Дело № 2-139/2025 (2-1602/2024)
УИД: 25RS0013-01-2024-002051-35
Мотивированное решение составлено: 23.01.2025г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2025 года <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Литвишко Е.В., с ведением протокола судебного заседания секретарем Сахновой В.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Добрынина А.С. к администрации Партизанского городского округа <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению, третьи лица: Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по <адрес>, Правительство приморского края, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названным иском, указав, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с <Дата>., зарегистрирован в указанном жилье с <Дата>. <Дата> он обратился в администрацию Партизанского городского округа с заявлением о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Ответом администрации Партизанского городского округа от <Дата> ему отказано во включении в списки. Полагает, что отказ во включении в списки граждан на переселение незаконен, поскольку заключением ВНИМИ №___ от <Дата>. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Центральная» Партизанского городского округа, так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих (категория ПВ). По этим основаниям, просит обязать администрацию Партизанского городского округа включить Добрынина А.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В судебном заседании истец Добрынин А.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель администрации Партизанского городского округа, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив пояснения по иску, в которых подтвердил, что истец не включен в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Центральная» Партизанского городского округа, вместе с тем не оспаривает, что Добрынин А.С. владеет ветхим жилым помещением, владел в том числе на момент принятия решения о ликвидации шахты, жилой дом, в котором расположено данное помещение, признан непригодным для проживания по критериям безопасности. иного жилья истец не имеет.
Представители третьих лиц: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по <адрес> о рассмотрении дела уведомлены, в судебное заседание не явились, в своих письменных возражениях на иск выразили позицию о несогласии с исковыми требованиями.
Выслушав участника судебного процесса, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учётом доводов и возражений, приводимых сторонами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
По делу установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Добрынину А.С., на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от <Дата> и договора дарения недвижимого имущества от <Дата>.
Согласно ксерокопии поквартирной карточки, по адресу<адрес>, зарегистрирован Добрынин А.С. с <Дата>, других зарегистрированных граждан нет.
Из заключения №___ от <Дата> по теме: «Определение степени влияния горных работ ликвидированной шахты «Центральная» Партизанского городского округа на техническое состояние жилого дома с выдачей рекомендации по его сохранению или сносу», составленного АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» Сибирский филиал, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Центральная», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих (категория ПВ).
Письмом администрации Партизанского городского округа от <Дата> Добрынину А.С. отказано во включении его в список граждан по переселению из ветхого жилого помещения, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014г. №321 утверждены Правила «Предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», приложением к которому являются Общие требования к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и (или) поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п.7 Общих требований, социальные выплаты предоставляются при условии, что: гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) органу местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Пунктом 9 названных требований установлено, что основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Согласно п.10 требований, орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Предусмотренный перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" ранее были утверждены Правила действовавшие (в том числе на период возникновения спорных правоотношений) до издания Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252, предусматривающие порядок и условия предоставления за счет федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, согласно п.5 и п.8 которых, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов указывает на то, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
По смыслу Правил, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине ведения горных на ликвидируемой шахте; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
При этом, совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Из информации, имеющейся в открытом доступе, следует, что работы по добыче угля на шахте «Центральная» остановлены <Дата>, решение о ликвидации принято <Дата>, указанное подтверждено письменной информацией ответчика.
Как установлено выше, Добрынин А.С. в ветхом, подлежащем сносу доме, зарегистрирован с <Дата>, а владеет жилым помещением на праве собственности с <Дата>.
То есть на день ликвидации предприятия угольной промышленности Добрынин А.С. имел право на данное жилое помещение и фактически проживал в нем.
Согласно сведениям Росреестра по <адрес>, КГКУ «УЗИ» за Добрыниным А.С. право собственности на объекты недвижимости на территории <адрес>, кроме как на спорное жилье, не зарегистрировано.
Оспаривая заключение №___ от <Дата>., выданное АО «Научно-исследовательским институтом горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевого научного центра ВНИМИ», Министерство энергетики Российской Федерации не представило иного заключения специалиста либо заключения эксперта опровергающего выводы, содержащиеся в оспариваемом заключении.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения Добрынина А.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в связи с чем находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Добрынина А.С. к администрации Партизанского городского округа <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению - удовлетворить.
Обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> (ИНН 2509000230, ОГРН 1022500802026) включить Добрынина А.С., <данные изъяты> в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с влиянием горных работ ликвидированной шахты «Центральная» на техническое состояние жилого дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский городской суд <адрес>.
Судья Е.В. Литвишко