Решение от 29.01.2015 по делу № 2-471/2015 (2-9527/2014;) от 22.12.2014

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2015 года

Дело 2-471/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

29 января 2015 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего – судьи Ганбиной С.В.,

при секретаре – Дорошенко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Проценко Д.А. о признании незаконным бездействие военного комиссара Мурманской области,

УСТАНОВИЛ:

Проценко Д.А., в лице представителя по доверенности Артемьева А.Н., обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с заявлением о признании незаконным бездействие военного комиссара Мурманской области.

В обоснование заявления указал, что он ранее был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, в настоящее время является здоровым. В целях реализации права на прохождение военной службы по контракту, он обратился с заявлением на имя военного комиссара Мурманской области. Ответом Военного комиссара Мурманской области от Дата ему сообщено, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 1870 «Об утверждении временного типового положения о пункте (отбора на военную службу по контракту) в субъекте (субъектах) Российской Федерации» задачи по обеспечению мероприятий по отбору кандидатов для поступления на военную службу по контракту возложены на пункт (отбора на военную службу по контракту) по Мурманской области Адрес***), в связи с чем, его заявление для дачи ответа по существу было перенаправлено начальнику пункта по Мурманской области ФИО 1. Ответом начальника пункта (отбора на военную службу по контракту) по Мурманской области от Дата №*** сообщено, что для поступления на военную службу по контракту необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым к кандидатам для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные силы МО РФ, в частности, иметь категорию по здоровью «А-годен», «Б-годен с незначительными ограничениями». Ответом военного комиссариата Мурманской области от Дата Проценко Д.А. отказано в повторном медицинском освидетельствовании. Полагает, что военный комиссар Мурманской области вопреки законодательству присвоил себе единоличное право на принятие соответствующих решений на поступление на военную службу по контракту.

Из медицинских документов следует, что Проценко Д.А. в настоящее время здоров. Организация освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов РФ. Военным комиссаром Мурманской области не принимаются меры к организации медицинского освидетельствования Проценко Д.А. в целях установления категории годности к военной службе и по профессиональному психологическому отбору. Бездействием военного комиссара Мурманской области нарушены права заявителя на труд. Просит суд признать незаконным и необоснованным бездействие военного комиссара Мурманской области, и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя путем организации и проведении в отношении Проценко Д.А. медицинского освидетельствования и мероприятия по профессиональному психологическому отбору в отношении него в целях установления категории годности к военной службе.

В судебном заседании Проценко Д.А. и его представитель по доверенности Артемьев А.Н. поддержали заявление по основаниям, изложенным в нем.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Мурманской области Журавлева В.Е. в судебном заседании с заявлением не согласилась, указала, что в 2012 году в связи с созданием в столицах субъектов Российской Федерации пунктов отбора на военную службу по контракту в военных комиссариатах были проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых из штатов военных комиссариатов исключены ранее существовавшие должности отделения (пункта набора граждан на военную службу по контракту), в связи с чем доводы заявителя о том, что военный комиссар на основании заявления Проценко Д.А. о поступлении на военную службу по контракту должен был провести все мероприятия, связанные с его отбором на военную службу, несостоятельны. Полномочия на проведение мероприятий по набору на военную службу по контракту с военного комиссара в настоящее время сняты вышестоящими органами военного управления. Полагает, что при отсутствии у Проценко Д.А. заключения независимой военно-врачебной экспертизы, опровергающего заключение ВВК, признавшего Проценко Д.А. «ограниченно годным к военной службе» при призыве на военную службу, законных оснований у Военного комиссариата Мурманской области для направления его на повторное медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 84 Положения о военно-врачебной экспертизе не имеется. Просит оставить требования без удовлетворения в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявление Проценко Д.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, отбираемых для поступления на военную службу по контракту во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется также указанными войсками и органами.

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, также по направлениям внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1 ст. 5.1 Закона граждане при поступлении на военную службу по контракту, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Согласно пунктов 1, 2 статьи 33 Закона гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.

Согласно пункта 4 статьи 34 Закона определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

Определение соответствия граждан, отбираемых внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей и указанных органов.

Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

Пунктом 5 статьи 34 Закона определены основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта.

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее Положение).

Статьей 5 Положения определен порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту. Так, гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете - в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

В заявлении указываются: а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения; б) место жительства; в) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин желает заключить контракт; г) срок, на который предполагается заключение контракта.

Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет: а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту; б) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме; в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки; г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования; д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей; е) дополнительные документы.

Перечень и содержание дополнительных документов, представляемых гражданином в военный комиссариат при поступлении на военную службу по контракту, могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации (в воинских частях - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

Военные комиссариаты (воинские части) регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту (п. 4 статьи 5 Положения).

Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту (далее именуется - кандидат).

Согласно п. 5 статьи 5 Положения заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по следующим основаниям: а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации (кроме лиц, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации и воинские формирования); б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт; в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд; г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления; д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы.

Военные комиссариаты (воинские части) оформляют на кандидата личное дело и другие необходимые документы. Перечень документов и порядок их оформления определяются для военных комиссариатов Министром обороны Российской Федерации (для воинских частей - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей) (пункт 6 статьи 5 Положения).

