Дело № 2а-68/19
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 02 апреля 2019 г.
Октябрьский районный СЃСѓРґ Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° Краснодарского края РІ составе СЃСѓРґСЊРё Бойковой Рђ. Р.,
при секретаре Рыжковой А.М.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Азарова С. В., представителя административных ответчиков администрации МО г. Новороссийск и УиАГ администрации МО г. Новороссийск по доверенности Оганесян А.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Грецкого РРіРѕСЂСЏ Владимировича Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє, Управлению архитектуры Рё градостроительства администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє Рѕ признании незаконным отказа РІ выдаче разрешения РЅР° строительство (реконструкцию) индивидуального жилого РґРѕРјР° Рё обязании выдать разрешение РЅР° строительство (реконструкцию) объекта,
установил :
Грецкий Р. Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє администрации РњРћ Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє, РІ обоснование которого указал, что является собственником земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – для размещения индивидуального жилого РґРѕРјР° усадебного типа СЃ возможностью ведения развитого товарного личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства, сельскохозяйственного производства.
РЎ целью строительства Р¤РРћ1 черед МБУ «МФЦ <адрес>В» обратился РІ Управление архитектуры Рё градостроительства администрации муниципального образования <адрес> СЃ заявлением Рѕ выдаче разрешения РЅР° строительство (реконструкцию), приложив предусмотренные Рї. 9 СЃС‚. 51 ГрК Р Р¤ документы.
Письмом УиАГ администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на строительство отказано. В качестве причины указано на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к устройству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка – отсутствует согласование Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) <адрес> и Кубанского бассейнового водного управления.
Считает данный отказ незаконным, поскольку от него истребованы документы, не предусмотренные п. 9 ст. 51 ГрК РФ.
Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес>.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела Р¤РРћ1 уточнил требования Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным отказ Управления архитектуры Рё градостроительства администрации муниципального образования <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІ выдаче Р¤РРћ1 разрешения РЅР° строительство Рё обязать администрацию РњРћ <адрес> выдать Р¤РРћ1 разрешение РЅР° строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей <адрес> и Кубанское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов.
Р’ судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования РїРѕ основаниям, указанным РІ административном РёСЃРєРµ, Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР», что Р¤РРћ1 РІ 2017 Рі. РІ РЈРёРђР“ администрации РњРћ <адрес> подано заявление Рѕ получении разрешения РЅР° строительство (реконструкцию). РџРёСЃСЊРјРѕРј Управления архитектуры РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ выдаче разрешения отказано СЃРѕ ссылкой РЅР° то, что Р¤РРћ1 РЅРµ получено согласование РѕС‚ Управления РїРѕ охране памятников.
РЎ данным решением Р¤РРћ1 РЅРµ согласен. Закон в„– «Об объектах культурного наследия» отменен РІ 2015 РіРѕРґСѓ Рё ссылка РЅР° него недопустима.
Реестр объектов культурного наследия ведется, согласно Закону №. Реестр находится в общедоступном доступе, на сайте объект «Мысхако - стрельбище» не зарегистрирован как объект культурного наследия.
Административным ответчиком РЅРµ представлено доказательств, что земельный участок Р¤РРћ1 находится РІ охранной Р·РѕРЅРµ культурного наследия. Р¤РРћ1 РїСЂРѕСЃРёР» выдать ему разрешение РЅР° реконструкцию Рё Управление архитектуры должно было самостоятельно запросить необходимые документы. Сам Р¤РРћ1 РІ Управления РїРѕ охране памятников РЅРµ обращался.
Представитель административных ответчиков администрации РњРћ <адрес> Рё РЈРёРђР“ администрации РњРћ <адрес> РїРѕ доверенности Р¤РРћ3 административный РёСЃРє РЅРµ признала Рё пояснила, что полагает отказ Р¤РРћ1 РІ выдаче разрешения законным. Р¤РРћ4 представлен градостроительный план, содержащий сведения Рѕ расположении земельного участка РІ охранной Р·РѕРЅРµ памятников Рё культурного наследия, что подтверждается учетной карточкой. Обращение РІ уполномоченный орган обязательно, так как земельный участок находится РІ охранной Р·РѕРЅРµ. После получения ответа РёР· Управления РїРѕ охране памятников РјРѕР¶РЅРѕ будет возвратиться Рє рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ выдаче Р¤РРћ1 разрешения РЅР° реконструкцию. Земельный участок, принадлежащий Р¤РРћ1, находится РІ Р·РѕРЅРµ нахождения памятников археологии, Р° РЅРµ надземных памятников.
Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
От представителя отдела правового сопровождения государственного надзора и учета объектов культурного наследия управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края поступил отзыв на административный иск, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать, и рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Краснодарского края.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено РІ судебном заседании, Р¤РРћ1 является собственником земельного участка площадью 1 500 РєРІ. Рј. СЃ кадастровым номером в„–, категория: земли поселений, разрешенное использование: для ведения личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, Рё находящегося РЅР° данном земельного участка жилого РґРѕРјР° общей площадью 591,2 РєРІ. Рј, что подтверждается свидетельствами Рѕ государственной регистрации права серии <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё серии 23-РђР• в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Р’ целях реконструкции жилого РґРѕРјР° Р¤РРћ1 обратился РІ РЈРёРђР“ администрации РњРћ <адрес>.
Письмом УиАГ администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, отказано.
В качестве основания отказа указано на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к устройству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка – отсутствует согласование Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края и Кубанского бассейнового водного управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ (в редакции на момент возникновения спорным правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 51 ГрК РФ в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, (часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ).
Согласно ч. 10.2 ст. 51 ГрК РФ застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства к заявлению о выдаче разрешения на строительство такого объекта не требуется (часть 10.2 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ).
Проектные и строительные работы застройщик обязан вести в соответствии с установленными параметрами разрешенного строительства (реконструкции), а также требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов действующих на территории Российской Федерации.
Согласно Рї. 5 градостроительного плана Рё сведениям РСОГД Управления архитектуры Рё градостроительства, принадлежащий Грецкому Р. Р’. земельный участок расположен РІ охранной Р·РѕРЅРµ объектов культурного наследия (памятники истории Рё культуры народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, необходимо получить заключение Управления РїРѕ охране, реставрации Рё эксплуатации историко-культурных ценностей (наследие) Краснодарского края.
Факт нахождения принадлежащего Грецкому Р. Р’. земельного участка РІ Р·РѕРЅРµ объектов культурного наследия подтверждается представленной учетной карточкой СЃ регистрационным номером 231040600440 РІ отношении объекта, представляющего СЃРѕР±РѕР№ историко-культурную ценность – поселение «Мысхако-стрельбище».
Доводы представителя административного истца о том, что данный объект не входит в число объектов культурного наследия со ссылкой на представленные им сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, суд считает не состоятельными, поскольку данные сведения отражают объекты культурного наследия в виде надземных памятников и ансамблей.
В силу ст. 3. Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
При проведении земляных работ на указанном участке и обнаружении предметов археологии (фрагменты керамики, костные останки, предметы древнего вооружения, монеты и т.д.) необходимо остановить все работы на участке, вызвать представителя Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследие) Краснодарского края и провести дополнительное согласование вышеуказанных работ с Управлением.
РџРёСЃСЊРјРѕРј РЈРђРёР“ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 было правомерно отказано РІ подготовке Рё выдачи разрешения РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° РЅР° земельном участке в„–, РїРѕ адресу: <адрес>, РІРІРёРґСѓ того, что РїСЂРё проверке представленных документов установлено, что заявителем РЅРµ представлено заключение Управления РїРѕ охране, реставрации Рё эксплуатации историко-культурных ценностей (наследие) <адрес>, что противоречит требованию <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РљР— "РћР± объектах культурного наследия (памятниках истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, расположенных РЅР° территории <адрес>".
Решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №, утвержден Генеральный план городского округа муниципального образования <адрес>, который содержит в своем составе раздел «Охрана историко-культурного наследия», согласованный управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Согласно ч. 3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных Федеральными законами случаях.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действием градостроительного регламента определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Как следует из ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,
Согласно ч. 3, 4 ст. 11 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 г. № 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" до разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном федеральным законодательством порядке в качестве предупредительной меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в зависимости от общей видовой принадлежности объекта культурного наследия и в соответствии с данными государственного учета объектов культурного наследия устанавливаются следующие границы зон охраны:1) для объектов археологического наследия: а) поселения, городища, селища, усадьбы независимо от места их расположения - 500 метров от границ памятника по всему его периметру;
В границах зон охраны объекта археологического наследия, установленных частью 3 настоящей статьи, до утверждения в установленном порядке границ зон охраны, режимов использования земель и земельных участков, градостроительных регламентов в границах данных зон допускаются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия работы, не создающие угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия, в том числе сельскохозяйственные работы, работы по благоустройству и озеленению территории, не нарушающие природный ландшафт.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚.36 Федерального закона РѕС‚ 25 РёСЋРЅСЏ 2002Рі. в„–73-Р¤3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», - строительные Рё иные работы РЅР° земельном участке, непосредственно связанном СЃ земельным участком РІ границах территории объекта культурного наследия, проводятся РїСЂРё наличии РІ проектной документации разделов РѕР± обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или Рѕ проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ РЅР° указанный объект культурного наследия, согласованных СЃ региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 23 июля 2015г. №3223- КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка причинения вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии провидения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрушенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведения землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании провидения указанных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ вышеизложенным СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что администрация РњРћ Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє РІ лице РЈРђРёР“ правомерно отказала Р¤РРћ1 РІ выдаче разрешения РЅР° строительство индивидуального жилого РґРѕРјР° РЅР° земельном участке, попадающим РїРѕРґ охранную Р·РѕРЅСѓ памятников истории Рё культуры, тем самым РЅРµ допустив нарушение Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГг. в„–-Р¤3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Рё <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РљР— "РћР± объектах культурного наследия (памятниках истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, расположенных РЅР° территории <адрес>".
Согласно п. 5 Градостроительного плана земельного участка №RU № земельный участок частично расположен в водоохраной зоне Черного моря (500 м), что подтверждается схемой планируемых границ зон с особыми условиями использования земельного участка, а так же ограничениями прав на земельный участок указанными в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, раздел 4.1.
Размещение здания в водоохраной зоне не согласовано со специально уполномоченными органами, а именно с Кубанским бассейновым водным управлением. Согласование выдается с условием обеспечения застройщиком безопасности (охраны) водного объекта от загрязнения (засорения). Соблюдение указанных требований должно быть подтверждено застройщиком, дабы исключить загрязнение охранной зоны водного объекта.
Учитывая изложенное, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РЈРёРђР“ администрацией муниципального образования Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє обоснованно принято решение РѕР± отказе РІ выдаче Грецкому Р. Р’. разрешения РЅР° строительство, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем заявленные РїРѕ делу требования РЅРµ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
Грецкому РРіРѕСЂСЋ Владимировичу отказать РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє, Управлению архитектуры Рё градостроительства администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРє Рѕ признании незаконным отказа РІ выдаче разрешения РЅР° индивидуальное жилищное строительство РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.
Судья Октябрьского
районного СЃСѓРґР° Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° Рђ. Р. Бойкова
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2019 г.