Решение по делу № 2-342/2017 от 13.09.2017

Дело №2-342/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2017 года                                    г.Шагонар

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монге-Далай Ч.Ч., при секретаре Баз-оол А.В., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Натпит-оол С.К. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» о начислении и выплате стимулирующих выплат,

с участием истца Натпит-оол С.К. и ее представителя Кыныраа М.А., и представителя ответчика Монгуша В.Х.,

установил:

истец обратился в суд к ответчику с иском о начислении и выплате стимулирующих выплат, указывая на то, что стимулирующие выплаты работникам ГБУЗ РТ Улуг-Хемский ММЦ им. А.Т. Балгана» производятся на основании Положения об оплате труда и Положения о выплатах стимулирующего характера по показателям и критериям эффективности деятельности основных категорий медицинских работников ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ» (далее-Положение), которые являются приложениями к коллективному договору, действующему до 31 декабря 2016г., утвержденному главным врачом У. и согласованных председателем первичной профсоюзной организации А. В связи с тем, что новый коллективный договор после 31 декабря 2016 года не был разработан и утвержден, на момент обращения в суд он является действующим.Пунктом 12 Дополнительного соглашения от 31 декабря 2015 к трудовому договору, заключенного между ней и ответчиком, ей, помимо оклада и выплаты компенсационного характера были установлены выплаты стимулирующего характера. Указанное выше Положение в соответствии с пунктом 1.3 распространяется на всех работников ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ» государственной системы здравоохранения РТ в соответствии со следующим перечнем: а) врачи, б) средний медицинский персонал, в) младший медицинский персонал. Согласно п.1.4 Положения основной задачей его является обоснованное, упорядоченное и целевое распределение денежных средств, полученных от республиканского бюджета и ОМС. Пунктом 3.3. Положения установлено, что начисление выплат стимулирующего характера производится ежемесячно на основании протоколов комиссий. Во исполнение п.3.4 Положения в дополнительном соглашении от 31 декабря 2015 года пунктом «г» установлены показатели и критерии оценки эффективности деятельности среднего медицинского персонала поликлиники. В дополнительном соглашении п.13 предусмотрено, что выплата заработной платы работнику производится в сроки и порядке, которые установлены трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, а стимулирующие выплаты по критериям эффективности выплачиваются в месяце, следующем за отчетным, во время выдачи заработной платы. Согласно пункту 3.8 Положения распределение стимулирующих выплат по критериям качества производится Комиссией, утвержденной приказом по учреждению. Функциями Комиссии (1 уровня) является оценивание выполнения показателей эффективности работниками структурного подразделения, оформление решения комиссии протоколом, ознакомление под роспись работников с оценкой качества их работы. Второй уровень Комиссии оформляет проект приказа о распределении стимулирующих выплат за качество работы. Механизм распределения стимулирующих выплат конкретным работникам установлен на основе балльной оценки. Максимальное количество баллов, которое может получить работник организации -14 баллов. До 31 декабря 2015 года ей, в соответствии с протоколом Комиссии начислялись стимулирующие выплаты и выплачивались на основании приказов главного врача. С января 2016 года выплаты стимулирующего характера перестали начисляться. В бухгалтерии им сказали, что работникам, чья зарплата финансировалась с республиканского бюджета, стимулирующие выплаты, не полагаются и не полагались, что ранее таковые выплачивались предыдущим главным врачом незаконно, таким образом, ей стимулирующие выплаты не выплачивались в течение всего 2016 года и за период с января по август 2017 года. Между тем некоторые работники выплаты стимулирующего характера получали, получали также и администрация. Не получали указанные выплаты только несколько работников туберкулезного отделения, работники наркологического и психиатрического кабинетов, и некоторое другие работники. Не получившие стимулирующие выплаты работники 26 августа 2016 года подали коллективное письменное обращение главному врачу К. с просьбой разъяснить причины невыплаты. Однако, по сегодняшний день ответ они не получили. За указанный период истец не имеет дисциплинарных взысканий, которые могли бы повлиять на выплаты стимулирующих выплат. Ее не знакомили с оценкой качества ее работы, приказом о снижении процентов стимулирующих выплат. Она не подпадает под перечень лиц, которым не производятся выплаты стимулирующего характера (п.4.2,4.4. Положения, а также абзац 3 пункта «г» дополнительного соглашения от 31.12.2015 года). В какой-то период их обнадежили, сообщив, что финансовые средства имеются и будут выплачены в конце года, действительно, в конце года ей выплатили 4 000 рублей, то ли премии, то ли стимулирующие выплаты. Таким образом, считает, что не начисленные ей выплаты стимулирующего характера, предусмотренных дополнительным соглашением к трудовому договору, а также локальными нормативными актами ГБУЗ противоречащими действующему законодательству. Сумма невыплаченных выплат составляет на 10 сентября 2017 года составляет 68 960 (8620 руб.*8 мес.). В связи с нарушением трудовых прав истца по выплате заработка ответчик должен уплатить денежную компенсацию, размер которой составил 4792 руб. Кроме того истец перенес нравственные страдания, так как выплата заработной платы не в полной размере, поставило ее и ее семью в сложное материальное положение. Имея <данные изъяты> детей выживать на 9900 рублей, из которых 50% удерживается в счет погашения задолженности по кредиту, практически невозможно. Ее дети обделены в качественном питании, школьные принадлежности детям не приобретаются. Им отключили электроэнергию. Задолженность по коммунальным платежам с каждым днем растет. Из-за данных обстоятельств у нее ухудшилось состояние здоровья, постоянно чувствует головную боль, а с ноября 2016 года у нее начало болеть сердце. Считает, что ответчик должен выплатить компенсацию морального вреда, оцениваемый ею в 100 000 рублей. Просит взыскать с ответчика недоначисленную и не выплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат в сумме 68 960рублей за период с января по август 2017 года, денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после срока выплаты 6 февраля-6 сентября 2017 года в размере 4 792 рублей, также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В последующем исковые требования увеличены, дополнительно к ранее заявленным, просит взыскать стимулирующие выплаты также за сентябрь и октябрь 2017 года по 8700 рублей, итого 17 400 рублей. Всего просит взыскать с ответчика недоначисленную и не выплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат в сумме 860360 рублей за период с января по октябрь 2017 года, денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после срока выплаты 6 февраля-6 октября 2017 года в размере 4 919,75 рублей, также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей

В судебном заседании истец и ее представитель иск полностью поддержали по указанным основаниям и просили удовлетворить полностью.

Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что выплата стимулирующих выплат является прерогативой работодателя, который в настоящем случае, оснований не усмотрел.

Выслушав участвующих в деле лиц и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 2003 года: с 01 июля 2003 года принята на работу временно <данные изъяты> поликлиники, с 8 сентября 2006 переведена <данные изъяты> с 11 сентября 2006 года.

Трудовой договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, в п.10 которого прописаны составляющие заработной платы: должностной оклад 3172 руб., 30% за мед.стаж, 25% за вредные условия, 50% северный коэффициент, 40% районный коэффициент. 31 декабря 2015 года заключено дополнительное соглашение к трудовому договору.

Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и положения об оплате труда работников «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр» следует, что заработная плата работникам ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ» выплачивается два раза в месяц: 10 и 25 числа выплачивается заработная плата работников, которая финансируется по линии Территориального фонда ОМС; 20 и 05 числа выплачивается заработная плата работников, которая поступает из бюджета.

31 декабря 2015 года между работодателем и работником заключено дополнительное соглашение, в п.12 котором предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовом договором, работнику устанавливается заработная плата: должностной оклад в размере 4820 рублей, 90% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 10 %за непрерывный стаж работы. Кроме того выплачиваются стимулирующие выплаты для медицинских работников в пределах фонда оплаты труда по критериям эффективности работника.

Ни в трудовом договоре, ни в дополнительном соглашении к трудовому договору не предусмотрены стимулирующие выплаты в определенном конкретном размере.

Обращаясь в суд с настоящим иском истец указывает, что стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда, однако суд считает их несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, закреплено право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение (ст. 23).

Также, исходя из смысла ст. 37 Конституции Российской Федерации, защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 2 ст. 5, ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.

При этом, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также соответствующая обязанность работодателя выплачивать заработную плату в полном размере и обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности закреплены в ст. ст. 21, 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает:

- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации - Поощрения за труд).

