72RS0025-01-2024-006012-18
Дело № 12-262/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень | 25 ноября 2024 года |
Судья Тюменского областного суда Галяутдинова Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черепанова А.К. на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Черепанова ФИО6,
у с т а н о в и л:
02.05.2024 инспектором ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени Калашниковым Е.С. в отношении Черепанова А.К. составлен протокол № 72Т 701188029 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 01.05.2024 в 10-00 часов он принял участие в публичном мероприятии в форме шествия от д. 147 по ул. Республики г. Тюмени до Центральной площади по адресу: д. 45 по ул. Володарского г. Тюмени, а также в митинге на Центральной площади у памятника В.И. Ленину с использованием звукоусиливающего устройства, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти города Тюмени, в нарушение требований Закона № 54-ФЗ.
Указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Центральный районный суд г. Тюмени для рассмотрения.
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03.10.2024 Черепанов А.К. привлечен к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к штрафу в размере 10 000 рублей.
С данным постановлением не согласен Черепанов А.К., который в жалобе в вышестоящий суд просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что доказательств виновности Черепанова А.К. в совершении вменяемого административного правонарушения материалы дела не содержат. Считает, что его привлечение к административной ответственности представляет собой необоснованное вмешательство в реализацию прав на свободу выражения мнения и на свободу собраний, гарантированных Конституцией РФ. Настаивает, что поскольку администрацией г. Тюмени было необоснованно отказано в согласовании митинга, в настоящем случае было проведено собрание, численность которого составляла 42 человека, в связи с чем данное мероприятие не относится к массовому и участие Черепанова А.К. в нем не образует состава административного правонарушения. Считает, что по делу были допущены процессуальные нарушения, поскольку протокол об административном правонарушение составлен с нарушением срока, установленного ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определение о возбуждении дела об административном правонарушении Черепанову А.К. не вручено, с материалами дела не ознакомлен. Полагает, что указанные нарушения являлись основанием для возвращения протокола об административном правонарушении с материалами дела в УМВД России по г.Тюмени. В ходе рассмотрения дела судьей районного суда ходатайство Черепанова А.К. об отложении рассмотрения дела не разрешено.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), заслушав Черепанова А.К. и его защитника Савелкова М.А., настаивавших на доводах жалобы, инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени Калашникова Е.С., составившего протокол по делу об административном правонарушении, возражавшего против ее удовлетворения, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Положения указанной нормы имеют бланкетный характер и применяются с учетом законодательных актов, регулирующих правила организации и проведения публичных мероприятий, нарушение которых и образует объективную сторону соответствующего административного правонарушения.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от <.......> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 данного закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является в числе прочего свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пунктом 3 указанной статьи митинг определен как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Статьей 3 Закона № 54-ФЗ установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного закона, иных законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Исходя из положений статьи 4 Закона № 54-ФЗ, в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 названного закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 7 названного закона.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в Тюменской области установлен статьей 4 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 318 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области».
В соответствии со статьей 7 Закона № 54-ФЗ и статьей 4 названного закона Тюменской области уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением случаев, указанных в данных нормах) подается его организатором в письменной форме в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 названного закона (часть 5 статьи 5 названного закона).
В силу приведенных положений Закона № 54-ФЗ и разъяснений в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» публичное мероприятие, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Закона № 54-ФЗ, является несанкционированным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. № 1619-О, Закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 3 этой статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) (пункт 1).
Как усматривается из материалов дела 01.05.2024 в 10-00 часов Черепанов А.К. принял участие в публичном мероприятии в форме шествия от д. 147 по ул. Республики г. Тюмени до Центральной площади по адресу: д. 45 по ул. Володарского г. Тюмени, а также в митинге на Центральной площади у памятника В.И. Ленину с использованием звукоусиливающего устройства, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти города Тюмени, в нарушение требований Закона № 54-ФЗ. На обращения сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, связанных с участием в шествии, митинге продолжил участие в нем. Информация о том, что данное публичное мероприятие является несанкционированным, незаконным, а также требование о прекращении участия в нем озвучивалось сотрудниками полиции через звукоусиливающее устройство.
Согласно информационным письмам Комитета по межнациональным отношениям администрации г. Тюмени от 17.04.2024 № 03-06-002465/24, от 26.04.2024 № 03-06-002759/24 органом местного самоуправления проведение публичных мероприятий (в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований) 01.05.2024 в границах муниципального образования городской округ г. Тюмень в установленном законодательством порядке не согласовывалось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Черепанова А.К. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ и вынесения обжалуемого постановления, согласно которому действия Черепанова А.К. квалифицированы по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Фактические обстоятельства вменяемого Черепанову А.К. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 72Т 701188029 от 02.05.2024; рапортами инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени Калашникова Е.С. от 01.05.2024, 02.05.2024, видеозаписью и фото таблицей по факту проведенного публичного мероприятия 01.05.2024, объяснениями Черепанова А.К., сообщениями Комитета по межнациональным отношениям администрации г. Тюмени от 17.04.2024 и 26.04.2024 и другими материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Данные доказательства получены уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований закона, являются последовательными, не противоречивыми, допустимыми, согласуются между собой, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для обоснованного вывода о виновности Черепанова А.К. в нарушении установленного порядка проведения публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 ст. 20.2 КоАП РФ.
Выводы судьи районного суда по существу дела соответствуют его фактическим обстоятельствам, действующему законодательству и оснований считать их ошибочными не имеется. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Несмотря на доводы жалобы, имеющимися в деле доказательствами достоверно подтвержден факт участия Черепанова А.К. в несанкционированном публичном мероприятии, невыполнении требований сотрудников полиции по прекращению участия в нем.
Информация, что публичное мероприятие не согласовано с органом местного самоуправления и участие в нем является незаконным донесено до участников сотрудниками полиции. Участники уведомлены о необходимости покинуть место проведения мероприятия и предупреждены о привлечении к административной ответственности в случае неисполнения законных требований сотрудников полиции.
Принятие Черепановым А.К. участия в публичном мероприятии при таких условиях образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку участником нарушена статья 6 Закона № 54-ФЗ.
Обстоятельства того, что на имеющейся в деле видеозаписи невозможно установить содержание разговора между Черепановым А.К. и сотрудниками полиции, в связи с плохим качеством звука, не свидетельствуют о недоказанности виновности Черепанова А.К. в совершении административного правонарушения, которая подтверждается совокупностью иных доказательств по делу.
Кроме того, объяснениями инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Тюмени Калашникова Е.С., допрошенного в судебном заседании Тюменского областного суда, подтверждается, что Черепанову А.К., равно как и иным участникам несанкционированного публичного мероприятия, было объявлено о недопустимости противоправного поведения и прекращении действий по участию в нем, однако требования сотрудников полиции выполнены не были.
Доводы о незаконности действий органов власти по отказу в согласовании проведения мероприятия, об обстоятельствах, проводилось ли в действительности мероприятие «Тюменская Дармарка – своих не бросаем», проведение которого было согласовано, не оцениваются в силу ст. 26.1 КоАП РФ, поскольку к предмету доказывания по делу не относятся.
Утверждения Черепанова А.К. о его участии в публичном мероприятии в форме собрания, а не шествия и митинга, не исключают его ответственности по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Юрисдикционным органом верно определен характер проводимого мероприятия как шествие и митинг, что согласуется с положениями пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.
Поскольку лица, собравшиеся около д. 147 по ул. Республики г. Тюмени и шедшие до Центральной площади г. Тюмени 01.05.2024, публично выражали мнение, в том числе по вопросам общественно-политического характера, должностное лицо обоснованно указало об участии Черепанова А.К. в публичном мероприятии в форме шествия и митинга.
При этом количество участников не влияет на оценку характера указанного публичного мероприятия, которое проводилось в месте массового пребывания людей – Центральной площади г. Тюмени и было доступно для неограниченного числа присутствующих.
В целом доводы жалобы Черепанова А.К., касающиеся его невиновности в совершении вменяемого правонарушения, не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, эти доводы основаны на неверном толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств по делу, основания для которой отсутствуют, и не влекут отмену вынесенного судьей районного суда постановления, так как не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях Черепанова А.К. состава административного правонарушения.
Доводы жалобы о допущенных должностными лицами административного органа и судьей процессуальных нарушениях также не являются основанием, достаточным для отмены постановления судьи.
Указание в жалобе на нарушение должностным лицом сроков составления протокола об административном правонарушении, не может являться основанием для освобождения от административной ответственности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 названного Кодекса сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Вопреки доводам жалобы, производство по настоящему делу возбуждено путем составления протокола об административном правонарушении при непосредственном участии Черепанова А.К., что также подтверждается его собственноручными объяснениями, зафиксированными в указанном протоколе, копия которого Черепанову А.К. была вручена в день его составления, по ходатайству Черепанова А.К. он был ознакомлен с материалами дела 19.01.2024 (л.д. 46).
Таким образом, оснований для возвращения протокола об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.4 КоАП РФ, в том числе по доводам жалобы, не имелось.
Постановление о привлечении Черепанова А.К. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений прав Черепанова А.К. гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Несмотря на утверждение заявителя, ходатайство Черепанова А.К. об отложении рассмотрения дела, в связи с его намерением обжаловать решение судьи Тюменского областного суда от 12.08.2024, вынесенное по настоящему делу, в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции судьей районного суда разрешено в соответствии с требованиями ст. 24.4 КоАП РФ, о чем вынесено определение об отказе в его удовлетворении.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, назначено Черепанову А.К. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальных пределах предусмотренного размера штрафа. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного лица, характер совершенного деяния, объектом которого является общественный порядок и общественная безопасность, а также конкретные обстоятельства дела.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Черепанова А.К. допущено не было.
При таких данных постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 октября 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Черепанова ФИО7 оставить без изменения, жалобу Черепанова А.К. - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Е.Р. Галяутдинова