Судья Моисеева М.А. дело № 33а-4452/2020 (дело № 2а-321/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Соболева В.М., Попова В.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 14 сентября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Михеичева Л.А. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 июля 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми к Михеичеву Л.А. о взыскании в доход бюджета недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 годы в размере 540 рублей и пени на недоимку по транспортному налогу за периоды с 02.12.2017 по 11.11.2018, 01.12.2015 по 15.11.2016, 04.12.2018 по 04.07.2019, 01.12.2015 по 29.11.2017 в размере 53 рубля 29 копеек.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения представителя административного истца Колегова И.О., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Михеичеву Л.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 годы в размере 540 рублей, пени по транспортному налогу за периоды с 02.12.2017 по 11.11.2018, 01.12.2015 по 15.11.2016, 04.12.2018 по 04.07.2019, 01.12.2015 по 29.11.2017 в размере 53 рубля 29 копеек.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял.
Административный ответчик в судебном заседании с иском не согласился.
Вышеприведенным решением суда взысканы с Михеичева Л.А,, проживающего по адресу: ... в доход бюджета недоимка по транспортному налогу за 2014-2017 годы в размере 540 рублей и пени на недоимку по транспортному налогу за периоды с 02.12.2017 по 11.11.2018, 01.12.2015 по 15.11.2016, 04.12.2018 по 04.07.2019, 01.12.2015 по 29.11.2017 в размере 53 рубля 29 копеек; в доход бюджета МО МР «Усть-Вымский» государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Михеичевым Л.А. ставится вопрос об отмене решения суда, считая, что мотоцикл Ява 350 не стоит на регистрационном учете, а также на том основании, что до декабря 2014 года он проживал в г. Санкт-Петербург.
Представитель административного истца Колегов И.О. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял.
В соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
На основании положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьёй.
При этом объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу статьи 363 Налогового кодекса РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно статье 83 Налогового кодекса РФ местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается, для транспортных средств, место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
Статьёй 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге».
При разрешении заявленных требований судом установлено, что Михеичев Л.А. является плательщиком транспортного налога. По сведениям ОГИБДД ОМВД России по Усть-Вымскому району, согласно карточке учета транспортного средства, в 2014-2017 г.г. Михеичев Л.А. был собственником мотоцикла ..., государственный регистрационный знак ... года выпуска, зарегистрированного по месту жительства ответчика по адресу: ....
Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции правильным.
В силу пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № 1069-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Косаревой Елены Александровны на нарушение её конституционных прав частью первой статьи 357, пунктом 1 статьи 358 и пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации" федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).
Доводы Михеичева Л.А. о том, что указанный мотоцикл ... с г.р.з. «... г.в. им был продан в качестве запасных частей ФИО1, который в письменном заявлении эти обстоятельства подтвердил, судом первой инстанции были проверены, и как доказательства отсутствия у налогового органа оснований для начисления налога за 2014-2017 г.г. мотивировано отклонены.
Поскольку обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства по месту жительства физического лица, а не от его фактического наличия и пользования им, недоимка по транспортному налогу за 2014-2017 годы была предъявлена ответчику к взысканию правомерно.
Материалы дела не содержат доказательств обращения Михеичева Л.А. с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в органы ГИБДД. С учётом изложенного, Михеичев Л.А. в силу действующего законодательства является плательщиком транспортного налога за 2014-2017 годы, поскольку транспортное средство в этот период было зарегистрировано на его имя.
Налоговым органом Михеичеву Л.А. направлены налоговые уведомления № 478112 от 26.04.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 90 рублей (получено ответчиком 10.07.2015); № 89660796 от 20.09.2017 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 180 рублей; № 47570215 от 10.08.2018 по уплате транспортного налога за 2015 и 2017 годы в общем размере 270 рублей (получено ответчиком 28.08.2018).
Поскольку налог в установленный срок Михеичевым Л.А. уплачен не был, налоговым органом Михеичеву Л.А. направлены требования № 10010 от 16.11.2016 со сроком оплаты до 10.01.2017 (получено ответчиком 29.11.2016); № 12929 от 05.07.2019 со сроком оплаты до 01.11.2019 (получено ответчиком 12.08.2019); № 11359 от 12.11.2018 со сроком оплаты до 19.12.2018.
Поскольку в период с 11.10.2016 по 09.07.2018 Михеичев Л.А. был подключен к сервису «Личный кабинет налогоплательщика», некоторые из указанных уведомлений и требований направлялись ему посредством данного сервиса.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок исполнения самого раннего требования № 10010 от 16 ноября 2016 года об уплате налога за 2014 год был установлен до 10 января 2017 года. В течение трех лет, то есть до 10 января 2020 года со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пени, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пени, подлежащей взысканию с физического лица, задолженность по транспортному налогу и пени не превысила 3 000 рублей.
Таким образом, налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 19.03.2020. Судебным приказом мирового судьи Айкинского судебного участка от 19.03.2020 с Михеичева Л.А. взыскана недоимка по транспортному налогу и пени в общем размере 593,29 рублей.
Определением мирового судьи Айкинского судебного участка от 06.04.2020 указанный судебный приказ в связи с поступившими от Михеичева Л.А. возражениями был отменен.
В течение шести месяцев после отмены судебного приказа, 27.04.2020 налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Михеичева Л.А. недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 годы и пени за указанный период на общую сумму 593,29 рублей.
При таких обстоятельствах, административным истцом соблюдены положения абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающих пределы срока предъявления налоговым органом требований в порядке искового производства.
Доводы апелляционной жалобы Михеичева Л.А. о том, что в связи с проживанием до декабря 2014 года в г. ... недоимка по транспортному налогу за 2014 год не могла быть с него взыскана на территории Республики Коми, основаны на неверном толковании норм материального права и судом признаются необоснованными. Действительно уплата налога налогоплательщиками в бюджет производится по месту нахождения транспортных средств, которое в силу положений статьи 83 Налогового кодекса РФ, определяется по месту жительства (месту пребывания) физического лица.
Согласно налоговому уведомлению транспортный налог за 2014 год должен был быть уплачен ответчиком до 01.10.2015 (в соответствии с редакцией статьи 363 Налогового кодекса РФ на момент рассматриваемых правоотношений). По сведениям отдела по вопросам миграции ОМВД России по Усть-Вымскому району Михеичев Л.А. с ... зарегистрирован по месту жительства в г. .... Сведений о регистрации и проживании в 2014 году в г. ... и пользовании льготами по транспортному налогу, ответчик не представил ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми правомерно направила ответчику налоговое уведомление об оплате транспортного налога за 2014 год по новому месту жительства административного ответчика.
Исходя из вышеизложенного, решение суда является законным, отмене, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михеичева Л.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи