УИД 44 RS0001-01-2019-006187-27
Дело № 2а-687/2020
№ 2а-4818/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Шарагине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Костроме к Спиридонову ФИО5 о взыскании задолженности по налогам,
У С Т А Н О В И Л :
ИФНС Росси по г. Костроме обратилась в суд с административным иском к Спиридонову М.Е., указав в обоснование, что Спиридонов М.Е. в соответствии со ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога. По сведениям УГИБДД по Костромской области за ответчиком зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль легковой ГАЗ 3110, дата регистрации 31.05.2005 г., автомобиль легковой ВАЗ 1111, дата регистрации: 30.12.2009 г. Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2014г. (срок уплаты 01.10.2015 г.) в сумме 1 788 руб. В соответствии со ст. 400 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объект налогообложения, расположенным в границах городских округов и имеет в собственности следующие объекты недвижимости: квартира по адресу г. Кострома, ул. Свердлова, 52Г, 2, дата регистрации: 28.11.2000 г. Налоговым органом произведен расчет налога на имущество за 2014 г. (срок уплаты 01.10.2015 г.) в сумме 13 355 руб. В адрес ответчика направлено требование об уплатезадолженности по налогу, пени № от10.10.2015 г. со сроком исполнения до 25.01.2016 г.Несмотря на истечение срока исполнения требования, сумма задолженности административным ответчиком не погашена. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. При этом, определением мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 18.11.2019 г. судебный приказ от 01.11.2019 г. отменен. Налоговым органом пропущен срок подачи заявления по техническим причинам, в связи со сбоем программного обеспечения. Просит суд восстановить срок на обращение в суд с административным иском к Спиридонову М.Е. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям. Руководствуясь ст.ст. 31, 45, 48, 75 НК РФ, ст.ст. 1, 19, 286 КАС РФ, ИФНС России по г. Костроме просит суд взыскать со Спиридонова М.Е. задолженность по транспортному налогу в сумме 1 788 руб.; налогу на имущество в сумме 13 355 руб.Всего в общей сумме 15 143 руб.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Костроме Баукина М.О. административное исковое заявление поддержала по доводам иска.
Административный ответчик Спиридонов М.Е. в судебном заседании не присутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке и соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
До 1 января 2015 года действовал Закон от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1).
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утратил силу Закон № 2003-1.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Закона № 284-ФЗ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из пункта 1 статьи 1 Закона № 2003-1 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 284-ФЗ).
Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании пункта 6 статьи 2 Закона № 2003-1 и подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. ст. 46, 47, 69 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Спиридонову М.Е. принадлежат транспортные средства: автомобиль легковой ГАЗ 3110 (дата регистрации 31.05.2005 г.), автомобиль легковой ВАЗ 1111 (дата регистрации: 30.12.2009 г.); квартира по адресу: <адрес> (дата регистрации: 28.11.2000 г.).
В соответствии с пп. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Судом установлено, что ИФНС России по г. Костроме в отношении административного ответчика выставлено требование об уплате задолженности по налогу, пени № 13602 от 10.10.2015 г. со сроком исполнения до 25.01.2016 г.
31.10.2019 г. ИФНС России по г. Костроме обратилась к мировому судье судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы с заявлением о взыскании со Спиридонова М.Е. задолженности по налогу и пени в сумме 15 143 руб.
18.11.2019 г. мировым судьей судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы вынесено определение об отмене судебного приказа № от 01.11.2019 г., которым в пользу ИФНС России по г. Костроме со Спиридонова М.Е. взыскана задолженность по налогу и пени в сумме 15 143 руб.
10.12.2019 года ИФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов административного дела, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а в последующем и в районный суд с административным исковым заявлением за пределами срока обращения в суд, установленного законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таких причин в судебном заседании не установлено и административным истцом не представлено, технические причины, на которые ссылается истец в административном исковом заявлении, к числу уважительных отнесены быть не могут, кроме того наличие уважительных причин, на которые ссылается административный истец объективно материалами дела не подтверждены.
Суд считает причины пропуска истцом срока для обращения в суд неуважительными: о наличии задолженности истцу было известно, что подтверждается действиями налоговой инспекции по направлению требований об уплате задолженности, объяснениями ответчика.
Таким образом, оснований для восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления суд не усматривает.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Заявленные исковые требования ИФНС России по г. Костроме к Спиридонову М.Е, о взыскании задолженности не подлежат удовлетворению, так как административным истцом срок для обращения в суд пропущен и не восстановлен судом.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Костроме к Спиридонову ФИО6 о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме 1788 рублей, налогу на имущество в сумме 13 355 рублей отказать.
Признать безнадежной к взысканию налоговым органом задолженности Спиридонова ФИО7 по транспортному налогу в сумме 1 788 рублей, налогу на имущество в сумме 13 355 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова