Судья Баранова Т.В. |
№33а-2286/2020 10RS0013-01-2020-000422-92 2а-316/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14сентября 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Сильченко Р.П., Кудряшовой Е.П.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истцана решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02июня 2020 года по административному исковому заявлениюСуйканена Сергея Васильевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск мотивирован тем, что 22 января 2020 г. Суйканен С.В., обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером (...), принадлежащего административному истцу на праве собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Письмом от 14 февраля 2020 г. Министерство отказало административному истцу в удовлетворении заявления по причине расположения образуемого земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, и, как следствие, ограниченности в обороте такого земельного участка и невозможности предоставления его в частную собственность в силу требований п. 2, пп. 14 п.5 ст.27 ЗК РФ.
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 20 мая 2020 г. к участию в административном деле привлечены: в качестве заинтересованных лиц администрация Заозерского сельского поселения, администрация Прионежского муниципального района, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал».
Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.
С указанным решением не согласен административный истец, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Суйканен С.В. полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что образуемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны, поскольку на рассматриваемой территории органами исполнительной власти Республики Карелия в надлежащем порядке не установлены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии таких зон санитарным правилам.Обращает внимание, что в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах границ зоны санитарной охраны водного объекта в селе Заозерье. Отмечает, что точных данных о местоположении образуемого земельного участка относительно водозабора и об удаленности такого участка от водного объекта административным ответчиком не представлено. Кроме того, полагает ошибочным применение к спорным правоотношениям положений ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку Правила землепользования и застройки, Генеральный план поселения указанные зоны не устанавливают, а только отображают их на соответствующей карте.
В судебном заседании административный истец поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в Республике Карелия, Прионежский район, с. Заозерье, (...)
Оспариваемым решением Министерства административному истцу отказано в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения, поскольку испрашиваемый участок согласно Карте зон с особыми условиями использования на территории Заозерского сельского поселения в составе Генерального плана Заозерского сельского поселения находится в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего правового регулирования спорный земельный участок является ограниченным в обороте по причине его нахождения во втором поясе зоны санитарной охраны оз. Логмозеро, что исключает возможность приобретения его в собственность.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными.
В соответствии с пп. 4 п. 9 ст. 39.29ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
На основании пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №10).
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защитаместа водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, помимо прочего, определение границ зоны и составляющих ее поясов (пп. «а» п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определение границ зоны санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Подтверждения того, что органами исполнительной власти Республики Карелия установлены границы и режим таких зон применительно к с.Заозерье не представлено; санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует.
Вместе с тем, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий (п. 2.3.2.1). Боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности – неменее 500 м, при гористом рельефе местности – довершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом (п. 2.3.2.4). Граница второго пояса зон санитарной охраны на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км – при наличии нагонных ветров до 10процентов и 5 км – приналичии нагонных ветров более 10процентов (п. 2.3.2.5). Граница второго пояса зон санитарной охраны на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п. 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500-1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4 (п. 2.3.2.6).
Таким образом, по территории суши протяженность границ второго пояса зон санитарной охраны определяется в зависимости от рельефа местности – 500м для равнинного рельефа, 750 м или 1000 м для гористого рельефа.
Согласно действующему Генеральному плану Заозерского сельского поселения, утвержденному решением Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14, второй пояс зоны санитарной охраны для поверхностного водозабора установлен от уреза воды при нормальном подпорном уровне на 500 м.
Картографическая часть Генерального плана и Карта градостроительного зонирования с. Заозерье Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных решением Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 15, также содержат сведения о нахождении испрашиваемого участка во втором поясе зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения.
Соответствующие положения приведенных документов территориального планирования недействующими не признаны, их законность предметом настоящего иска не является.
Поскольку согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты спорный земельный участок находится на расстоянии порядка 343 м от уреза оз. Логмозеро, т.е. находится в минимально допустимых пределах, установленных п. 2.3.2.6СанПиН 2.1.4.1110-02, вывод суда о нахождении этого участка во втором поясе зоны санитарной охраны обоснован.
Отсутствие же утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах таких зон, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Подтверждается данный вывод и практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. № 18-КГ18-121).
Более того, в силу п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;4) решением суда.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в ч. 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (п. 9 ст. 26 того же закона).
Исходя из приведенных выше норм, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что границы второго пояса зоны санитарной охраны фактически установлены, а испрашиваемый административным истцом земельный участок, как расположенный во втором поясе названной зоны, не подлежит передаче ему в собственность в порядке перераспределения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным, а основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02 июня 2020 г.по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи