Дело № 2-503/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 февраля 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.
при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием истца Фионина Ф.Г.,
представителя ответчика Двоеглазова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фионина Федора Геннадьевича к Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении обработки персональных данных, компенсации морального вреда,
установил:
Фионин Ф.Г. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении обработки персональных данных с использованием РИАМС «ПроМед», удалении персональных данных из РИАМС «ПроМед», взыскании компенсации морального вреда 82250 руб., указав, что во всех медицинских учреждениях Пермского края с 2005г. внедрена региональная информационно-аналитическая медицинская система (РИАМС) «ПроМед», одной из функций которой является внедрение электронных медицинских карт. К данной системе может обратится любой сотрудник медицинской организации. Поскольку данные сведения составляют личную и семейную тайну, истец опасается, что в результате неправомерных действий третьих лиц полученная информация может быть использована с недобрыми намерениями. Право на неприкосновенность частной жизни, сохранение личной и семейной тайны, в том числе при обработке персональных данных защищается Конституцией РФ, ГК РФ, Законом «О персональных данных», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». 16.05.2017 г. истец направил в адрес ответчика заявление на отзыв согласия на обработку персональных данных с требованием прекратить обработку его персональных данных с момента получения заявления. В удовлетворении заявления было отказано, с указанием, что обработка персональных данных будет продолжена. В связи с полученным отказом истец испытал глубокое нравственное переживание, выраженное в страхе распространения сведений, порочащих честь и деловую репутацию, в чувстве несправедливости, обиде, нарушении сна и аппетита. Указанные переживания отразились на повседневной активности и профессиональной деятельности истца.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика в суде иск не признал. В письменном отзыве ссылается на то, что обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны. Функции оператора информационных систем в сфере здравоохранения постановлением Правительства Пермского края от 19.03.2013 г. № 129-п возложены на Министерство здравоохранения Пермского края. В Пермском крае информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством Единой информационной системы здравоохранения Пермского края (далее - ЕИСЗ ПК). Информационный обмен осуществляется по защищенным каналам связи через сети общего пользования (Интернет). В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 13 ФЗ № 323 предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 10 ФЗ № 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну. Истцу на его обращение был дан ответ, что в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 ФЗ № 152-ФЗ. Нарушений прав истца со стороны Министерства не допущено.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
16 мая 2017г. Фионин Ф.Г. обратился в Министерство здравоохранения Пермского края с заявлением на отзыв согласия на обработку персональных данных с требованием незамедлительно с момента получения заявления прекратить обработку персональных данных (л.д. 8-10).
14 июня 2017г. заместителем министра Министерства здравоохранения Пермского края Фионину Ф.Г. направлено уведомление о рассмотрении обращения № СЭД-34-10-06-3992, согласно которому обработка персональных данных, в части запрещающей такую обработку без согласия заявителя и связанная с его отзывом, прекращена, персональные данные уничтожены. Вместе с тем, обработка персональных данных в части по основаниям не требующим согласия заявителя будет продолжена по основаниям указанным в настоящем уведомлении, в соответствии с частью 2 статьи 9 ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции РФ).
В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В развитие названных конституционных положений в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, принят ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ регулирующий отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами (ч.1 ст. 1, ст. 2 Закона «О персональных данных»).
Пунктами 1, 2, 3 ст. 3 Закона «О персональных данных», определены понятия:
персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных» обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии с п. 1ст. 91 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее - информационные системы в сфере здравоохранения).
В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны (п. 2).
Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации (п.3).
Уполномоченным органом государственной власти Пермского края, выполняющим функции оператора информационных систем в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Пермского края (Постановление Правительства Пермского края от 19.03.2013 N 129-п).
Министерство здравоохранения Пермского края, в соответствии с разработанными и утвержденными Министерством здравоохранения РФ от 01.02.2016 г. и 23.06.2016 г. методическими рекомендациями по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО), а также методическими рекомендациями по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС) осуществляет информационное обеспечение в сфере здравоохранения в Пермском крае посредством Единой информационной системы здравоохранения Пермского края (далее - ЕИСЗ ПК).
ЕИСЗ ПК - комплексная информационная система, предназначенная для автоматизации лечебно-диагностического процесса и сопутствующей медицинской деятельности медицинской организации, охватывающей всех участников информационного процесса: поликлиники, стационары, ФАПы, диспансеры, станции скорой медицинской помощи, органы управления здравоохранением, аптеки, бюро судебно-медицинской экспертизы, ЗАГСы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст.79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах.
В силу п. 8 ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» без согласия гражданина или его законного представителя, допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Обработка персональных данных осуществляемая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг допускается при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну (п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона «О персональных данных»).
На основании ч. 2 ст. 9 Закона «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона.
Суд приходит к выводу, что обработка персональных данных Фионина Ф.Г., содержащих врачебную тайну, Министерством здравоохранения Пермского края осуществляется с использованием ЕИСЗ ПК с соблюдением требований действующего законодательства.
Заявленные требования противоречат ч. 2 ст. 9 Закона «О персональных данных», в связи с чем не основаны на законе.
Доказательств нарушения прав Фионина Ф.Г. оспариваемыми действиями ответчика истец суду не представил. Опасения истца о возможной утечке информации не свидетельствуют о наличии нарушения его права, подлежащего судебной защите.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований Фионина Федора Геннадьевича к Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении обработки персональных данных с использованием РИАМС «ПроМед», удалении персональных данных из РИАМС «ПроМед», компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: