2-2/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Бутухановой Н.А.,
при секретаре Бахмановой Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амекачева С.А., Амекачев Р.Т. к АО «Читаэнергосбыт» о признании действий по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости электрической энергии на общедомовые нужды незаконными, о возложении обязанности прекращения действий по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, о возложении обязанности произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды,
У С Т А Н О В И Л:
Гр. Амекачева С.А., Амекачев Р.Т. обратились в суд с вышеназванным иском, указывая, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Истцы отмечают, что ежемесячно в их адрес ответчик направляет платежные уведомления, в которые включена задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предъявлены начисления ОДН на сумму 3850 рублей 43 копейки, пени в размере 1167 рублей 60 копеек, госпошлина 200 рублей.
Истцы просят учесть, что оснащение прибором общедомового учета многоквартирного дома по адресу: <адрес> было произведено с нарушением законодательства, поскольку им как собственникам помещения в многоквартирном доме, не было предложено оснащение прибором учета, используемых ресурсов, согласие на его установку они также не давали, в общее имущество прибор учета электроэнергии не передан.
Кроме того, в доме отсутствуют места общего пользования, оборудованные энергопринимающими устройствами, кроме осветительных лампочек на лестничных площадках, которые не всегда освещают.
Истцы просят учесть, что они являются добросовестными плательщиками за полученную электроэнергию, и не должны нести расходы за недобросовестных плательщиков, которые не оплачивают электроэнергию. У многих жильцов в квартирах стоят старые приборы учета электроэнергии. Много квартир сдается в наем, и неизвестно, оплачивается ли электроэнергия за данные квартиры или нет.
Истцы указывают, что на момент установки общедомового прибора учета здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся. Таким образом, приборы учета были установлены ОАО «МРСК Сибири» неправомерно и не могут быть использованы при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрической энергии на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, истцы Амекачева С.А., Амекачев Р.Т. просят признать действия АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, по начислению стоимости электрической энергии на общедомовые нужды незаконными, возложить обязанность прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, обязать произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды (л.д.4-9).
В ходе рассмотрения дела истцы Амекачева С.А., Амекачев Р.Т. уточнили исковые требования, в части спорного периода, указав, что просят проверить обоснованность начислений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).
В ходе рассмотрения дела истцы Амекачева С.А., Амекачев Р.Т. увеличили исковые требования, указав, что в нарушение требований законодательства филиалом ПАО «МРСК Сбири» - «Бурятэнерго» допущены нарушения при проведении процедуры допуска ОДПУ в эксплуатацию. Акт о допуске ОДПУ в многоквартирном <адрес> составлен работниками ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» в незаконном составе, без привлечения уполномоченных представителей управляющих и обслуживающих организаций, представителей жильцов многоквартирных домов. В связи с чем, составление акта допуска общедомовых приборов учета в эксплуатацию осуществлено без законных оснований. Договоры, регулирующие условия установки, замены и (или) эксплуатации ОДПУ непосредственно с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах не заключались. Приборы учета решением собственников помещений многоквартирного дома в состав общего имущества не включались. Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчеты, требует от жильцов плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Учитывая изложенное, истцы просят признать незаконными действия ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес>, о возложении обязанности на АО «Читаэнергосбыт» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет электрической энергии по лицевому счету Амекачевых, исключив суммы начислений за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления в законную силу решения.
Истцы Амекачева С.А. и Амекачев Р.Г. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.
Будучи допрошенной в предыдущих судебных заседаниях, Амекачева С.А. подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска с учетом уточнения исковых требований, пояснив, что является ответственным плательщиком коммунальных услуг, в том числе по оплате за электроснабжение. Ежемесячно или ежеквартально регулярно ею производятся сверки с операторами «Читаэнергосбыт». В начале ДД.ММ.ГГГГ к ним поступили платежные документы о имеющейся задолженности перед ОАО «Читаэнергосбыт». При обращении к операторам ей пояснили, что при отсутствии необходимости оформления субсидии, на указанную сумму задолженности не стоит обращать внимание. После этого она продолжила оплачивать текущие платежи, а ДД.ММ.ГГГГ поступил судебный приказ мирового судьи о том, что они должны оплатить задолженность около 5000 рублей. Она не согласна с суммой ОДН, поскольку ежемесячно оплачивала сумму ОДН, которую указывали операторы ОАО «Читаэнергосбыт». Считает, что это общая задолженность, которую впоследствии раскидывают по потребителям.
Представитель истца Соковиков М.Г. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя с учетом уточнений, изложил те же доводы, что отражены в исковых заявлениях. Считает, что поскольку установка приборов произведена с нарушением процедуры, кроме того, в данном доме имеются квартиры, не оборудованные индивидуальным прибором учета, нельзя признать верными расчеты за потребленную энергию. Настаивает на заявленных требованиях, просит признать незаконными действия по начислению платы по формуле № и обязать произвести перерасчет по расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Кравченко Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поддержала отзыв на исковое заявление, указав, что считает исковые требования необосноваными, поскольку истец с ДД.ММ.ГГГГ оплачивала электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды согласно нормативу. Электросчетчик ОДПУ по адресу проживания истца <адрес> был установлен ДД.ММ.ГГГГ. Установка ОДПУ жильцами дома неоспаривалась. В ДД.ММ.ГГГГ АО «Читаэнергосбыт» был произведен перерасчетначислений платы электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды в сторону доначисления. По третьему пункту заявленных требований считает, что перерасчет платы на общедомовые нужды предусмотрен только в случае временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованным индивидуальным прибором учета и общим прибором учета, а также при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг при проведении ремонтных работ в пределах установленной продолжительности перерывов. Считает, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты, так как остаётся непонятным, какое право истцов было нарушено. Истцами не предоставлено доказательство, бесспорно свидетельствующих о нарушении их прав. В связи с тем, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета, при начислении платы гражданам за общедомовые нужды, АО «Читаэнергосбыт» руководствовалось п.13 приложения № к Правилам, которым установлено, что объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле №. Таким образом собственники квартир в вышеуказанном доме обязаны оплачивать электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды по формуле №. Ранее, ввиду отсутствия информации о наличии общедомового прибора учета электрической энергии, или неисправности ОДПУ начисление общедомовых нужд по адресу: <адрес>, осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ по формуле № (по нормативу), а в ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет платы электроэнергии предоставленные на общедомовые нужды в сторону доначисления - по формуле №. Установив, что вышеуказанный многоквартирный жилой дом оказался оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета, АО «Читаэнергосбыт» в целях приведения расчетов в соответствие с требованиями п. 13 Приложения № к Правилам, был проведен расчет (перерасчет) объема электрической энергии израсходованной на общедомовые нужды по формуле №. Действующее законодательство РФ не запрещает АО «Читаэнергосбыт» привести расчеты с потребителями в соответствии с обязательными требованиями в пределах срока исковой давности. Оформление каких либо дополнительных документов, в том числе приказов, распоряжений не требуется. Сведения о ежемесячных начислениях за потребленную электрическую энергию в жилом помещении и сведения о ежемесячных начислениях за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды отражены в «Расчете общедомовых нужд». Таким образом, если в многоквартирных жилых домах есть управляющая организация или товарищество собственников жилья, но ими не заключен договор о приобретении электрической энергии, потребляемой в жилых помещениях, или электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, у гарантирующего поставщика - ОАО «Читаэнергосбыт», в силу прямого указания Правил возникает договорные отношения напрямую с бытовыми потребителями, как в части внутриквартирного потребления, так и в части потребления на общедомовые нужды. Договоры энергоснабжения по вышеуказанному адресу заключены потребителями, у них установлены индивидуальные приборы учета. Показания общедомового прибора учета в ТП «Энергосбыт Бурятии» поступают от ПАО «МРСК Сибири» - филиала «Бурятэнерго» на бумажном носителе. Что касается отсутствия достоверной информации по площадям МКД, то данная информация получена от прежнего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго». Не согласны с доводами искового заявления о том, что ОДПУ были установлены ПАО «МРСК Сибири» в нарушении законодательства, поскольку в указанном законе имеется оговорка о том, что требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что данное указание нельзя расценивать как запрет на установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемой электрической энергии в многоквартирных жилых домах, нуждающихся и капитальном ремонте, тем более, если дом продолжает эксплуатироваться и капитальный ремонт по каким-либо причинам не проводится. ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес ПАО «МРСК Сибири» поступило письмо Минэнерго России, в котором разъясняется, что в законодательстве РФ отсутствует запрет на оборудование ветхого дома коллективным прибором учета, следовательно, оснований для признания установки соответствующих приборов учета незаконными нет. Также не согласны с тем, что в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установка ОДПУневозможна, в случаях, когда требуется реконструкция, капитальный ремонтили создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможнообеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку ихустановки, условиям эксплуатации, в том числе из-за у помянутоготехнического состояния внутридомовых инженерных систем, температурногорежима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечитьдоступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены. Полагает, что вуказанном документе речь идет об установлении фактов наличия либоотсутствия технической возможности установки прибора учетасоответствующего вида в многоквартирном доме, но не о запрете установкиколлективных (общедомовых) приборов учета. Более того, на момент установки ОДПУ отсутствовало официальное решение соответствующих органов исполнительной власти о признании дома аварийным (ветхим), следовательно жилой дом был пригоден для установки общедомового прибора учета. Полагает, что при наличии возможности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в доме, подлежащем капитальному ремонту, такие приборы могут быть установлены, поскольку это отвечает цели принятия закона - эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов, стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности. Само по себе обстоятельство, что внутридомовые инженерные системы нуждаются в реконструкции или в капитальном ремонте не препятствует оборудованию его ОДПУ электрической энергии и не является основанием для признания действий по установке ОДПУ незаконным. С учетом изложенного просит в заявленных требованиях отказать в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено МРСК «Сибири».
Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнергосбыт» Сбродова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, согласно ранее направленному в адрес суда отзыву и дополнениям к отзыву, просила суд в удовлетворении заявленных истцами требований отказать в связи со следующим. Прибор учета был установлен ПАО «МРСК Сибири» не только для определения количества электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом, но и в целях определения количества электрической энергии, приобретаемой у гарантирующего поставщика для учета потерь и для определения объема оказанных гарантирующему поставщику услуг по передаче электрической энергии. Соответственно, данный прибор учета был установлен и применяется для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. Исходя из изложенного, ПАО «МРСК Сибири» считает, что установка и введение в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии не нарушает права собственников и пользователей помещений в МКД. Законом не предусмотрено оспаривания (признания незаконным) действий организации, не наделенной государственными или иными публичными полномочиями. Истцами избран ненадлежащий способ защиты права, что влечет неисполнимость судебного решения. У суда отсутствуют основания для удовлетворения иска в части требований к ПАО «МРСК Сибири» вне зависимости от каких-либо иных обстоятельств дела. Требования истцов нарушают права АО «Читаэнергосбыт» в части самостоятельного выбора способа ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, так как произведение перерасчета - внесения изменений в электронный или письменный документ внутреннего учета, в случаях, когда на необходимость внесения таких изменений прямо не указано в законодательстве, является правом организации, а не ее обязанностью. Таким образом, обязание внести изменения в документы внутреннего учета организации (не банковский лицевой счет) является нарушением ее прав, гарантированных ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Из искового заявления следует, что настоящий спор имеет место не по причине неоказания ответчиком услуг, не по поводу качества выполненных работ, услуг, а связан с расчетом платежа за электроэнергию на общедомовые нужды, что не является по смыслу Закона РФ «О защите прав потребителей» услугой. Каких-либо претензий по поставке электрической энергии, ее качеству исковое заявление не содержит. Собственники помещений в МКД обязаны оснастить дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до ДД.ММ.ГГГГ В противном случае, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны самостоятельно установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета. Что и явилось основанием для самостоятельной установки ПАО «МРСК Сибири» ОДПУ в МКД по адресу <адрес>, за счет собственных средств. Требования истцов влекут нарушение права АО «Читаэнергосбыт» как исполнителя коммунальной услуги электроснабжения общедомового имущества на обеспечение коммерческого учета потребленного коммунального ресурса и на взимание платы, соответствующей фактически потребленному коммунальному ресурсу. ПАО «МРСК Сибири» считает, что соблюдение, либо несоблюдение порядка установкиОДПУ и ввода его в эксплуатацию не может свидетельствовать о неисправности прибора учета. Спорный общедомовой прибор учета был в установленном законом порядке введен в эксплуатацию и допущен к коммерческому учету коммунальных ресурсов. Исковые требования об отмене необоснованно начисленной платы за общедомовые нужды могут быть удовлетворены судом только в том случае, если истцы докажут, что прибор учета был неисправен, а показания являются недостоверными. Отсутствие уведомления об установке прибора учета не влечет для истцов каких-либо нарушений их прав и законных интересов. Изменение условий расчета для истцов происходит только в случае введения общедомового прибора в эксплуатацию, к которому требование об уведомлении потребителя не применяется. При вводе в эксплуатацию ОДПУ присутствовал представитель управляющей организации, т.е. лица, наделенного полномочиями от имени собственников помещений в МКД участвовать в правоотношениях по установке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации ОДПУ. Также ранее управляющая организация была уведомлена о вводе ОДПУ в эксплуатацию. В нарушение ст. 60 ГПК РФ истец доказательств проведения проверки ОДПУ и выявления недостатков в его работе не представил, установленный законодательством порядок досудебного урегулирования спора истцом не соблюден. Истцом не обосновано, каким образом установка, введение в эксплуатацию отвечающего требованиям закона общедомового прибора учета и - как следствие введения в эксплуатацию - учет потребленного коммунального ресурса нарушает его права. На сетевую организацию, осуществляющую установку прибора учета на границе своих сетей не распространяются требования о проведении обследования внутридомовых инженерных систем МКД. Также требования Приказа Минрегиона от ДД.ММ.ГГГГ. № не распространяются на такую ситуацию. Истцы, осуществляя пользование квартирой в доме и добросовестно пользуясь своими жилищными правами, могли и должны были знать, что прибор учета в доме установлен и введен в эксплуатацию. Таким образом, считаем ссылку истцов на то, что они не были осведомлены об установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ несостоятельной. Общедомовой прибор учета в МКД истцов введен в эксплуатацию в 2011г. Соответственно, установлен данный прибор был в течение месяца до этой даты. Таким образом, срок исковой давности по требованию о признании установки ОДПУ незаконной истекает после ДД.ММ.ГГГГ Настоящим ПАО «МРСК Сибири» просит применить срок исковой давности к требованию о признании установки и ввода в эксплуатацию прибора учета незаконной и отказать в удовлетворении данного требования. Юридическим адресом филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» согласно выписке из ЕГРЮЛ является <адрес>. Считаем, что данное дело не подсудно Кяхтинскому районному суду Республики Бурятия, так как подано не по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ) и не по месту нахождения ее филиала (ч.2 ст. 29 ГПК РФ). На основании изложенного, просит отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статья 539 ч. 1 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 544 Гражданского Кодекса РФ следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отмечено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 г. № 178 утверждена примерная форма предложения оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов, которая предусматривает, что организация, оказывающая услуги по передаче (снабжению) электроэнергии уведомляет, в том числе и собственника помещения в многоквартирном доме, и лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, о необходимости заключения договора по установке прибора учета.
Из справки Управляющей компании «Комфорт» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в многоквартирном доме ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенном по адресу <адрес>, капитальный ремонт системы электроснабжения с момента сдачи в эксплуатацию не производился.
Согласно акта допуска приборов учета электрической энергии в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что акт составлен с участием представителя ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и УУиРЭ Кяхтинского РЭС.
Учитывая, что прибор учета электрической энергии был установлен ПАО «МРСК-Сибири» в ДД.ММ.ГГГГ без уведомления собственника помещения в многоквартирном доме, а также лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, о необходимости заключения договора по установке прибора учета, поэтому данный прибор не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, как установленный с нарушением действующего законодательства.
Кроме того суд считает обоснованным довод представителя истца, что договоры, регулирующие условия установки, замены и (или) эксплуатации ОДПУ непосредственно с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме не заключались.
Поэтому суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконными действий ПАО «МРСК Сибири» по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес>.
Как следует из показаний представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт», истцы с ДД.ММ.ГГГГ оплачивали за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, по нормативу. В ДД.ММ.ГГГГ. АО «Читаэнергосбыт» был произведен перерасчет начислений платы за электроэнергию предоставленной на общедомовые нужды в сторону доначисления с учетом показаний ОДПУ по формуле № согласно п.13 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг. Из представленного финансового лицевого счета истца видно, что расчет платы за потребленную жильцами электроэнергию производится по показаниям данных общедомового прибора учета.
В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п. 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п.37 Правил).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п.44 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно п.44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (п.46 Правил).
Согласно п.47 Правил в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, приходящийся на одно жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется по формуле 12. При расчетах учитываются такие данные, как объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета.
Согласно п.17 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Согласно разделу 4 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель в том числе несет обязанность при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В п.32 Правил предоставления коммунальных услуг указано, что исполнитель имеет право: устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
При таких обстоятельствах суд считает установленным в судебном заседании факт, что представителями ответчиков не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о достоверности показаний общедомового прибора учета, данных, послуживших основанием для расчета по формуле № объема (количества) электрической энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды по месту проживания истцов. Доводы стороны истца не опровергнуты, тогда как согласно приведенным выше Правилам исполнитель обязан проверять состояние индивидуальных приборов учета и достоверность предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать, что данные расчеты объема электроэнергии, правильность расчета объема (количества) электрической энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в указанном выше многоквартирном доме, являются достоверными и правильными. Поэтому суд приходит к выводу о необходимости признания незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на ОДН по формуле №.
Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение вышеприведенных норм закона, показания общедомового прибора учета электроэнергии были учтены при исчислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды истцу. Поэтому суд расценивает действия ответчика, связанные с перерасчетом в сторону доначисления платы за электроэнергию на ОДН с применением показаний ОДПУ, как незаконные. Вследствие этого суд считает незаконным, нарушающим права истца как потребителя, включение в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с учетом показаний общедомового прибора учета. Расчет платы подлежит исчислению в соответствии с формулой 15 приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, определяющей объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования о возложении на ответчика АО «Читаэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет оплаты, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими удовлетворению.
Исковые требования в части возложения на АО «Читаэнергосбыт» обязанности исключения суммы начислений за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления в законную силу решения суда, суд считает также обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истцы освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Амекачева С.А., Амекачев Р.Т. удовлетворить.
Признать незаконными действия ПАО «МРСК Сибири» по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес>.
Признать действия АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, произведенной АО «Читаэнергосбыт», с учетом общедомового прибора учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет оплаты, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключить суммы начислений по показаниям коллективного прибора учета.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Город Кяхта» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бутуханова Н.А.