Как установлено в судебном заседании, Проценко Д.А., Дата года рождения, ранее признанный ограниченно годным к военной службе решением призывной комиссии города Мурманска от Дата , Дата обратился к начальнику отдела военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску с заявлением об оформлении документов для поступления на военную службу по контракту и выдать направление для прохождения медицинского освидетельствования.

Заявление было переадресовано начальнику пункта (отбора на военную службу по контракту) по Мурманской области.

Дата Проценко Д.А. обратился к начальнику отдела по набору граждан на военную службу по контракту Мурманской области с заявлением об оформлении на военную службу по контракту в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, приложив все документы, поименованные в статье 5 Положения о порядке прохождения военной службы.

Начальник пункта (отбора на военную службу по контракту) по Мурманской области в ответ на заявление Проценко Д.А. о приеме на военную службу по контракту письмом от Дата №*** сообщил, что для поступления на военную службу по контракту необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым к кандидатам для поступления на военную службу по контракту, в частности иметь категорию по здоровью А или Б.

Дата Проценко Д.А. вновь обращается к военному комиссару Мурманской области с заявлением о направлении его для повторного переосвидетельствования для установления категории годности к военной службе, указав, что в настоящее время он проходит службу в органах МЧС России по Мурманской области, постоянно проходит медицинскую комиссию по поликлинике УВД, диагноз, выставленный призывной комиссией в 2000 году не подтверждается.

Дата повторно направил в военный комиссариат Мурманской области заявление о поступлении на военную службу по контракту.

Письмом от Дата №*** военный комиссар Мурманской области сообщил Проценко Д.А. о том, что оснований для проведения в отношении него мероприятий по повторному медицинскому освидетельствованию у Военного комиссариата Мурманской области нет.

Письмом от Дата №*** военный комиссар Мурманской области проинформировал Проценко Д.А. о том, что согласно информации, поступившей в адрес военного комиссариата Мурманской области от начальника пункта (отбора на военную службу по контракту) по Мурманской области, отбор кандидатов на военную службу по контракту, имеющих категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен, временно не производится, в связи с выполнением установленного задания Командующего войсками Западного военного округа по набору граждан на военную службу по контракту на 2014 год и в связи с нецелесообразностью отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту, из числа граждан, не имеющих практического опыта по военно-учетной специальности, обусловленной достаточным количеством граждан, имеющих указанный опыт военной службы.

Судом установлено, что Проценко Д.А. в установленном законом порядке обратился в военный комиссариат Мурманской области с заявлением о желании поступить на военную службу по контракту, предоставив все необходимые документы.

Оснований, предусмотренных п. 5 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы, для возврата заявления Проценко Д.А. у военного комиссара Мурманской области не имелось.

Однако сведений о том, что заявление Проценко Д.А. было зарегистрировано Военным комиссариатом и принято к рассмотрению как заявление гражданина, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, что на Проценко Д.А. было заведено личное дело, суду не представлено и материалы дела не содержат.

При рассмотрении заявления Проценко Д.А. военным комиссаром Мурманской области нарушен порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту, установленный статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

В силу пункта 7 статьи 5 Положения военный комиссар (командир воинской части) рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания: о проведении медицинского освидетельствования кандидата; о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору; о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту; о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан (иностранных граждан), поступающих на военную службу по контракту (далее именуется - комиссия военного комиссариата по отбору кандидатов), либо аттестационной комиссией воинской части.

Согласно пункта 8 статьи 5 Положения медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно негоден к военной службе;

Д - негоден к военной службе.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

В соответствии с пунктом 24 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, организация освидетельствования граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, возлагается на военно-врачебные комиссии отделов военных комиссариатов.

Согласно пункта 84 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.

Пунктом 85 Положения о военно-врачебной экспертизе обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 настоящего Положения.

Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.

Военным комиссаром Мурманской области в течение месяца со дня поступления заявления Проценко Д.А. указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата дано не было.

Довод представителей заинтересованного лица о том, что указанием Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от Дата №*** и начальника штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа от Дата №*** с военных комиссариатов сняты задачи по отбору военнослужащих по контракту, в связи с созданием в столицах субъектов Российской Федерации пунктов отбора на военную службу по контракту, не может служить основанием для признания действий военного комиссара Мурманской области законными и обоснованными, поскольку Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, полномочия по проведению мероприятий по отбору военнослужащих по контракту возложены на военные комиссариаты.

Согласно подпункта 21 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. N 160 к основным задачами военных комиссариатов относятся, в том числе, проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий: по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе; по медицинскому освидетельствованию граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации, и граждан, пребывающих в запасе.

В силу пункта 21 Положения о военных комиссариатах военный комиссар, в том числе организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом.

Проанализировав действующее законодательство и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что военным комиссаром Мурманской области В.Соловей допущено бездействие по рассмотрению заявления Проценко Д.А. о поступлении на военную службу по контракту, выразившееся в том, что он не дал указания о проведении медицинского освидетельствования Проценко Д.А. для установления категории годности кандидата к военной службе, поскольку установление категории годности по результатам медицинского освидетельствования имеет значение для проведения остальных мероприятий в отношении кандидата, установленных п. 7 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 84 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░ 2013 ░. № 565.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░.░.░░░░░░░

2-471/2015 (2-9527/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Проценко Д.А.
Другие
Военный комиссариат МО
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
22.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2014Передача материалов судье
23.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2015Предварительное судебное заседание
29.01.2015Судебное заседание
03.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее