки из похозяйственной книги на домовладение согласно п.ДД.ММ.ГГГГ являются документ на право собственности на домовладение, технический паспорт дома, домовая книга. Документами, подтверждающими куплю-продажу Павловский сельсовет не располагает, рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок, Карев А.В. обратился в суд с данным административным иском об оспаривании отказа в части невыдачи ему выписок из похозяйственной книги в отношении жилого дома и земельного участка, в котором просил обязать администрацию сельсовета направить ему соответствующие выписки в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Проанализировав положения Административного регламента Администрации Павловского сельсовета по предоставлению муниципальной услуги «Выдача выписок и справок» от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, содержание оспариваемого ответа, оценив доводы сторон и представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административного иска ввиду следующего.
Как установлено судом, постановлением Администрации Павловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> был утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача выписок и справок», пункт ДД.ММ.ГГГГ которого предусматривает, что для получения выписки из похозяйственной книги на земельный участок заявитель обязан представить (помимо паспорта) правоустанавливающие документы на земельный участок и домовладение, а для получения выписки из похозяйственной книги на домовладение заявитель должен предоставить: документ на право собственности на домовладение, технический паспорт дома, домовую книгу (п.ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.2.7 Административного регламента основанием для отказа в выдачи справки и (или) выписки является отсутствие необходимых документов, указанных в п.2.6 регламента.
Основанием для отказа в выдаче Кареву А.В. выписок из похозяйственных книг послужило непредоставление им вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающих документов на земельный участок, документа на право собственности на домовладение, технического паспорта на дом, что предусмотрено пунктами ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Часть 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Обязательность ведения похозяйственных книг по установленным формам была предусмотрена п. 7 ст. 11 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР".
Постановлением Госкомстата СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ).
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что в похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Порядок ведения похозяйственных книг утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов".
Согласно пунктам 1, 11 и 14 указанного Порядка ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства. Первым в похозяйственной книге записывается член хозяйства, на которого оформлен земельный участок или жилой дом, записанного первым определяют, как главу хозяйства. Члены хозяйства, совместно проживающие с главой хозяйства и (или) совместно осуществляющие с ним ведение хозяйства, записываются со слов главы хозяйства или взрослого члена хозяйства.
Согласно пункту 34 Порядка ведения похозяйственных книг любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок. Выписка из книги составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра являются подлинными. Они подписываются руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом, ответственным за ведение книги (указаны в пункте 2 данного Порядка), и заверяются печатью органа местного самоуправления. Выписка из книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.
Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0368.
Таким образом, действующим на федеральном уровне законодательством установлено, что выписка из похозяйственной книги может быть выдана любому члену хозяйства при предъявлении документа, удостоверяющего личность, как в установленной, так и в произвольной форме, в том числе в форме листов похозяйственной книги, сведения предоставляются в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Требований о предоставлении членом хозяйства каких-либо дополнительных документов (за исключением паспорта) для получения выписки из похозяйственной книги не установлено.
Более того, в силу п.3 ч.1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) сама является правоустанавливающим документом, на основании которого производится регистрация права собственности.
В связи с изложенным, пункты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача выписок и справок», утвержденного постановлением Администрации Павловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, противоречат пункту 34 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденному приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 345; и в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» безосновательно устанавливают требования о предоставлении членом хозяйства, обратившимся с заявлением о выдаче выписки из похозяйственной книги иных документов, помимо паспорта (правоустанавливающие документы на земельный участок и домовладение, документ на право собственности на домовладение, технический паспорт дома, домовую книгу), в связи с чем пункты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента согласно ч.2 ст. 15 КАС РФ не подлежат применению судом при рассмотрении данного дела.
Рассматривая требования административного истца, суд принимает во внимание п.34 Порядка ведения похозяйственных книг утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, похозяйственные книги в <адрес> ведутся Администрацией Павловского сельсовета с 1991 года, при этом в похозяйственной книге <номер> (1991-1995гг) имеются записи относительно хозяйства по адресу: <адрес>, о членах хозяйства, в том числе первым записан Карев А.В.; о наличии в пользовании хозяйства жилого дома, земельного участка (без указания на основания пользования, реквизиты документа).
