ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-26212/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-1612/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 16 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В.,
судей Брянского В.Ю., Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления администрации, признании права собственности, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд и иском к Администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Алушты Республики Крым № 2546 от 7 сентября 2020 года «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину ФИО1», признании права собственности на земельный участок для ведения индивидуального садоводства площадью 500+/- 5 кв. м. по <адрес>, возле <адрес>, с кадастровым номером 90:15:030102:51.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным постановление № 2546 от 7 сентября 2020 года «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину ФИО1».
В удовлетворении иной части исковых требований отказано.
С Администрации города Алушта в пользу ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере 150 рублей.
ФИО1 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, в виду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что решением Изобильненского сельского совета № 68/7 от 4 декабря 2009 года «О предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО1» утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ФИО1, предоставляемого для ведения индивидуального садоводства, расположенного в <адрес>, возле <адрес> (п.1).
ФИО1 разрешено разработать проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0500 га за счет земель Изобильненского сельского совета для ведения индивидуального садоводства, по вышеуказанному адресу (п.2).
Срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отведению составляет один год (п.3).
Решением Изобильненского сельского совета № 10/48 от 25 февраля 2011 года внесены изменения в решение Изобильненского сельского совета № 68/7 от 4 декабря 2009 года, исключен пункт 3 данного решения.
Вышеуказанные решения являются действующими и ни кем не отменены.
На момент принятия Изобильненским сельским советом решения № 68/7 от 4 декабря 2009 года, и внесения в него изменений, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан регулировался законодательством Украины.
Постановлением Администрации города Алушта № 552 от 2 марта 2020 года ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, возле <адрес>, кадастровый №, в связи с несоответствием требованиям подпункта 1 пункта 6 статьи 13 Закона от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
ФИО1 обжаловал в суд в порядке норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановление Администрации города Алушта № 552 от 2 марта 2020 года и решением Алуштинского городского суда от 5 июня 2020 года по административному делу № 2а-916\2020 признано незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым №552 от 2 марта 2020 года «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину ФИО1».
На Администрацию города Алушта Республики Крым возложена обязанность повторно, в установленный законом срок, с момента вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в порядке завершения оформления прав на земельные участки. Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.
В связи с принятием вышеуказанного судебного решения Администрация города Алушта Республики Крым повторно рассмотрела заявление ФИО5 и вынесла постановление № 2546 от 7 сентября 2020 года, которым постановила: «Отказать гражданину ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, возле <адрес>, кадастровый № площадью 500 кв.м., в связи с несоответствием требованиям подпункта 1 пункта 6 статьи 13 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно: согласно пункта 3 решения Изобильненского сельского совета от 4 декабря 2009 года №68/7 «О предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО1» срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований о его подготовке, составляет один год.
Учитывая, что нормами Закона Украины от 5 ноября 2009 года № 1702-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю» (вступившего в силу 10 декабря 2009 года), положение о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, закрепленное в части 11 статьи 151 Земельного кодекса РФ утратило свою силу, срок предоставленного решения истек 4 декабря 2010 года.
Таким образом, решением Изобильненского сельского совета от 25 февраля 2011 года № 10/48 «О внесении изменений в решение сессии Изобильненского сельского совета № 68/7 от 4 декабря 2009 года» были внесены изменения в уже не действующее решение.
Учитывая изложенное, у гражданина ФИО1 отсутствует неисполненное решение органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятое с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которым не утверждена документация по землеустройству».
Согласно выписки из ЕГРН от 27 октября 2020 года, земельный участок площадью 500 +/-5 кв.м., расположенный возле <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, является собственностью муниципального образования городской округ Алушта и на кадастровый учет поставлен по заявлению ФИО1 при предоставлении решений Изобильненского сельского совета №68/7 от 4 декабря 2009 года и №10/48 от 25 февраля 2011 года.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59-61, 67, 79 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 116, 118, 151 Земельного кодекса Украины, статей 1, 12.1, 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», учитывая Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с таким выводом соглашается.
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что ответчиком формально повторно рассмотрено заявление истца о предоставлении земельного участка в собственность, поскольку изложенные в постановлении Администрации города Алушта № 2546 от 7 сентября 2020 года обстоятельства являлись предметом судебной оценки, однако при принятии оспариваемого постановления, ответчиком, указанные сведения фактически не учитывались, в связи с чем, суд пришел к верному выводу о признании незаконным постановления № 2546 от 7 сентября 2020 года.
При этом, учитывая, что предоставление земельных участков является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права собственности на земельный участок.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны ранее высказанной позиции заявителя, которой дана надлежащая правовая оценка, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи