Дело №2-1422/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2017 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска в составе:
Судьи Кочеткова Д.В.
при секретаре Зиминой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова СВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от 03 февраля 2017 года ответчик отказал в назначении государственной пенсии по старости по пп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку отсутствуют документы, подтверждающие участие в 1987 году Павлова С.В. в работах, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец просит признать незаконным решение ответчика, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить истцу государственную пенсию по старости по п.п. 3 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01 февраля 2017 года.
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенному в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Вахитова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу, а также следующий письменный отзыв.
Право на назначение государственной пенсии в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предоставлено гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности строго руководствуются законодательными и иными нормативно-правовыми актами РФ в области пенсионного обеспечения. Нормами федерального закона в качестве необходимого условия для назначения указанного вида пенсии установлено подтверждение факта участия в ликвидации последствий аварии па Чернобыльской АЭС именно в зоне отчуждения.
Статьей 8 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 (первая редакция) определено, что под зоной отчуждения понимается «зона (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до принятия настоящего Закона - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории РСФСР, загрязненные радиоактивными веществами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 году население было эвакуировано. В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование». Перечни населенных пунктов зон отчуждения, из которых в связи с аварией на ЧАЭС население было сразу же эвакуировано, утверждены постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20.06.1986 №745-209 и в нем населенные пункты Могилевской области Белорусской ССР (в частности, дер. Деряжня Костюковичского района) не указаны. Статьей 8 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 определено, что в 1986-1987 годах зона отчуждения именовалась 30- км зоной, в 1988-1991 годах зоной отселения. Истец находился деревне Деряжня в 1987 году, то есть когда зона отчуждения именовалась 30-км зоной, а не зоной отселения. Деревня Деряжня находится за пределами 30-км зоны и никогда не относилась ни к зоне отчуждения, ни к зоне отселения.
Как следует из Письма Госкомтруда СССР от 04.07.1990 № 2125-ФК и Порядка оформления и выдачи удостоверений, объявленного Письмом Госкомчернобыля СССР от 05.08.1993 № ВС-10-3618. удостоверения выдавались лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), определенной в ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 как «зона отчуждения», а также лицам, выполнявшим работы непосредственно на самой станции.
В силу п.З ст. 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах но ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. № 5625-1 "Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации", к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся указанные в списке работы при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти (в примечании).
Из анализа указанных выше норм следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие п. 3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, является выполнение ими в 1986-1990 годы работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.
Согласно справке Исполнительного комитета Могилевского областного совета народных депутатов от 16.01.1992 №38-115, выданной в адрес Совета Министров Удмуртской Республики (уполномоченный орган в 1992 году на выдачу удостоверений), истец значится в составе студенческого отряда «БКД» Ижевского госмединститута, который в период с июня по август 1987 года находился в деревне Деряжня Костюковичского района Могилевской области Белоруской ССР, плотность радиационного загрязнения 48,86 Ки\кв.км, которая относится к зоне последующего отселения. При этом в перечнях населенных пунктов зоны отчуждения, из которых в связи с аварией на ЧАЭС население было эвакуировано, утвержденных постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 20.06.1986 №745-209 «О возмещении материального ущерба населению, эвакуированному из населенных пунктов зоны отчуждения Чернобыльской АЭС» и от 22.08.1986 №1005-285 «О дополнительных мерах по трудоустройству, обеспечению жильем и социально-бытовым обслуживанием населения, эвакуированного из населенных пунктов в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и возмещению ему материального ущерба» населенные пункты Могилевской области Белорусской ССР (в частности, деревни Братьковичи и Деряжня Костюковичского района) не предусмотрены. Данные населенные пункты были предусмотрены в другом перечне населенных пунктов, в которых для проживающих в них граждан введено ограничение потребления сельскохозяйственной продукции местного производства, утвержденным постановлением СМ СССР от 22.08.1986 № 1006-286. Согласно перечню территорий (населенных пунктов и других объектов) Республики Беларусь, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 № 328, дер. Деряжня Костюковичского района Могилевской области отнесена к зоне последующего отселения с плотностью загрязнения почвы цезием -137 более 40 Ки/кв.км, что соответствует зоне отселения по российскому законодательству (ст.9 Закона от 15.05.1991 № 1244-1). Кроме того, в ответе Могилевского областного исполнительного комитета от 20.06.2016 №124-ОЧАХ разъяснено о том, что согласно письму Министерства здравоохранения Белорусской ССР от 10 декабря 1990 года №08-з 4660, направленному госорганам по Указанию Совета Министров БССР, деревня Деряжня в результате аварии на ЧАЭС к 30-километровой зоне (зоне отчуждения) не отнесена. Таким образом, указанными первичными документами и нормативными документами (СССР, Белорусской ССР) подтверждено, что дер. Деряжня Костюковичского района Могилевской области никогда не относилась к зоне отчуждения.
Согласно диплому о высшем образовании серии ФВ №185528 в спорный период времени истец являлся студентом дневного отделения ИГМИ. Из пункта 3 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 следует, что к участникам ликвидации последствий аварии могут относится граждане (в том числе временно направленные или командированные), военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС. При этом вопрос о возможности отнесения студентов строительных отрядов к участникам ликвидации последствий аварии был рассмотрен Конституционным Судом РФ, который в постановлении от 01.04.2014 № 9-ТТ подчеркнул, что таким лицам может быть предоставлено право на возмещение вреда и меры социальной поддержки как лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии, если будет надлежащим образом подтвержден факт выполнения студенческим отрядом работ по ликвидации последствии аварии в период с 26.04.1986 по 31.12.1990 в населенных пунктах, находящихся именно в зоне отчуждения. Удостоверение было выдано Павлову С.В. в 2008 году, до вынесения постановления Конституционного Суда РФ от 01.04.2014 № 9-П, кроме того вышеуказанными документами не подтверждено нахождение студенческого отряда и выполнение им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в населенных пунктах, находящихся именно в зоне отчуждения.
Таким образом, вышеперечисленными доказательствами подтверждается отсутствие права на досрочное назначение государственной пенсии Павлова С.В. ввиду отсутствия доказательств осуществления им работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году именно в зоне отчуждения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Аналогичная норма прописана и в п.22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (далее - Правила от 17.11.2014 №884н). При этом согласно пунктам 63-65 Правил от 17.13.2014 №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, путем направления запросов в соответствующую организацию, государственный (муниципальный) орган.
В связи с отсутствием документального подтверждения факта участия Павлова С.В. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения в указанных учреждениях был направлен запрос в Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики об обоснованности выдачи удостоверения истцу и представления документов, подтверждающих обоснованность его выдачи, поскольку полномочия по выдаче таких удостоверений переданы в настоящее время данному учреждению.
Согласно ответу Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 07.08.2017 за исх. №4930/01-37, министерство также не располагает информацией о документах, послуживших основанием для выдачи Павлову С.В., вышеуказанного удостоверения в связи с отсутствием личного дела Павлова С.В.
Согласно пункту 66 Правил от 17.11.2014 №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для установления пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство Удмуртской Республики не исполнило обязательства по хранению документов, на основании которых выдано данное удостоверение, также не предприняло никаких мер по восстановлению этих документов для того, чтобы провести проверку удостоверения в соответствии с полномочием, возложенным на него законодателем, как на орган, выдавший данное удостоверение, не подтвердило законность его выдачи и не предприняло мер. предусмотренных действующих законодательством, к признанию его недействительным и изъятию.
Закон от 15.05.1991 № 1244-1 предусматривает различный уровень льгот пенсионного обеспечения в зависимости от того, в какой зоне радиоактивного загрязнения проживал или работал гражданин - для зоны отчуждения предусмотрен выход на пенсию для мужчин в 50 лет (ст. ст. 30.31), для зоны отселения снижение пенсионного возраста производится в зависимости от количества полных лет работы или проживания в указанной зоне (ст. ст. 32,33). Кроме того, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения выдаются удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Порядком от 08.12.2006 № 727/831/165н (ранее от 29.02.2000 №114 66 23н), а для граждан, работавших (проживавших) в других зонах радиоактивного загрязнения выдаются удостоверения единого образца для граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Порядком от 11.04.2006 № 228/271 /63н (ранее письмом Госкомчернобыля России от 12.11.1992 №ВД-8-3729), т.е бланки указанных удостоверений различны.
Нормы федерального закона выше постановления Правительства РФ. утвердившего перечень документов, основанием для назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно нормам федерального закона является само участие в указанных работах в зоне отчуждения, а удостоверение служит лишь документом, выданным в подтверждение такого участия уполномоченными государственными органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
На основании вышеизложенного, полагает, что право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению у Павлова С.В. отсутствует, в связи с недоказанностью факта осуществления Павловым С.В. работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения (30-км зоне) в 1987 г.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
12 января 2017 года Павлов С.В. обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о назначении ему государственной пенсии по старости.
03 февраля 2017 года решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № Павлову С.В. на основании пп.3 п.1 ст. 10 Федерального закона от -Дата- №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в назначении государственной пенсии по старости отказано. Из содержания решения усматривается, что в подтверждение статуса участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году представил удостоверение серии Р №, выданное 04.09.2008 г. Правительством УР. Из других документов следует, что Павлов С.В. с 1984 года по 1991 годы обучался в ИГМИ по специальности «лечебное дело». Студентов к числу участников ликвидации последствий аварии, которые указаны в п. 3 ст. 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, отнести нельзя. Из числа студентов ИГМИ в 1987 году создавался строительный отряд «Атлант» для проведения строительных работ на территории Могилевской области БССР, подвергшейся, радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС. Студенческий отряд «Атлант» ИГМИ работал в дер. Деряжня Костюковичского района Могилевской области, плотность радиационного загрязнения 48,8 Ки/кв.м. В списке студенческого отряда ««Атлант» ИГМИ значился Павлов С.В. Вместе с тем, указанная деревня согласно Постановлению Совета Министров Беларусь от 01 июня 1992 № 323 отнесена к зоне последующего отселения, а к 30 километровой зоне (зоне отчуждения) никогда не относилась. Таким образом, первичными документами не подтверждается участие Павлова С.В. в зоне отчуждения. Таким образом, оснований для назначения государственной пенсии по старости в соответствии с п.2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ, ст. 30 Закона № 1244-1, как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1987 году со снижением установленного возраста на 10 лет, не имеется.
Истец, не согласившись с данным решением, подал в суд вышеуказанный иск.
Между сторонами имеется спор о праве истца на досрочное пенсионное обеспечение, в частности, ответчиком оспаривается, что истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу 01 января 2015 года, (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установление пенсии производится по заявлению гражданина. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Согласно статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н.
Данным перечнем предусмотрено, что для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже (п.17), для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы, удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (п.18 п.п. «а»).
Согласно п.98 Перечня участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления о проживании на загрязненной территории.
Образец удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от 29.02.2000 г., а позднее Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 г.
Этими же приказами утверждены порядок и условия выдачи удостоверения.
Положением о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от 29.02.2000 г., установлено, что удостоверение выдается гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Аналогичное условие содержится в п.2 Порядка и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 г.
Этим же порядком предусмотрено, что удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия Порядка 2006 года, действительны для предоставления им мер социальной поддержки.
Согласно п. 3 Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от 29.02.2000 г., оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 12 января 2017 года.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13, п.1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, имеют право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Истец Павлов С.В. достиг возраста 50 лет 29 января 2017 года. Именно с этой даты при наличии всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, и обращении в пенсионный орган с соответствующим заявлением в письменной форме, он был вправе ставить вопрос о назначении ему государственной пенсии по старости.
Павлов С.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году в зоне отчуждения, что подтверждается удостоверением серии Р №, выданным Правительством Удмуртской Республики 04 сентября 2008 года.
Представленное истцом удостоверение соответствует образцу, утвержденному Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от 29.02.2000 г. (действующему на дату выдачи удостоверения) и соответственно действительно до настоящего времени для предоставления ему мер социальной поддержки.
Данный документ является достаточным для подтверждения факта участия с ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, дающего право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н.
Указанное удостоверение в установленном порядке не аннулировано, является действительным.
Перечень от 28.11.2014 N 958н. не требует предоставления иных доказательств для подтверждения факта участия с ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Павлова С.В. о назначении государственной пенсии по старости по старости по п.п. 3 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» подлежат удовлетворению, поскольку после обращения 12.01.2017 г. за пенсией, 29.01.2017 г. истец достиг возраста 50 лет, имеет трудовой стаж более пяти лет, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, что подтверждено соответствующим удостоверением.
Доводы представителя ответчика о том, что удостоверение истца является недействительным, факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения не подтвержден первичными документами, суд не считает возможным положить в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку оценка действительности удостоверения не является предметом рассмотрения настоящего спора между сторонами, требования о недействительности удостоверения или о его аннулировании являются самостоятельным гражданско- правовым спором, который подлежит разрешению в отдельном гражданском деле.
Пока не доказано иное, суд исходит с добросовестности участников гражданских правоотношений (ст. 10 ч.5 ГК РФ).
Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 19.02.2004 г. N ГКПИ 03-1519 установлено, что при выдаче удостоверений нового образца гражданам, имеющим удостоверения старого образца, соответствующие органы уже располагают надлежащими документами, подтверждающими участие этих граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, повторное возложение на граждан обязанности по представлению указанных документов, не признанных не соответствующими действительности, нельзя признать неправомерным.
Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истцу не соответствует требованиям пенсионного законодательства, данное решение подлежит отмене.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее…
В соответствии со ст. 196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку истец просит назначить ему пенсию не с первого числа месяца, в котором он обратился за ее назначением, а с 01 февраля 2017 года, считает необходимым назначить истцу пенсию с указанной даты. Оснований для выхода за пределы заявленных требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Павлова СВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в ... (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в ... (межрайонного) Удмуртской Республики № от 03 февраля 2017 года об отказе в назначении государственной пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Павлову СВ государственную пенсию по старости по п.п. 3 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01 февраля 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия через суд, вынесший решение.
Судья Кочетков Д.В.