Беломорский районный суд Республики Карелия10RS0001-01-2024-000576-39 " "httpshttps://://petrozavodskypetrozavodsky..karkar..sudrfsudrf..ruru" " https://belomorsky.kar.sudrf.ru "https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru" https://belomorsky.kar.sudrf.ru HYPERLINK "https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru" |
Дело № 2-485/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 ноября 2024 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Сидоровой Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Резиной С.А. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Резина С.А. обратилась в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что в период со 2 октября 2023 г. по май 2024 г. работала у ответчика в должности диспетчера, её труд оплачивался исходя из часовой тарифной ставки в 2023 году – 112,59 руб., в 2024 году – 132,48 руб. Ответчик, на которого распространяет свое действие Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), неправомерно не применял его в отношении истца при оплате труда в части установления часовой тарифной ставки, которая по условиям данного соглашения должна составлять в 2023 году – 148,37 руб., а в 2024 году – 175,30 руб. По указанным фактическим основаниям просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с октября 2023 года по май 2024 года в размере 127 157, 95 руб., взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: учредитель ГУП РК КарелКоммунЭнерго – Республика Карелия, полномочия которого реализуют Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия, а также иные лица – Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельская республиканская организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее – КРО профсоюз жизнеобеспечения), Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Определением суда в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда по Республике Карелия.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не присутствовали, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела. Истец и ответчик просили рассмотреть дело без их участия.
Ответчик ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых указано, что суд не вправе, не оценив профессиональную квалификацию работника-специалиста, установить ему конкретную величину должностного оклада. Кроме того, приводят доводы о том, что расходы на оплату труда сотрудников по правилам ФОТС ЖКХ не заложены в утвержденные тарифы. Приводят доводы о том, что ФОТС ЖКХ не распространяет свое действие на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в силу того, что данная организация не является членом ОООР ЖКК и РООР ЖКК.
Третьи лица КРОО профсоюза жизнеобеспечения, Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представили в суд отзыв, а Государственная инспекция труда по Республике Карелия в порядке ст. 47 ГПК РФ представила в суд письменное заключение, в которых сделан вывод об обоснованности исковых требований.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Резина С.А. в период с 30 сентября 2023 г. по 17 мая 2024 г. состояла в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (приказ о приеме на работу от 2 октября 2023 г. № 2067 л/с, приказ об увольнении от 17 мая 2024 г. № 910 лс).
С истцом был заключен срочный трудовой договор на отопительный период 2023/2024 гг., по условиям которого, а также приказа о приеме на работу, она была принята на должность диспетчера в Беломорский участок теплоснабжения, по основному месту работы, с условием о полной занятости. Ей установлена часовая тарифная ставка 112,59 руб., районный коэффициент – 1,4, северная надбавка – 80 %, доплата за работу в ночное время 40 %. Работнику установлен сменный режим работы, 36-часовая рабочая неделя, суммированный учет рабочего времени, учетный период – год.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 января 2024 г. работнику с 1 января 2024 г. установлена часовая тарифная ставка 132,48 руб.
Как следует из положений ст.ст. 2, 5, 9, 11, 22, 45, 46, 48.49. 56, 129, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в их системной взаимосвязи, регулирование трудовых отношений в части установления работнику конкретного размера заработной платы в его трудовом договоре осуществляется не только трудовым договором и трудовым законодательством, но и посредством заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, а также соглашений в рамках социального партнерства. В силу статьи 45 ТК РФ такие соглашения является правовым актом и, по смыслу указанных выше изложенных норм ТК РФ, регулирует трудовые отношения наравне с законом. При этом определённые трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер и не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнёрства.
Таким соглашением является Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (ранее и далее по тексту – ФОТС ЖКХ), заключенное 12 мая 2022 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое 7 июня 2022 г. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 12/23-25), 20 июня 2022 г. было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
13 июля 2022 г. в Российской газете опубликовано предложение Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2022 г. № 1-4/10/В-8784 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ, не участвовавшим в заключении соглашения, о присоединении к ФОТС ЖКХ.
Данное соглашение распространяет свое действие на всех работодателей сферы жилищно-коммунального хозяйства (и состоящих с ними в трудовых отношениях работников), которые в порядке п. 1.7 ФОТС ЖКХ и ст. 48 ТК РФ не направили в 30-дневный срок с даты публикации предложения о присоединении к соглашению в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, а также не реализовали в установленном законом порядке процедуру получения согласия стороны ФОТС ЖКХ на временное приостановление действия соглашения в отношении указанной организации (п. 1.21 ФОТС ЖКХ).
Исследовав выписку ЕГРЮЛ, учредительные документы ГУП РК «КарелКомунЭнерго» и соотнеся их с требованиями п.п. 1.5, Приложений №№ 4,5 к ФОТС ЖКХ, суд приходит к выводу о том, что указанная организация относится к числу работодателей, на которых распространяет свое действие ФОТС ЖКХ. ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в установленном ст. 48 ТК РФ и п.п. 1.7. 1.21 ФОТС ЖКХ порядке не реализовало процедуру отказа от участия в соглашении либо временного приостановления его действия. В связи с не совершением ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» указанных действий, а также отсутствием на предприятии ответчика коллективного договора, ФОТС ЖКХ в силу пунктов 1.7, 1.12 с 1 января 2023 г. имеет прямое действие на данном предприятии, в связи с чем работодатель при установлении работникам заработной платы обязан применять положения ФОТС ЖКХ с 1 января 2023 г.
Из п. 2.3 ФОТС ЖКХ следует, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
На основании п. 2.10 ФОТС ЖКХ оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.
Пунктом 3 Приложения № 1 ФОТС ЖКХ определено, что в организациях коммунального теплоснабжения ММТС должна составлять МРОТ в РФ на соответствующий год.
Приложением № 3 к ФОТС ЖКХ предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяем соотношение в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2023 г. в размере 16 242 руб.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2024 г. в размере 19 242 руб.
Таким образом, с 1 января 2023 г. оклад по 1 разряду составляет 16 242 руб., с 1 января 2024 г. составляет 19 242 руб. Тарифный коэффициент 2 разряда – 1,093, 3 разряда – 1,203, 4 разряда – 1,352, 5 разряда 1,537, 6 разряда – 1,796.
Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81 утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие), которыми установлен диапазон разрядов «диспетчера» с 4 до 8.
Судом также установлено, что вопреки требованиям п. 2.2 ФОТС ЖКХ, в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» тарификация работ и присвоение профессиональной квалификации по действующим профессиональным стандартам, на основании которых должна осуществляться оплата труда работников категории «специалисты», до настоящего времени не произведена.
Должность, которую занимает истец, относится к категории специалисты, Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81 установлен минимальный тарифный разряд по оплате труда по данной должности - 4. Таким образом, по правилам ФОТС ЖКХ оплата труда истца должна была производиться исходя из часовой тарифной ставки в 2023 году - 148,37 руб. (16242*1,352/148 ч.), в 2024 году – 175,30 руб. (19242*1,352/148,4 ч.).
Из представленного истцом расчета задолженности, а также представленных ответчиком расчетных листков, усматривается, что оплата труда истца в период с октября 2023 года по май 2024 года производилась исходя из часовой тарифной ставки 112,59 руб. (в 2024 году - 132,48 руб.).
Таким образом, ответчик не выполнял требования ФОТС ЖКХ в отношении истца, чем нарушил его право на справедливую оплату труда.
Изучив представленный истцом расчет задолженности, а также соотнеся его с контррасчетом ответчика, проверив их арифметическую правильность, суд установил, что расчет и контррасчет за октябрь 2023 года (задолженность 14 389,29 руб.), ноябрь 2023 года (14 924,53 руб.) являются идентичными и арифметически правильными.
Производя расчет задолженности за иные месяцы (декабрь 2023 года, январь – май 2024 года) истец берет за основу расчета неверные данные. Так, за указанные месяцы истцу выплачивалась премия в размере 5 % от должностного оклада (что подтверждено расчетными листками), а не 10 % как исчислил истец, что также повлекло неверный расчет районного коэффициента и северной надбавки. Доводов о том, что ответчик неверно начислял и выплачивал истцу премию, суду не приведено, в связи с чем суд исходит из того, что истец в своем расчете при исчислении размера премии допустил арифметическую ошибку. Представленный ответчиком контррасчет задолженности за указанные месяцы: декабрь 2023 года – 14 593,97 руб. (60 517,16 – 45923,19), январь 2024 года – 15 279,9 руб. (65 211,01 – 49931,11), февраль 2024 года – 16 429,16 руб. (67259,11 – 50 829,95), март 2024 года – 13 320,45 руб. (57 189,29 – 43 868,84), апрель 2024 года – 16 052,35 руб. (65 716,47 – 49664,12), май 2024 года – 9966,77 руб. (102 085,71 – 92 118,94), является арифметически правильным.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично, взыскивая с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате за октябрь 2023 года – май 2024 года в размере 114 956,42 руб.
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд удовлетворяет их в заявленном размере в сумме 1 000 руб., руководствуясь при этом ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениям пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», и принимает во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нарушения трудовых прав истца, степень вины работодателя, до момента вынесения судебного решения так и не признавшего обоснованные требования своего сотрудника, учитывает критерии разумности и справедливости.
Учитывая, что истцом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу ст. 393 ТК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, были заявлены требования как имущественного, так и неимущественного характера, принимая во внимание правомерность требований работника о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и их удовлетворение судом, учитывая общую сумму взысканной заработной платы, суд полагает, что в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в пользу бюджета Беломорского муниципального округа подлежит взысканию госпошлина в сумме 7 449 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в пользу Резиной С.А., 8 <данные изъяты> задолженность по заработной плате за период с октября 2023 года по май 2024 года в размере 114 956,42 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., всего взыскать 115 956,42 руб.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в доход бюджета Беломорского муниципального округа государственную пошлину в размере 7 449 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В.Захарова
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2024 г.