РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ганага Ю.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-347/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области (далее – МИФНС России № 2 по Калининградской области) к Ушакову Сергею Сергеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 2 по Калининградской области обратилась в Советский городской суд с административным исковым заявлением к Ушакову С.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 6 358 рублей 83 копеек, налогу на имущество за 2014 год в сумме 59 рублей 22 копеек, за 2015 год в сумме 62 рублей 35 копеек, а всего – 6 480 рублей 40 копеек. В обоснование требований административный истец указал, что административному ответчику 30.09.2016 направлялось налоговое уведомление №109336648 и требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 19.12.2016 № 9712, которые Ушаковым С.С. в добровольном порядке исполнены не были. Судебный приказ, вынесенный 31.01.2018 по заявлению налоговой инспекции, был отменен определением мирового судьи первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области от 14.02.2018 в связи с поступившими возражениями должника. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика указанную задолженность.
Настоящее административное дело на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Административным ответчиком возражений по административному иску не представлено.
Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России) каждый обязан платить законно установленные налоги.
По делу установлено, что Ушаков С.С. является налогоплательщиком транспортного налога за 2015 год в связи с нахождением у него в собственности следующих транспортных средств: с 10.02.2015 по 12.05.2017 автомобиля легкового «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №; с 17.04.2015 по 02.08.2016 автомобиля легкового «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № и налогоплательщиком налога на имущество в связи с нахождением у него в собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязанность по уплате транспортного налога физическими лицами установлена ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23, ст. 356, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России), ст. 1 Закона Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге».
Исходя из п. 1 ст. 359 НК России, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК России.
Согласно п. 1 ст. 408 НК России сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налоговым периодом по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц признаётся календарный год (ст. 360, 405 НК России).
Пунктом 4 статьи 57 НК России предусмотрено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В отношении транспортного налога и налога на имущество физических лиц соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362, 409 названного кодекса.
Как следует из материалов, представленных административным истцом, Ушакову С.С. МИФНС России № 2 по Калининградской области были исчислены за 2015 год транспортный налог в сумме 6 358 рублей и налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 54 рубля, за 2015 год в размере 62 рублей об уплате которых в срок не позднее 01.12.2016 административному ответчику 30.09.2016 направлено налоговое уведомление от 25.08.2016 № 109336648.
В связи с неуплатой недоимки в установленный законом срок МИФНС России № 2 по Калининградской области в порядке ст. 75 НК России Ушакову С.С. начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 18.12.2016 на общую сумму 35 рублей 83 копейки, по налогу на имущество в размере 5 рублей 57 копеек и направлено требование № 9712 об уплате недоимки и пени в срок до 02.03.2017.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК России предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (п. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2).
Из указанных положений НК России следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.
Согласно п. 4 ст. 69 НК России требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством налогов. При этом, согласно приведенным правовым нормам пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В свою очередь под уважительными причинами следует понимать наличие объективных (форс-мажорных) обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, либо совершение налогоплательщиком каких-либо действий, также препятствующих налоговому органу своевременно обратиться с иском в суд.
Из требования № 9712 об уплате недоимки и пени следует, что Ушакову С.С. надлежало уплатить недоимку по транспортному налогу за 2015 год, налогу на имущество за 2014, 2015 год, начисленные пени в срок до 02.03.2017.
Однако указанные требования административным ответчиком не исполнены, недоимка по налогу, пени не уплачены, следовательно, срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек 02.09.2017.
Вместе с тем, как следует из определения мирового судьи первого судебного участка Советского городского округа Калининградской области от 14.02.2018, судебный приказ по заявлению МИФНС России № 2 по Калининградской области в отношении административного ответчика был вынесен 31.01.2018, что свидетельствует с учетом положений ст. 123.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о пропуске административным истцом установленного шестимесячного срока.
При подаче административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Административный истец полагает, что уважительными причинами для пропуска срока с заявлением к мировому судье явились переход на новое программное обеспечение, реорганизационные мероприятия, в ходе которых частично были сокращены сотрудники отдела, загруженность сотрудников.
Однако приведенные причины указывают на недостатки организационного характера и не могут быть расценены судом в качестве исключительных обстоятельств, объективно препятствовавших обращению МИФНС России № 2 по Калининградской области с заявлением к мировому судье в установленный срок.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России № 2 по Калининградской области к Ушакову С.С..
Руководствуясь ст. 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 6 358 ░░░░░░ 83 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░ 59 ░░░░░░ 22 ░░░░░░, ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 62 ░░░░░░ 35 ░░░░░░, ░ ░░░░░ – 6 480 ░░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░