№2-500/2024
42RS0003-01-2024-000725-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Берёзовский 06 ноября 2024 года
Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Доценко Н.А.
при секретаре Чечулиной В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетюк Вероники Владимировны к администрации Берёзовского городского округа о признании распоряжения администрации незаконным, о восстановлении в список граждан, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, о предоставлении специализированного жилого помещения,
установил:
Решетюк В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Берёзовского городского округа о признании распоряжения администрации незаконным, о восстановлении в список граждан, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, о предоставлении специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Решетюк В.В. относится к категории граждан <данные изъяты> Письмом главы Берёзовского городского округа от 14.08.2014 № 699 подтверждён факт включения её в список <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Из письма администрации <адрес> муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от 13.09.2021 её стало известно о том, что согласно распоряжению администрации Берёзовского городского округа от 30.11.2016 № 599-р, она исключена из списка в соответствии с п.п.2 п.12 ст. 3 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «О обеспечении жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Список), в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку на момент совершеннолетия она являлась собственником <данные изъяты> части жилого дома по адресу: <адрес> Считает, что распоряжение не соответствует закону, поскольку жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, не пригодно для проживания.
Просит признать незаконным распоряжение администрации Берёзовского городского округа Кемеровской области- Кузбасса от 30.11.2016 №559-Р об исключении её из списка <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилым помещением, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений. Обязать администрацию Берёзовского городского округа Кемеровской области-Кузбасса восстановить её в <данные изъяты> которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений и предоставить ей в г. Берёзовском Кемеровской области-Кузбассе однократно благоустроенное, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью 33 кв.м.
Истец в судебном заседании просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что о наличии у неё в собственности <данные изъяты> доли по адресу: <адрес> узнала от своего опекуна, но когда именно, не помнит. Дом был непригоден для проживания. Находясь под опекой, она вместе с опекуном ежегодно приезжала в <данные изъяты>, чтобы подтвердить его не пригодность для проживания. Администрация <данные изъяты> выдавала справки об этом, которые предоставлялись администрации Берёзовского городского округа и должны находиться в её личном деле. Ремонт в данном доме она бы не смогла сделать, так как у неё не было денежных средств. О том, что она исключена из Списка, ей стало известно в 2021 году, когда она интересоваться о сроках предоставления ей жилья. При этом в судебном заседании 24.10.2024 подтвердила наличие своей подписи о получении 08.09.2017 справки, в которой содержится ссылка на оспариваемое распоряжение администрации.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований. Пояснила суду, что жилое помещение, находящееся в собственности истца, является не пригодным для проживания, как на момент исключения истца из Списка, так и в настоящее время, поэтому у ответчика отсутствовали основания для исключения истца из Списка. В судебном заседании 06.11.2024 показала, что истец не помнит, получала ли ответ администрации в 2016- 2017 годах. Считает, что срок исковой давности не пропущен, так как истцом получено спариваемое распоряжение только 08.04.2024 и в 2024 года она обратилась в суд за защитой своего нарушенного права. Просила также восстановить пропущенный срок исковой давности, так как вся корреспонденция, адресованная истцу, направлялась не по месту её регистрации. Кроме того, у неё в 2020 году было <данные изъяты> годах у неё <данные изъяты>
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, исходя из того, что у истца было выявлено наличие жилья в собственности, пригодное для проживания. Уведомление об исключении истца из Списка с приложением копии распоряжения администрации Берёзовского городского округа от 30.11.2016 № 599-р было направлено ей заказной почтовым отправлением, которое было возвращено отправителю в связи с истечение срока хранения. Просит применить к требованиям истца срок исковой давности. Считает, что Решетюк В.В. узнала о наличии распоряжения администрации 08.09.2017.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения требований. Пояснил, что истец узнала об исключении из Списка в 2017 году, поэтому просил применить срок исковой давности
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц. Законодательством субъекта Российской Федерации в данных правоотношениях является Закон Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 134-ОЗ).
Согласно ч.1 ст. 8Закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона. В список включаются лица, указанные в абз. 1 пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.
Статья 1 Закона N 134-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон)гласит, что настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет и сохранили право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона (далее также в соответствующих положениях настоящего Закона - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включаются в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на включение в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства, либо по тому муниципальному образованию, где находится жилое помещение из числа указанных жилых помещений, на основании письменного заявления ребенка-сироты (п. 4 ст. 3 Закона N 134-ОЗ).
Судом установлено, что ФИО4 и ФИО5 являются родителями ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении (т.1 л.д.11).
ФИО5 умер 17.09.1995, что подтверждается свидетельством о смерти (т.1 оборот л.д. 89).
Решением Берёзовского городского суда Кемеровской области от 08.06.2005 ФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО5 (т.1 л.д. 12-14).
ФИО10 умерла 02.11.2005, что подтверждается свидетельством о смерти (т.1 л.д.16).
На основании распоряжения администрации г. Берёзовского Кемеровской области от 12.05.2006 № 363-р «О принятии граждан на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО5 принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как сирота (т.1 оборот л.д. 87).
В личном деле истца имеется выписка из ЕГРП от 19.07.2012, из которой следует, что ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (т. 1 оборот л.д. 96). Согласно справке, выданной в июле 2012 года администрацией <адрес> сельского поселения, вышеуказанный дом находится в полуразрушенном виде и не пригоден для проживания (т. 1 оборот л.д. 97).
В соответствии с постановлением администрации Берёзовского городского округа №253 от 30.04.2013 ФИО5 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Берёзовского городского округа (т.1 оборот л.д. 101- л.д. 102).
Согласно пп. 2 п. 3.1. ст. 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пп. 2 п. 12 ст. 3 Закона № 159-ФЗ исключение из списка осуществляется по решению уполномоченного органа при выявление в соответствии со статьей 4 настоящего Закона обстоятельств, не позволяющих отнести лицо, включенное в список, к лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Согласно пп. 2, 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания установлена Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47. Эта процедура включает в себя принятие заключения межведомственной комиссией о признании жилого помещения непригодным для проживания и решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания и его дальнейшем использовании, сроках отселения жильцов.
Таким образом, законодательно установлено, что для исключения из Списка необходимо наличие нескольких факторов, а именно наличие основания пользования жилым помещением на основании договора социального найма или наличие жилья в собственности, которые должны быть пригодными для проживания и по площади превышать учётную нормы.
Из заключения межведомственной комиссии № 32-16 от 07.11.2016, назначенной постановлением главы <адрес> муниципального района № 357 от 08.06.2016, следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> утратило характеристики, предъявляемые к жилым помещениям. Жилье считать пригодным для постоянного проживания после проведения капитального ремонта: кровли, отопления, стен, внутренней отделки помещения, электроснабжения (т. 1 л.д. 107 и его оборот).
На основании распоряжения администрации Берёзовского городского округа от 30.11.2016 № 599-р ФИО5 исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Берёзовского городского округа, в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда (т.1 оборот л.д. 113).
Свидетель ФИО6 (инспектор КУМИ БГО) в судебном заседании пояснила, что на момент включения истца в Список, администрация не располагала сведениями о наличии у неё в собственности жилого помещения, при выявлении данного факта, она была исключена из Списка.
Анализируя выводы межведомственной комиссии № 32-16 от 07.11.2016, суд считает, что обследуемое жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, по площади более учётной нормы на одного человека, чем установлено решением Берёзовского городского округа от 15.10.2015 об утверждении учётной нормы, нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, является не пригодным для проживания, так как в заключении имеется ссылка на утрату жилым помещением характеристик, предъявляемых к жилым помещениям, а его эксплуатация возможна только после капитального ремонта всех конструкций дома.
Не пригодность вышеуказанного жилья также подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области-Кузбассе» от 06.12.2021 № 421/006-ОКГ/13 (т. 1 л.д. 24- 26), заключением межведомственной комиссии № 02-22 от 26.01.2022, назначенной постановлением главы Крапивинского муниципального округа № 1127 от 30.08.2021, которым жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д. 31- 33), а также экспертным заключением №06.13/2024 от 02.09.2024 (т. 1 л.д. 209- 228, 233).
Учитывая, что на момент исключение истца из Списка, в её собственности находилось жилое помещение не пригодное для проживания, распоряжение администрации Берёзовского городского округа от 30.11.2016 № 599-р является незаконным.
ФИО7 и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака супругам присвоена фамилия Решетюк, что подтверждается свидетельством о заключении брака (т.1 л.д. 17).
Рассматривая доводы о применении срока исковой давности к данным правоотношениям, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок, для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ч. 1 ст. 196, ч. 2 ст. 199, ч. 1 ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В данном случае истец о своём нарушенном праве узнал 08.09.2017, получив лично ответ на её обращение в МКУ «Г и УИ Берёзовского ГО», в котором имеется ссылка на распоряжение администрации Берёзовского городского округа от 30.11.2016 № 599-р и указание на исключение её из списка. Факт получения данной справки не отрицалось самим истцом в судебном заседании 24.10.2024.
Таким образом, срок исковой давности, применимый в данном случае, следует исчислять с 09.09.2017 до 09.09.2020.
21.02.2024 (дело №2-277/2024, исковое заявление Решетюк В.В. оставлено без рассмотрения в связи с повторной неявкой в суд) и с настоящим иском 15.05.2024, то есть за пределами срока исковой давности истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Суд не связывает начало течения срока исковой давности с моментом получения 08.04.2024 истцом копии распоряжение администрации Берёзовского городского округа от 30.11.2016 № 599-р, так как юридически значимым является не факт получения копии распоряжения, а то, когда становится известным о нарушении права, а в данном случае - 08.09.2017.
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Исходя из принципа диспозитивности в гражданских и в гражданских процессуальных правоотношениях при желании восстановить сроки исковой давности истец должен сам заявить об этом ходатайство, мотивировать его и предоставить доказательства исключительности обстоятельств, связанных с личностью истца, которые послужили причиной пропуска срока исковой давности, а равно доказательства возникновения таких обстоятельств в течение последних шести месяцев срока давности либо в более короткие сроки исковой давности.
Суд не находит оснований для восстановления пропущенного процессуального срока, исходя из того, что истцу все уведомления и ответы на её запросы направлялись по адресам, лично указанных истцом в её обращениях, и содержащихся в её личном деле. Более того, у истца имелась обязанность ежегодно с января по апрель проходить перерегистрацию и предоставлять информацию о себе, в том числе и о месте регистрации или проживания (т. 1 оборот л.д. 104).
Так, ФИО5 12.12.2016 направлено уведомление об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Берёзовского городского округа и копия распоряжения по адресу, который был указан в её заявлении (т. 1 л.д. 105, 114). Однако почтовое отправление возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (т.1 л.д. 115).
Более того, истец узнала о нарушении своего права в совершеннолетнем возрасте, а <данные изъяты> также не может являться основанием для уважительной причины пропуска процессуального срока.
Таким образом, уважительных причин для восстановления пропущенного срока по правилам ст. 205 ГК РФ судом не установлено и истцом доказательств их наличия не представлено, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.11.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░