При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В соответствии с названными нормами права, а также исходя из условий трудового договора, дополнительного соглашения к нему и Положения о премировании работников, суд пришел к выводу о том, что начисление премий, в отношении размера которых возник настоящий спор, как стимулирующих выплат, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, при этом, действиями работодателя, связанными с премированием истца, дискриминации последнего допущено не было. Премия является стимулирующей выплатой и принятие решения о премировании работника относится к исключительной компетенции работодателя, так как по смыслу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае премии не входят в состав его заработной платы.

В Коллективном договоре, принятом на общем собрании работников ГБУЗ РТ «Удуг-Хемский ММЦ» 5 марта 2014 года на 2014-2016 годы, установлены взаимные обязательства между работниками и работодателем помимо других, также по вопросам условий труда и его оплаты, также закрепления дополнительных по сравнению с действующими законами, нормативно-правовыми актами, региональным соглашением, другими соглашениями, трудовых прав и гарантий работников. Коллектив договор приложен Правилами внутреннего рудового распорядка, Положением об оплате труда работников, Положением о выплатах стимулирующего характера по показателям и критериям эффективности деятельности основных категорий медицинских работников, Положением об ежегодных основных оплачиваемых и дополнительных оплачиваемых отпусках работников

Положением «Об оплате труда работников ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр»» регулируются порядок оплаты труда работников, и предусматривает единые принципы оплаты труда, по которому ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр» в пределах выделенных финансовых ассигнований самостоятельно определяет виды и размеры надбавки и доплат и других выплат стимулирующего характера, но не ниже установленных.

Положением об отраслевой системе оплаты труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр» в целях обеспечения единых подходов при установлении системы оплаты труда работников медицинской организации и определении порядка и условий оплаты труда работников, предусмотрено то, что фонд оплаты труда работников медицинской организации формируется исходя из объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения медицинской организацией государственного задания, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования. Система оплаты труда работников медицинской организации включает в себя: оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда. Ответственность за перерасход фонда оплаты труда несет руководитель медицинской организации (1. Общие положения). Выплаты стимулирующего характера производятся при условии достижения работником медицинской организации определенных количественных и качественных показателей работы (п.2.3).

Порядок и условия осуществления стимулирующих выплат предусмотрен Положением о денежных выплатах стимулирующего характера медицинским работником ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ», утвержденным приказом от 14 марта 2017 года, согласно которому стимулирующие выплаты предусмотрены медицинским работникам, финансирование которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. Этим же приказом все ранее действовавшие приказы, предусматривавшие стимулирующие выплаты отменены.

Таким образом, исходя из вышеуказанных Положений, следует, что премиальная выплата по итогам работы как выплата стимулирующего характера не является обязательной и безусловной частью заработной платы работника. Из данного Положения следует, что она как самостоятельная выплата не определена, а относится к прочим выплатам стимулирующие выплаты устанавливаются в целях поощрения работников и не относятся к обязательным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, что свидетельствует о том, что спорная выплата не относится к обязательным выплатам, так как не входит в систему оплаты труда, работодатель самостоятельно устанавливает основания для ее применения, то есть является исключительно правом работодателя, а не его обязанностью, невыплата премии с 2017 года в соответствии с действующими у работодателя локальными нормативными актами не свидетельствует о нарушении прав истца на получение заработной платы в том объеме, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца у суда не имеются.

В связи с отказом в удовлетворении основного иска, вытекающие от основного требования о выплате денежной компенсацию за задержку выплат и компенсации морального вреда, также подлежат отклонению.

    На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

решил:

    в удовлетворении исковых требований Натпит-оол С.К. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» о начислении и выплате стимулирующих выплат, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 9 ноября 2017 года (4,5,6 ноября-выходные дни).

Председательствующий                            Ч.Ч. Монге-Далай

2-342/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Натпит-оол С.К.
Ответчики
ГБУЗ РТ "Улуг-Хемский ММЦ имени А.Т. Балгана"
Другие
Кыныраа Марина Анатольевна
Суд
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
ulug-hemskiy.tva.sudrf.ru
13.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2017Передача материалов судье
18.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2017Судебное заседание
01.11.2017Судебное заседание
09.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее