Решение по делу № 2а-2654/2021 от 13.05.2021

Дело № 2а-2654/2021

УИД 21RS0023-01-2021-003319-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата                      г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Волковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,

с участием представителя административного истца ИФНС по г. Чебоксары ФИО3, действующей на основании доверенности от дата и представившей диплом о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Рожковой ФИО5 о взыскании задолженности по пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – ИФНС по г. Чебоксары) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рожковой ФИО6 о взыскании налоговой задолженности в общем размере 14 625 руб. 91 коп., состоящей из пени на доходы физических лиц за период с дата по дата в указанном размере, указав следующее. Ответчик Рожкова Н.А. зарегистрирована в информационном ресурсе «личный кабинет налогоплательщика». Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). дата ответчик Рожкова Н.А. представила в ИФНС по г. Чебоксары первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, в которой указала сумму налога, подлежащую уплате в бюджет – 877 500 руб. 00 коп. по сроку уплаты – дата (с учетом переплаты в размере 2 570 руб. 26 коп. и частичной уплаты налога, остаток задолженности составил 454 929 руб. 74 коп.). Однако в предусмотренный законодательством о налогах и сборах срок налог на доходы физических лиц за 2019 год в бюджет не перечислен. В силу п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. На основании ст. 75 НК РФ Рожковой Н.А. на недоимку по налогу на доходы физических лиц, не уплаченную в срок, начислены пени за период с дата по дата в размере 14 625 руб. 91 коп. (за 2019 год на сумму 874 929 руб. 74 коп.). В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Для добровольной уплаты задолженности по налогу на доходы с физических лиц налоговым органом в адрес ответчика направлены требования: ----- от дата, в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок до дата, и ----- от дата, в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок до дата. В установленные в требованиях сроки сумма задолженности в бюджет не перечислена. По заявлению административного истца о вынесении судебного приказа дата мировым судьей судебного участка № адрес вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с налогоплательщика в пользу ИФНС по г. Чебоксары. По поступившим дата возражениями определением мирового судьи судебного участка № адрес судебный приказ был отменен, что повлекло обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Рожковой Н.А.

В судебном заседании представитель административного истца Обожгеева Л.Ф. административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. В подтверждение доводов о том, что задолженность до настоящего времени не погашена, представила карточку расчетов с бюджетом, содержащую сведения о налоговой задолженности.

Административный ответчик Рожкова Н.А., извещенная о времени и места рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, указанная задолженность подлежит взысканию в судебном порядке за счет имущества, в том числе денежных средств физических лиц в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Основания для предъявления данного административного иска имеются, так как определение об отмене судебного приказа принято мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Чебоксары вынесено дата, административный иск подан дата

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом - статья 45 НК РФ.

В соответствии со ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относятся, в числе прочих, налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ).

В соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Понятие налоговой декларации дано в п. 1 ст. 80 НК РФ, и налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ).

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

В силу положений ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному НК РФ, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из положений ст. 70 НК РФ следует, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).

В соответствии со ст. 69 НК РФ в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога в срок административным истцом как налоговым органом в адрес административного ответчика, зарегистрированного в информационном ресурсе «личный кабинет налогоплательщика», направлены требования:

- ----- об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на дата, в котором указана задолженность, в том числе по уплате налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 877 500 руб. 00 коп. и пени по нему в размере 14 254 руб. 06 коп., и установлен срок для добровольного погашения недоимки до дата, с приложением расчета сумм пени, включенной в задолженность. Дата исчисления пени с дата, окончания исчисления пени дата;

- ----- об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на дата, в котором указана задолженность, в том числе по уплате налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 877 500 руб. 00 коп. и пени по нему в размере 371 руб. 85 коп., и установлен срок для добровольного погашения недоимки до дата, с приложением расчета сумм пени, включенной в задолженность. Дата исчисления пени с дата, окончания исчисления пени дата.

Направленное налогоплательщику требования содержат подробные данные об основаниях взимания налогов, указан срок исполнения требования, меры по взысканию задолженности по налогам, если требование не будет исполнено в срок, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В установленный в требованиях срок налог на доходы физических лиц и пени по нему административным ответчиком не уплачены, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом, представленных в судебное заседание.

В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно вышеуказанной норме налогового законодательства по заявлению ИФНС по г. Чебоксары мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Чебоксары дата вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам, пени, штрафам на общую сумму 23 568 руб. 05 коп., в которой включена недоимка по пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в в размере 14 625 руб. 91 коп., государственной пошлины.

Определением мирового судьи судебного участка № адрес от дата по делу № ------/2 по возражениям Рожковой Н.А. судебный приказ от дата отменен.

Как следует из карточек «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) в отношении налогоплательщика Рожковой Н.А. налоговая задолженность в срок, указанный в требованиях, административным ответчиком не уплачена; частично задолженность по налогу на доходы физических лиц оплачена добровольно и взыскана судебными приставами, пени по налогу на доходы физических лиц не уплачены.

На основании п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, при этом требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление подано дата, то есть в установленный законодательством срок.

Расчет недоимки пени по налогу на доходы физических лиц сделан на основе действующего законодательства.

Доказательствами того, что на дату рассмотрения дела указанная сумма в административном иске задолженности была административным ответчиком уплачена, суд не располагает.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П указал, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов.

При разрешении данного спора суд также учитывает и Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 № 200-О, в п. 3 которого суд разъяснил, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).

В Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П и Определении от 4 июля 2002 № 202-О Конституционный Суд РФ определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Поскольку административным ответчиком требования административного истца об оплате имеющейся задолженности по налогам в установленные сроки не исполнены, истец вправе взыскать образовавшуюся налоговую задолженность и пени в судебном порядке.

Наличие у административного ответчика задолженности в указанном в административном иске размере подтверждено направленными ему требованиями, в которых отражены все данные расчета и которые не оспорены. Учитывая, что административный ответчик не возражал против заявленной ко взысканию суммы задолженности, и своего расчета не представил, суд находит заявленный административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Как уже указывал суд, срок на обращение в суд за взысканием задолженности по пени, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 48, положениями статьи 70 НК РФ административным истцом не пропущен.

Пунктом 8 ст. 333.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Как указано в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 БК РФ налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

В соответствии с приведенными нормами и на основании ст. ст. 103, 111 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию госпошлина в сумме 585 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ИФНС по г. Чебоксары к Рожковой ФИО7 удовлетворить.

Взыскать с Рожковой ФИО8 задолженность в размере 14 625 руб. 91 коп., составляющую задолженность по пене по налогу на доходы с физических лиц за период с дата по дата.

Взысканную сумму задолженности перечислить на счет получателя платежа ----- по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике; налоговый орган: ИФНС России по г. Чебоксары; -----

Взыскать с Рожковой ФИО9 государственную пошлину в доход муниципального бюджета г. Чебоксары в сумме 585 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                  Е.Н. Волкова

Мотивированное решение составлено дата

2а-2654/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по г. Чебоксары
Ответчики
Рожкова Надежда Арсентьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Волкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация административного искового заявления
13.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее