Дело № 2а-195/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 20 июня 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми к Бойко Г.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Руководитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что по сведениям налогового органа у ответчика имеется недоимка по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в общем размере 72 191 рубль, за что налоговым органом начислена пеня за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 178,67 рублей. Также налоговым органом начислена пеня на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за этот же период в размере 11,69 рублей. Направленные ответчику уведомления и требования об уплате налогов и пени оставлены без внимания. В связи с этим, истец просит суд взыскать с ответчика указанные обязательные платежи и санкции в общем размере 72 381,36 рублей.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Административный ответчик Бойко Г.А. в судебном заседании не отрицала, что имела в заявленный период в собственности указанные объекты недвижимого имущества, по которым ей начисляются налоги. В настоящее время квартиру она продала, а другие объекты остаются в собственности. Просила снизить размер пени в связи с тяжелым материальным положением и явной их несоразмерности сумме основного долга.
Неявка в судебное заседание административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, в связи с этим на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца.
Заслушав объяснения и доводы административного ответчика, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
На основании положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (пункт 1 статья 48 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, не самоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Согласно статье 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в следующих размерах: - автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5 рублей; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 3,5 рублей. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (часть 1 статьи 362 НК РФ).
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации часть (часть 4 статьи 362 НК РФ в редакции, действовавшей по правоотношениям, возникшим по данному делу).
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год (часть 5 статьи 362 НК РФ в редакции, действовавшей по правоотношениям, возникшим по данному делу).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленными законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 2 Закона Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002 «О транспортном налоге» (в редакции от 01.12.2011 № 123-РЗ) на территории Республики Коми установлена следующая ставка транспортного налога:
- на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт), в том числе: до 70 л.с. (до 51,48 кВт) включительно – 5 рублей; свыше 70 л.с. до 85 л.с. (свыше 51,48 кВт до 62,52 кВт) включительно – 10 рублей; свыше 85 л.с. до 100 л.с. (свыше 62,52 кВт до 73,55 кВт) включительно – 15 рублей; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 рублей.
- на автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 20 рублей; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 25 рублей; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 40 рублей; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60 рублей; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт – 70 рублей).
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1 статьи 401 НК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Частями 2, 3 и 4 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу положений статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с частью 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По сведениям налогового органа объектом налогообложения ответчика являются: 1) квартира по адресу: <адрес>, с кадастровым № (? доля в праве); 2) иные строения, помещения, сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым №; 3) иные строения, помещения, сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым №; 4) иные строения, помещения, сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым №; 5) транспортное средство – <данные изъяты>; 6) транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>
Налоговым органом ответчику направлялось налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц от 23.09.2017 № с указанием срока уплаты налога до 01.12.2017.
В связи с неуплатой данного налога налоговым органом должнику было направлено требование по состоянию на 11.12.2017 со сроком уплаты до 26.01.2018.
Судебным приказом мирового судьи Косланского судебного участка Удорского района Республики Коми от 22.03.2018 по делу № 2а-482/2018 с Бойко Г.А. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 4 724 рубля, пени за период с 02.12.2016 по 29.11.2017 в размере 400,38 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 11,69 рублей, а также недоимка по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 72 191 рубль и пени за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 178,67 рублей.
Определением мирового судьи от 02.04.2018 указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Принимая во внимание, что в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени (до 26.01.2018) налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 22.03.2018, и отмен 02.04.2018, суд считает, что установленные сроки направления налогоплательщику требований об уплате налога, и подачи в суд заявления о взыскании задолженности по налогу налоговым органом соблюдены.
В части требований налогового органа о взыскании пени и заявления административного ответчика о снижении размера пени, начисленного из суммы неуплаченного налога, в связи с тяжелым материальным положением и явной их несоразмерности сумме налоговой задолженности, необходимо указать следующее.
Согласно статьям 48 и 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (часть 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 4).
Норма о пене предусмотрена Главой 11 Налогового кодекса РФ, которая относит пеню к обычным способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, в соответствии с общими нормами обеспечения обязательств.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ).
В силу положений части 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка (пени) явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Из разъяснений, данных в пунктах 73-75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", следует, что бремя доказывания несоразмерности неустойки возлагается на ответчика. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки. При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства лежит на ответчике, заявившем об ее уменьшении. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В обоснование требования о снижении пени административный ответчик ссылается на ее несоразмерность последствиям нарушения обязательства, а также на трудное материальное положение. Однако, как видно из материалов дела, явной и очевидной несоразмерности пени последствиям нарушения обязанности уплаты налога не имеется. Размер пени предъявлен ответчику всего в размерах 178,67 рублей и 11,69 рублей соответственно, тогда как размер самой недоимки 72381,36 рублей. Относительно материального положения ответчика установлено, что она является получателем страховой пенсии по старости, имеет постоянное место жительства, а в собственности объекты недвижимости. Как уже было указано выше, из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 следует, что даже если бы эти обстоятельства были, сами по себе они не могут служить основанием для снижения неустойки. Допустимых и относимых доказательств тяжелого материального положения ответчиком не представлено и судом не установлено.
Таким образом, принимая во внимание расчеты недоимки по уплате налога и пени, представленные административным истцом, проверив их, находит их правильными и обоснованными. Административным ответчиком в порядке, предусмотренном статьей 62 КАС РФ, эти расчеты не опровергнуты, доказательств уплаты налога суду не представлено и судом таких сведений не добыто. Также, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд не находит предусмотренных законом оснований для снижения размера пени.
При таких обстоятельствах, суд находит требования налогового органа законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений статьи 61.1. Бюджетного кодекса РФ и части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 40 и 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", с ответчика в доход бюджета МР «Удорский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 371,44 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми к Бойко Г.А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Бойко Галины Андреевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, пени по указанному налогу за период с 02.12.2017 по 10.12.2017, а также пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 10.12.2017, в общем размере 72 381,36 рублей (семьдесят две тысячи триста восемьдесят один рубль 36 копеек).
Взыскать с Бойко Г.А. в доход бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере 2 371,44 рублей (две тысячи триста семьдесят один рубль 44 копейки).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение принято 21 июня 2018 года в Удорском районном суде.