УИД 16RS0024-01-2023-001497-62
Дело №2-106/2024
Учет № 2.205
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года город Нурлат
Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бурганова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Маланьиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан» к Титовой М.М., Титову А.А., Титову Е.А. и Титову А.В. о взыскании суммы социальной выплаты, предоставленной по договору целевого денежного займа,
УСТАНОВИЛ:
Государственный жилищный фонд при Раисе РТ обратился в суд с исковым заявлением к Титовой М.М., Титову А.А., Титову Е.А., Титову А.В. с заявлением о взыскании в солидарном порядке сумму социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, предоставленной по договору целевого денежного займа от ДД.ММ.ГГГГ года №, и в равных долях расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ года между МУ «Управление строительства, архитектуры и ЖКХ» и ответчиками был заключен договор целевого денежного займа № на строительство объекта по программе «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности РТ», по условиям которого последним был предоставлен заем в размере <данные изъяты> рублей сроком на 5 лет. Данный заем был предоставлен для приобретения жилого дома <адрес>. В обеспечение исполнения обязательств заемщиков по данному договору вышеуказанный жилой дом находится в залоге у истца. По условиям договора обязательства по возврату займа погашаются займодавцем в случае личного проживания заемщика в данном жилом доме в течении 5 лет с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение в территориальном органе УФРС по РТ.ДД.ММ.ГГГГ года между МУ «Управление строительства, архитектуры и ЖКХ», истцом и ответчиками было подписано соглашение о замене стороны № к договору займа, согласно которому истец принял все права (требования) и обязательства займодавца по вышеуказанному договору займа. Несоблюдение гражданами условий программы, в рамках которой предоставлен займ, является основанием для истребования в судебном порядке средств социальной выплаты. Право истца на списание суммы займа, обеспеченной субсидией, и на снятие обременения возникает только после предоставления исполнительным комитетом района истцу соглашения о списании суммы займа с приложением документов, подтверждающих выполнение условий Программы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года информация об исполнении условий программы в адрес истца не поступала.
Представитель истца – Государственного жилищного фонда при Раисе РТ Лящук П.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Титова М.М. в судебном заседании исковые требования не признала. В удовлетворении иска просила отказать, применив срок исковой давности.
Ответчик Титов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчики Титова А.А. и Титов Е.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьих лиц – Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района РТ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая Программа "Социальное развитие села до 2013 года".
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт "а" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложение 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. (пункт 4 Типового положения).
Согласно пункту 5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве.
В силу пункта «а» статьи 26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862.
Согласно пункту 14 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между организацией, назначенной муниципальным образованием "Нурлатский муниципальный район" – МУ «Управление строительства, архитектуры и ЖКХ" (заимодавец), и Титовой М.М., Титовым А.А., Титовым Е.А. и Титовым А.В. (заемщики) был заключен договор целевого денежного займа № на строительство объекта по программе «Обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности РТ», согласно условиям, которым заимодавец предоставляет заемщику заем в размере <данные изъяты> рублей сроком на 5 лет, считая с момента заключения настоящего договора. Заем предоставлен на строительство жилого дома №<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием "Нурлатский муниципальный район" в лице МУ «Управление строительства, архитектуры и ЖКХ» (заимодавец), Государственный жилищный фонд (новый заимодавец) и Титовой М.М., Титовым А.А., Титовым Е.А. и Титовым А.В. (заемщики) было подписано соглашение о замене стороны № в договоре займа, согласно которому заимодавец передает, а новый заимодавец принимает все права (требования) и обязательства заимодавца по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному между заимодавцем и заемщиком, включая все приложения, дополнения и изменения, существующие на момент подписания настоящего соглашения, и становится стороной по указанному договору.
Также установлено, что семье Титовых перечислена субсидия в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на жилой дом <адрес> зарегистрировано за Титовым А.В. ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчики Титова М.М., Титова Е.А. и Титов А.В. зарегистрированы по адресу: <адрес> ответчик Титов А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> Ответчики в настоящее время проживают в <адрес>.
Истцом заявлены требования о взыскании суммы социальной выплаты по тем основаниям, что ответчиками не выполнены условия предоставления данной социальной выплаты, в том числе, в части оформления жилого помещения в собственность всех членов семьи, их проживания в сельской местности в течении не менее 5 лет и работы члена молодой семьи в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течении указанного срока.
Как установлено в судебном заседании, условия Программы в части проживания ответчиков в сельской местности в течении не менее 5 лет ответчиками выполнены, что подтверждается в том числе справкой, выданной Тюрнясевским сельским советом Нурлатского муниципального района РТ.
Также выполнены требования в части работы члена молодой семьи организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. Так, из материалов дела следует, что Титова М.М. на момент получения социальной выплаты работала в Тюрнясевском спиртзаводе, откуда была уволена в связи с сокращением штата работников ДД.ММ.ГГГГ года. Затем Титова М.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работала и работает в ОПС Тюрнясевский совхоз АО «Почта России». Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ Титова М.М. была зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В части соблюдения условий оформления приобретаемого жилого помещения в собственность всех членов семьи судом установлено нарушение данных условий Программы.
Таким образом, судом установлено, что ответчиками соблюдены не все условия получения социальной выплаты, что является основанием для истребования от граждан суммы социальной выплаты.
Ответчиком Титовой М.М. заявлено о применении срока исковой давности.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как следует их материалов дела, право собственности на жилое помещение зарегистрировано получателем субсидии ДД.ММ.ГГГГ года. По условиям договора займа (п.2.1.2) обязательства по возврату суммы займа в размере <данные изъяты> рублей погашаются займодавцем в случае личного проживания заемщиков в вышеуказанном жилом доме в течении 5 лет с момента государственной регистрации права собственности на него. Следовательно, начало течения срока исковой давности в настоящем случае приходится на ДД.ММ.ГГГГ) и, соответственно, срок исковой давности истекает ДД.ММ.ГГГГ года.
С настоящим исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ года (согласно почтовому штемпелю), то есть за пропуском срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Государственной жилищного фонда при Раисе РТ надлежит отказать.
Несоблюдение стороной ответчиков условий предоставления социальной выплаты в части оформления жилого помещения в собственность всех членов семьи не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан» (<данные изъяты>) к Титовой М.М. <данные изъяты>), Титову А.А. (<данные изъяты>), Титову Е.А. (<данные изъяты>) и Титову А.В. (<данные изъяты>) о взыскании суммы социальной выплаты, предоставленной по договору целевого денежного займа, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нурлатский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: Р.Р. Бурганов
Копия верна.Судья Р.Р.Бурганов
Мотивированное решение составлено 16 февраля 2024 года