Решение по делу № 2а-3034/2021 от 28.09.2021

№ 2а-3034/2021

64RS0047-01-2021-005227-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2021 г.     город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбаков Р.В.,

при секретаре Ватютовой А.Л.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Прокофьевой Т.Ю.,

административного истца Новикова В.Е. и его представителей по заявлению Кузнецова А.О. и Томпулиди А.Ф.,

представителя административного ответчика УИК № 338 и заинтересованного лица войсковой части 25623 по доверенностям Мордвиновой В.М.,

представителя заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Гордиенко Т.Н.,

представителя заинтересованного лица военной прокуратуры Саратовского гарнизона – заместителя прокурора Карле Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Новикова В.Е. к окружной избирательной комиссии по Саратовскому одномандатному избирательному округу № 31, участковой избирательной комиссии № 338 о признании недействительными и отмене итогов голосования на участковом избирательном участке, отмене решения окружной избирательной комиссии от <дата> , обязании окружной избирательной комиссии принять новое решение

установил:

Новиков В.Е. обратился с административным иском к окружной избирательной комиссии по Саратовскому одномандатному избирательному округу № 31 (далее – ОИК № 31), участковой избирательной комиссии № 338 (далее – УИК № 338) о признании недействительными и отмене итогов голосования на участковом избирательном участке, отмене решения окружной избирательной комиссии от <дата> , обязании окружной избирательной комиссии принять новое решение.

Требования административного истца мотивированы тем, что в <дата> г. при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва УИК № 338 и ОИК № 31 были допущены нарушения избирательного законодательства, которые исказили волеизъявление избирателей и повлияли на итоги голосования. УИК № 338 выдавались бюллетени для голосования военнослужащим, проходящим срочную военную службу и не зарегистрированным на территории избирательного округа, что нарушает требования закона.

Истец Новиков В.Е. и его представители по заявлениям Кузнецов А.О. и Томпулиди А.Ф. административные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что УИК № 338 необоснованно и незаконно была включена в избирательный округ № 31, так как территориальное расположение войсковой части 25623 относится к территории <адрес>, где фактически и проводилось голосование.

Представитель административного ответчика УИК № 338 и заинтересованного лица войсковой части 25623 по доверенностям Мордвинова В.М., административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что в голосовании приняли участие только военнослужащие по контракту, зарегистрированные на территории войсковой части по адресу: <адрес>, который территориально может быть отнесен к избирательному округу № 31.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Гордиенко Т.Н. возражала против удовлетворения административного иска, пояснив о том, что избиратели войсковой части 25263 не обладают активным избирательным правом на территории <адрес>, а обладают им в границах избирательного округа № 31, находящегося на территории Октябрьского района города Саратова.

Представитель заинтересованного лица военной прокуратуры Саратовского гарнизона – заместитель прокурора Карле Ю.С. пояснил, что нарушений при формировании УИК и составления списков избирателей при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва не установлено.

Представитель административного ответчика ОИК № 31, заинтересованные лица Кудинов Д.Г., представитель избирательной комиссии Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Суд с учетом мнения участников процесса и положений 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика и заинтересованных лиц.

Заслушав пояснения административного истца и его представителей, представителя административного ответчика и представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

    Решением Саратовской городской Думы от <дата> назначены выборы депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва на <дата> (л.д. 99).

    Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от <дата> сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва (л.д. 28-31).

    Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от <дата> Новиков В.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 31.

    <дата> состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 31.

    <дата> подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования о результатах выборов по избирательному округу № 31 (л.д. 88).

    Решением окружной избирательной    комиссии одномандатного избирательного округа № 31 от <дата> «О результатах выборов депутатов Саратовской городской Думы» шестого созыва по одномандатному округу № 31» (л.д. 98) зарегистрированный кандидат Кудинов Д.Г., признан избранным депутатом Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 31.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

В обоснование заявленных требований административный истец полагает, что в списки избирателей по УИК № 338 могли быть включены в качестве избирателей лица, являющиеся военнослужащими срочной службы, не зарегистрированные на территории избирательного округа № 31, а также, что УИК № 338 незаконно была включена в одномандатный избирательный округ № 31.

Активным избирательным правом в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены особенности осуществления регистрационного учета военнослужащих и членов их семей. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума (пункт 1). Регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части (пункт 3).

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (п. 4 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

По сведениям командира войсковой части 25623 (л.д. 38, 39, 104, 105, 106, 107) в голосовании по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва приняли участие только военнослужащие, по контракту, зарегистрированные на территории войсковой части 25623 по адресу: <адрес>.

Исходя из этого, доводы административного истца, о голосовании на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по УИК № 338 солдат срочной службы своего подтверждения не нашли.

Доводы о незаконности формирования УИК № 338 также являются необоснованными.

Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от <дата> согласовано образование временных участковых избирательных участков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, образованных в местах временного пребывания избирателей, в том числе УИК № 338 на территории войсковой части 25623, по адресу: <адрес> (л.д. 95-97).

Решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Саратова от <дата> сформированы участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей, в том числе УИК № 338 на территории войсковой части 25623 (л.д. 33, 34).

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от <дата> решено обратиться в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством о совмещении полномочий участковых избирательных комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, с полномочиями соответствующих УИК (в том числе УИК № 338) по подготовке и проведению выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва (л.д. 90-91, 92-94).

Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от <дата> на УИК по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, в том числе УИК № 338, возложены полномочия по подготовке и проведению выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва (л.д. 109, 110-116).

По информации администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от <дата>, сведения об избирателях, зарегистрированных на территории Октябрьского района города Саратова, учитываются сведения о числе избирателей, зарегистрированных в пределах расположения войсковой части 25623.

Доводы административного истца о том, что избиратели, зарегистрированные в пределах расположения войсковой части 25623, должны учитываться на территории Энгельского муниципального района, опровергается информацией администрации Энгельского муниципального района Саратовской области от <дата>

Данные сведения, также подтверждаются списками избирателей УИК № 338, предоставленными на обозрения суда представителем войсковой части 25623, из которых следует, что адрес: <адрес> может быть отнесен к территории избирательного округа № 31.

Исходя из данных обстоятельств формирование УИК № 338 на территории войсковой части 25623, по адресу: <адрес>, включенного в территорию избирательного округа № 31 произошло с учетом требований закона.

Доказательств обратного административным истцом суду не предоставлено.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется и основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Вмешательство суда в порядок формирования органов муниципальной власти и определения результатов выборов нарушит принцип разделения властей.

По смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установить действительную волю избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.

Как указывалось выше, нарушение отдельных избирательных процедур само по себе не может повлечь отмену решения избирательной комиссии, если оно не повлекло серьезных неустранимых последствий. Суд должен установить не только сам факт нарушения избирательного законодательства в ходе избирательной компании, но и то, что выявленное нарушение не позволяет с достоверностью определить действительную волю избирателей. Только при этом условии может быть избран такой способ восстановления права, как отмена итогов голосования, результатов выборов.

Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

Судом установлено, что доказательств нарушения порядка проведения голосования, подсчета голосов или установления результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, иных нарушений, суду не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Новикова В.Е. к окружной избирательной комиссии по Саратовскому одномандатному избирательному округу № 31, участковой избирательной комиссии № 338 о признании недействительными и отмене итогов голосования на участковом избирательном участке, отмене решения окружной избирательной комиссии от <дата> , обязании окружной избирательной комиссии принять новое решение.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья                                         Р.В. Рыбаков

В окончательной форме решение изготовлено 11 ноября 2021 г.

2а-3034/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Саратова
Новиков Владимир Евгеньевич
Ответчики
Окружная избирательная комиссия по Саратовскому одномандатному избирательному округу №31
Участковая избирательная комиссия №338
Другие
Избирательная комиссия Саратовской области
Кудинов Дмитрий Геннадьевич
Карле Юрий Сергеевич
Кузнецов Алексей Олегович
Прокофьева Татьяна Юрьевна
ФКУ Войсковая часть 25623
Военная прокуратура Саратовского гарнизона Центрального военного округа
избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов»
Тампулиди Александр Федорович
Гордиенко Татьяна Николаевна
Мордвинова Виктория Михайловна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Рыбаков Роман Вячеславович
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
28.09.2021Регистрация административного искового заявления
28.09.2021Передача материалов судье
29.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее