Дело № 2-2208/2022
24RS0028-01-2022-002390-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2022 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Орловой И.А.,
при секретаре Антипине Э.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Боровкова А.А.,
ответчиков Даниловой К.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, Тимофеевой З.А., Тимофеева А.В., Тимофеевой Э.В., Тимофеева В.С., Тимофеевой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования г. Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Даниловой Ксении Владимировне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне, Тимофееву Арсению Владимировичу, Тимофеевой Эльвире Владимировне, Тимофееву Владимиру Станиславовичу, Данилову Павлу Николаевичу, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3 об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, выселении, прекращении права собственности,
по встречному иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Тимофеевой Зинаиды Алексеевны к Муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного, изымаемого для муниципальных нужд,
по встречному иску Даниловой Ксении Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного, изымаемого для муниципальных нужд,
по встречному иску Тимофеева Арсения Владимировича к Муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного, изымаемого для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Даниловой К.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, Тимофеевой З.А., Тимофееву А.В., Тимофеевой Э.В., Тимофееву В.С., Данилову П.Н. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, выселении, прекращении права собственности. Требования мотивированы тем, что собственниками <адрес>, расположенной в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес> (общей площадью 83,2 кв.м.) являются ответчики Данилова К.В. (3/5 доли в праве), Тимофеев А.В., Тимофеева З.А. (по 1/5 доле в праве). В спорной квартире проживают ответчики Данилова К.В., Тимофеев А.В., Тимофеева З.А., Тимофеева Э.В., Тимофеев В.С., Данилов П.Н., ФИО2 Кроме того, в спорной квартире на регистрационном учете состоят ответчики Данилова К.В., Тимофеев А.В., Тимофеева Э.В., Тимофеев В.С., Данилов П.Н., ФИО2 В соответствии с распоряжением администрации <адрес> о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу №-гх от ДД.ММ.ГГГГ, указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденное постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, как собственникам жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, ДД.ММ.ГГГГ были направлены требования о сносе дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок до ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Истцом был определен размер возмещения за изымаемое имущество, установленный на основании отчета №-Г от ДД.ММ.ГГГГ, который составил 4 435 987 рублей, и включает в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причиненных собственникам при изъятии жилого помещения. Собственникам было предложено заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, однако от заключения соглашения ответчики отказались.
Просит изъять для муниципальных нужд у Даниловой К.В., Тимофеева А.В., Тимофеевой З.А. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 4 435 987 рублей, в том числе Даниловой К.В. 2 661 593 рублей, Тимофееву А.В., Тимофеевой З.А. по 887 197 рублей; выселить ответчиков из указанного жилого помещения, после выплаты истцом возмещения ответчикам; прекратить право общей долевой собственности ответчиков Даниловой К.В., Тимофеева А.В., Тимофеевой З.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием г. Красноярск.
Прокурор Кировского района г. Красноярска в интересах Тимофеевой З.А. предъявил встречный иск к МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в котором просит обязать МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить Тимофеевой З.А. в собственность в замен жилого помещения № в <адрес> в <адрес> другое жилое помещение в границах <адрес>, равнозначное ранее занимаемому.
Кроме того, Тимофеев А.В. предъявил встречный иск к МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в котором просит обязать МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить Тимофееву А.В. в собственность в замен жилого помещения № в <адрес> в <адрес> другое жилое помещение в границах <адрес>, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению и отвечающее установленным санитарно- техническим нормам.
Данилова К.В. предъявила встречный иск к МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в котором просит обязать МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить Даниловой К.В. в собственность в замен жилого помещения № в <адрес> в <адрес> другое жилое помещение в границах <адрес>, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению и отвечающее установленным санитарно- техническим нормам.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3
Представитель истца (ответчика по встречным искам) МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца. В материалы дела представила возражения на встречное исковое заявление, из которых следует, что обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при расселении из аварийных домов, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 32 ЖК РФ путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение либо по соглашению с собственником предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения. Предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения суд не может обязать органо местного самоуправления предоставить такое помещение. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН ответчику Даниловой К.В. принадлежало иное пригодное для проживания жилое помещение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>Ж, общей площадью 74,2 кв.м, а также ответчику Тимофеевой З.А. на момент признания жилого жома аварийным принадлежало иное пригодное для проживания жилое помещение в период с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м.
Ответчики (истцы по встречному иску) Тимофеева З.А., Данилова К.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, Тимофеев А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения первоначально заявленных требований, просили удовлетворить встречные исковые требования предоставить равнозначное жилое помещение взамен изымаемого.
В судебном заседании ответчики Тимофеева Э.В., Тимофеев В.С., Тимофеева Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, возражали против удовлетворения первоначально заявленных требований, просили предоставить равнозначное жилое помещение взамен изымаемого.
Ответчик Данилов П.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО14 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что истец-ответчик, ответчик Данилов П.Н., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация г. Красноярска, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, заключение прокурора, поддержавшего встречные исковые требования и полагавшего встречные требования подлежащими удовлетворению, а первоначально заявленные исковые требования (за исключением выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение) подлежащими удовлетворению после предоставления ответчикам равнозначного жилого помещения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом в силу п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
На основании ч. 9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 ст. 35 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с приведенными выше положениями закона в их совокупности, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 83,2 кв.м являются Данилова К.В. с ДД.ММ.ГГГГ (3/5 доли), Тимофеев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ (1/5 доля), Тимофеева З.А. с ДД.ММ.ГГГГ (1/5 доля).
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю, выписке из домовой книги фактически по адресу: <адрес> проживают и состоят на регистрационном учете Тимофеев В.С. с ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеева Э.В. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеева З.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Данилова К.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеева В.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства администрации г. Красноярска Тимофееву А.В., Даниловой К.В., Тимофеевой З.А. направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку данное требование оставлено без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу», постановлено изъять для муниципальных нужд, в том числе, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства администрации <адрес> направлены в адрес Тимофеевой З.А., Даниловой К.В., Тимофеева А.В. уведомления о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
Тимофеевой З.А., Даниловой К.В., Тимофееву А.В. вручен проект соглашения об изъятии квартиры для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в соответствии с отчетом об оценке №-Г, выполненным ДД.ММ.ГГГГ ООО «РосЗемБизнесКонсалтинг», согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по <адрес>, определена в размере 4 435 987 рублей, включая убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием помещения для муниципальных нужд.
От заключения вышеуказанного соглашения Тимофеева З.А., Данилова К.В., Тимофеев А.В. отказались.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, являющийся приложением к вышеуказанной Программе под порядковым №.
Положениями п. 1 ст. 3 Закон Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Разрешая довод представителя истца (ответчика по встречному иску) со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14, суд исходит из того, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., в связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Между тем, данное жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска жилых помещений не может влиять на гарантированные действующим законодательством права Тимофеевой З.А., Даниловой К.В., Тимофеева А.В.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Данилова К.В., Тимофеева З.А., Тимофеев А.В., реализуя предоставленное законодательством право выбора, имеют право на предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным, на МО город Красноярск следует возложить обязанность предоставить жилое помещение на праве общей долевой собственности (Даниловой Ксении Владимировне – 3/5 доли, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне – 1/5 доли, Тимофееву Арсению Владимировичу – 1/5 доли в праве собственности), равноценное жилое помещение, расположенное на территории города Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам.
Наличие у Даниловой К.В., Тимофеевой З.А. на праве собственности иного жилого помещения не является основанием для ограничения гарантированного действующим законодательством права на получение равнозначного жилого помещения взамен изымаемого.
После предоставления Даниловой К.В., Тимофеевой З.А., Тимофееву А.В. равнозначного жилого помещения Данилова К.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, Тимофеева З.А., Тимофеев А.В., Тимофеева Э.В., Тимофеев В.С., ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, Данилов П.Н. подлежат выселению из занимаемого жилого помещения, что является основанием для снятия их с регистрационного учета по основанию, предусмотренному п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Даниловой Ксении Владимировне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне, Тимофееву Арсению Владимировичу, Тимофеевой Эльвире Владимировне, Тимофееву Владимиру Станиславовичу, Данилову Павлу Николаевичу, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3 удовлетворить частично.
Встречные исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Тимофеевой Зинаиды Алексеевны, встречные исковые требования Даниловой Ксении Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, встречные исковые требования Тимофеева Арсения Владимировича к Муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска удовлетворить.
Возложить на Муниципальное образование Город Красноярск обязанность предоставить Даниловой Ксении Владимировне, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне, Тимофееву Арсению Владимировичу на территории муниципального образования город Красноярск благоустроенное жилое помещение на праве общей долевой собственности (Даниловой Ксении Владимировне – 3/5 доли, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне – 1/5 доли, Тимофееву Арсению Владимировичу – 1/5 доли в праве собственности), отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления не менее 30,9 кв.м., и не более 83,2 кв.м. взамен принадлежащего на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
После предоставления Даниловой Ксении Владимировне, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне, Тимофееву Арсению Владимировичу равнозначного жилого помещения на праве общей долевой собственности (Даниловой Ксении Владимировне – 3/5 доли, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне – 1/5 доли, Тимофееву Арсению Владимировичу – 1/5 доли в праве собственности) прекратить право общей долевой собственности Даниловой Ксении Владимировны, Тимофеевой Зинаиды Алексеевны, Тимофеева Арсения Владимировича, изъять для муниципальных нужд у Даниловой Ксении Владимировны, Тимофеевой Зинаиды Алексеевны, Тимофеева Арсения Владимировича жилое помещение по адресу: <адрес>, выселить Данилову Ксению Владимировну, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, Данилова Павла Николаевича, Тимофееву Зинаиду Алексеевну, Тимофеева Арсения Владимировича, Тимофееву Эльвиру Владимировну, Тимофеева Владимира Станиславовича, ФИО4, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, из жилого помещения по адресу: <адрес>.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием город Красноярск после предоставления Даниловой Ксении Владимировне, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне, Тимофееву Арсению Владимировичу равнозначного жилого помещения на праве общей долевой собственности (Даниловой Ксении Владимировне – 3/5 доли, Тимофеевой Зинаиде Алексеевне – 1/5 доли, Тимофееву Арсению Владимировичу – 1/5 доли в праве собственности) равнозначного жилого помещения.
Настоящее решение является основанием для снятия Даниловой Ксении Владимировны, ФИО2, Тимофеевой Зинаиды Алексеевны, Тимофеева Арсения Владимировича, Тимофеевой Эльвиры Владимировны, Тимофеева Владимира Станиславовича, ФИО3 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Копия верна.
Подлинный документ находится в деле № 2-2208/2022
Председательствующий И.А. Орлова
Решение в окончательной форме принято 26 июля 2022 года