Аналогичные сведения содержатся и в похозяйственной книге <номер> (1997-2001гг.), при этом в данной книге также имеются отметки о переадресации хозяйства по адресу <адрес> с <номер> на <номер>.
В похозяйственной книге <номер>, заложенной в 2022 году, личное подсобное хозяйство по адресу <адрес> имеет лицевой счет <номер>, сведения о наличии личного подсобного хозяйства по адресу <адрес> в представленных документах отсутствуют, первым в числе членов личного подсобного хозяйства записан Карев А. В..
Из пояснений Карева А.В. следует, что выезд его в <адрес> имел временный характер, он уехал к дочери на зиму, так как в силу состояния здоровья не мог проживать один, снялся с регистрации для удобства получения пенсии, однако весной вернулся домой, где и планирует проживать, желает оформить документы на дом, в связи с чем обратился с заявлением в сельсовет, предъявив паспорт что административный ответчик не опроверг.
При установленных обстоятельствах снятие Карева А.В. с регистрационного учета по месту жительства (с ДД.ММ.ГГГГ), временное отсутствие его по месту жительства по <адрес> в <адрес> не лишает Карева А.В., как члена личного подсобного хозяйства, права на получение выписки из похозяйственной книги по запрошенным им сведениям о жилом доме и земельном участке, находившихся в пользовании хозяйства с 1991 года, в том объеме, который имеется в похозяйственных книгах.
Следует также отметить, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ внесены изменения в действующее законодательство, которые с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предоставляют гражданину, использующему для постоянного проживания возведенный до ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.
В частности, в ч.5 ст. 3.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка, одним из которых является выписка из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, возведенный до 14 мая 1998 года, и который предоставлен в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданину в собственность бесплатно, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого жилого дома (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой жилой дом, которые осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок. Орган государственной власти или орган местного самоуправления после государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, государственного кадастрового учета жилого дома (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрации права собственности гражданина на жилой дом обязан передать собственнику выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок и жилой дом, указанные в настоящей части, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (часть 30 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, отказ административного ответчика в выдаче административному истцу выписок из похозяйственной книги относительно жилого дома и земельного участка на основании пунктов 2.6.11, 2.6.12 Административного регламента, которые противоречат пункту 34 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденному приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345, п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нельзя признать законным и обоснованным.
Этот отказ нарушает право Карева А.В., являющегося членом личного подсобного хозяйства, на получение выписки из похозяйственной книги, предусмотренное п.34 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345.
Признавая незаконным оспариваемый отказ, суд в силу ст. 227 КАС РФ возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Карева А.В. от 26.05.2022 о выдаче выписок из похозяйственной книги по запрошенным им сведениям согласно требованиям п. 34 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345.
Следует отметить, что в силу указанного пункта выписка из похозяйственной книги может быть выдана Администрацией Павловского сельсовета как в произвольной форме (с указанием тех сведений, которые имеются в похозяйственных книгах, в том числе о переадресации хозяйства, с указанием на отсутствие правоустанавливающих документов и т.п.), так и в форме копий листов похозяйственных книг.
Поскольку Административным регламентом от ДД.ММ.ГГГГ <номер>в в п.2.9 установлен срок предоставления Муниципальной услуги- не более 1 часа, то суд устанавливает срок для сообщения о результатах повторного рассмотрения заявления Карева А.В. в суд и административному истцу - в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу, находя этот срок разумным и достаточным для повторного рассмотрения заявления.
Оснований для удовлетворения требований административного истца в части возложения обязанности направить ему в течение 3-х дней выписки из похозяйственной книги суд не усматривает, так как это будет являться вмешательством в деятельность органа местного самоуправления.
Административный истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет, иных судебных расходов, подлежащих распределению, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Карева А. В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Павловского сельсовета <адрес>, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в выдаче выписок из похозяйственной книги.
Возложить на Администрацию Павловского сельсовета <адрес>, обязанность повторно рассмотреть заявление Карева А. В. от ДД.ММ.ГГГГ в части выдачи выписки из похозяйственной книги на жилой дом и земельный участок в соответствии с требованиями пункта 34 Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, утвержденного приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
О результатах повторного рассмотрения заявления Карева А.В. сообщить в суд и административному истцу в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административный иск Карева А.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Павловский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.А.Кречетова