Решение по делу № 33а-9031/2019 от 30.07.2019

Судья Маркова Н.В. № 33А-9031

Докладчик Копылова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«21» августа 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Копыловой Е.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Зиновьевой К.В.,

при секретаре Баранчиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Копыловой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе начальника правового отдела администрации г. Прокопьевска Мягких А.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 мая 2019 года

по административному исковому заявлению администрации г. Прокопьевска к Прокуратуре Кемеровской области, заместителю прокурора Кемеровской области Тимошичеву А.М. о признании незаконным представления от 14 марта 2019 года об устранении нарушений закона,

УСТАНОВИЛА:

Администрация г. Прокопьевска обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления прокуратуры Кемеровской области.

Требования мотивирует тем, что в администрацию города Прокопьевска поступило представление прокуратуры Кемеровской области от 14.03.2019 об устранении нарушений закона, подписанное заместителем прокурора Кемеровской области Тимошичевым А.М.

Администрация города Прокопьевска считает, что данное представление от 14.04.2019 является незаконным. Указывает, что на основании решения Центрального отдела социальной защиты населения Комитета социальной защиты населения администрации города Прокопьевска от 24.08.2018 прекращена с 01.07.2018 ежемесячная компенсационная выплата по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги Столбецкой Надежде Михайловне.

В силу пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Столбецкая Н.М. являлась получателем меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

На дату принятия решения Столбецкая Н.М. проживала и состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Совместно с ней по указанному адресу также проживали (состояли на регистрационном учете): ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент принятия решения лет) и ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент принятия решения года).

Столбецкая Н.М. не вступила в повторный брак, проживала с несовершеннолетним ребенком – ФИО12., но при этом также проживала с совершеннолетним членом семьи - ФИО3. Подобный вариант (супруга не вступила в повторный брак, проживала с несовершеннолетним и совершеннолетним ребенком) нормами пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не предусмотрен в качестве основания для получения меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Кроме того, в оспариваемом представлении от 14.03.2019 искажен факт снятия с регистрационного учета ФИО3 Так, в представлении указано, что она была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> 04.03.2018, то есть до даты принятия решения . Данные обстоятельства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку ФИО3 была снята с регистрационного учета граждан по указанному адресу 04.03.2019, то есть после даты принятия решения .

Также администрация г. Прокопьевска не согласна с правовой позицией прокуратуры Кемеровской области, изложенной в представлении, в части того, что место регистрационного учета гражданина может не совпадать с его местом жительства. Считает, что вывод в представлении от 14.03.2019 о том, что регистрационный учет гражданина по месту жительства и фактическое место жительства могут не совпадать, но при этом сохраняются права на обеспечение необходимых условий для реализации своих прав и свобод, основано на неверном применении норм материального права, а именно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пунктов 1,3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании изложенного администрация города Прокопьевска считает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку Столбецкая Н.М. фактически не относилась ни к одной из категорий, перечисленных в указанной норме права.

Выводы в представлении от 14.03.2019 о том, что решение не соответствует утвержденной форме, поскольку принято неуполномоченным органом не может породить каких-либо правовых последствий, основаны на неполном установлении фактических обстоятельств дела.

Просит суд признать незаконным представление прокуратуры Кемеровской области от 14.03.2019 об устранении нарушений закона.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 15 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.

В апелляционной жалобе начальник правового отдела администрации г. Прокопьевска Мягких А.Г., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Считает, что судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела. Настаивает, что с Столбецкой Н.М. проживала совершеннолетняя дочь ФИО3, в связи с чем у Столбецкой Н.М. прекращено право на получение мер социальной поддержки.

На апелляционную жалобу участвующим в деле прокурором принесены возражения (л.д. 100-101).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Прокопьевска Мягких А.Г., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель прокуратуры Кемеровской области Гордиенко Е.В., действующая на основании доверенности, полагала решение суда законным и не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона № 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу положений п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, оспариваемое представление от 14.03.2019 года внесено заместителем прокурора области Тимошичевым А.М. в адрес Главы г. Прокопьевска об устранении нарушений закона; на основании ст. 6, 22, 24 Федерального закона № 2202-1 предъявлены требования принять меры по устранению допущенных нарушений (л.д. 9-10).

Основанием для внесения оспариваемого представления послужили результаты прокурорской проверки по обращению Столбецкой Н.М. о неправомерном прекращении выплаты компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, которая была назначена заявителю с 01.07.2010 года на основании п.п. 4 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что представление от 14.03.2019 года внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О ветеранах», реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Социальная поддержка членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п.п. 9 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»).

В силу положений ст. 23.2 указанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных, в том числе ст. 21 настоящего Федерального закона.

Законом Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Федеральным законом «О ветеранах», наделены органы местного самоуправления (п. 21 ч. 2 ст. 2).

Постановлением администрации г. Прокопьевска от 30.12.2016 № 192-п уполномоченным органом за реализацию отдельных государственных полномочий Кемеровской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, переданных органам местного самоуправления на территории Прокопьевского городского округа, в том числе, по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», определен Комитет социальной защиты населения администрации г. Прокопьевска.

В соответствии с положением Комитета социальной защиты населения администрации города Прокопьевска, утвержденным решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 25.03.2016 № 305, Комитет является отраслевым органом администрации г. Прокопьевска, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и осуществляет исполнительные, распорядительные функции в сфере социальной защиты населения г. Прокопьевска. Комитет осуществляет отдельные государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Прокопьевского городского округа, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области (п.1.1).

Комитет обладает правами юридического лица (п.1.6).

Задачами Комитета являются, в том числе, назначение, перерасчет, индексация и выплата пенсий, пособий, компенсаций, доплат, субсидий и иных выплат, установленных действующим законодательством и выплачиваемых через органы социальной защиты (п. 2.5).

В соответствии с возложенными задачами Комитет формирует по Прокопьевскому городскому округу единый реестр граждан, имеющих право на меры социальной поддержки или нуждающихся в социальной помощи и социальном обслуживании (п. 3.1.1); устанавливает право граждан и осуществляет предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи отдельной категории граждан, определенных федеральными законами, законами Кемеровской области и нормативными правовыми актами Прокопьевского городского округа (п. 3.1.2); назначает и выплачивает пособия, выплаты и компенсации (п. 3.1.7); разрабатывает предложения по формированию проекта бюджета Прокопьевского городского округа и осуществляет в установленном порядке расходование средств, связанных с реализацией отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, переданных органам местного самоуправления, а также по реализации за счет средств бюджета Прокопьевского городского округа дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (п. 3.1.21).

Для выполнения возложенных задач Комитет формирует структуру, состоящую из отделов, определяет их функции, наделяет полномочиями. Центральный отдел социальной защиты населения входит в структуру Комитета (п. 6.3).

В соответствии со ст. 25 Устава муниципального образования «Прокопьевский городской округ», утвержденного постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 № 120, структуру органов местного самоуправления города Прокопьевска составляют: представительный орган местного самоуправления - Прокопьевский городской Совет народных депутатов; глава муниципального образования - Глава города Прокопьевска; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Прокопьевска; контрольно-счетный орган города Прокопьевска - контрольно-счетная палата Прокопьевского городского округа (ч.1).

Глава города Прокопьевска является высшим должностным лицом города Прокопьевска (ст. 34 Устава).

Полномочия Главы города Прокопьевска определены в статье 37 Устава.

Согласно ст. 39 Устава, администрация города Прокопьевска наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Прокопьевска федеральными законами и законами Кемеровской области. Структурные подразделения Администрации города Прокопьевска, созданные по распоряжению Главы города Прокопьевска, не являются юридическими лицами. Органы Администрации города Прокопьевска, учреждаемые Прокопьевским городским Советом народных депутатов, обладают правами юридического лица.

Структура администрации города Прокопьевска утверждена решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 13.11.2007 № 352.

Таким образом, несмотря на единство органов исполнительной власти, то, что Глава города их возглавляет, их деятельность осуществляется на основе принципа разделения компетенции.

Доводы представления прокурора от 14.03.2019 года сводятся к вопросу о неправомерном прекращении выплаты Столбецкой Н.М. компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, что отнесено к компетенции Комитета социальной защиты населения администрации г. Прокопьевска. Глава города Прокопьевска полномочиями по назначению, прекращению, возобновлению компенсационных выплат не наделен.

Таким образом, представление внесено в адрес неуполномоченного на его исполнение по существу лица.

Указанное не было учтено судом первой инстанции. В связи с чем решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 мая 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.

Признать незаконным представление заместителя прокурора Кемеровской области Тимошичева А.М. от 14 марта 2019 года .

Председательствующий: Копылова Е.В.

Судьи: Евтифеева О.Э.

Зиновьева К.В.

33а-9031/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Прокопьевска
Ответчики
Прокуратура КО
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Копылова Елена Вадимовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
30.07.2019Передача дела судье
21.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее