<.....>
Дело № 2-1827/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2018 года город Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием истца Балахонцевой Е.М.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г. Перми – Решетниковой Т.П., действующей на основании доверенности № 3 от 09.01.2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахонцевой Е. М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г. Перми о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Балахонцева Е.М. обратилась в суд с исковыми требованиями о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г. Перми об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г. Перми включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы:
- с 30.10.1991г. по 02.12.1991г. (1 месяц 03 дня) в «Медсанчать №...» в должности врача-офтальмолога, с 23.09.1992г. по 16.07.1997г. (4 года 9 месяцев 24 дня) в Муниципальном предприятии «Медсанчать №...» в должности врача-офтальмолога;
- курсы повышения квалификации с 01.04.1993г. по 30.04.1993г. (30 дней), с 03.06.1996г. по 29.06.1996г. (27 дней), с 12.05.1998г. по 22.05.1998г. (11 дней), с 04.06.2001г. по 18.06.2001г. (15 дней), с 02.10.2003г. по 09.10.2003г. (8дней) с 07.01.2006г. по 29.01.2006г. (23 дня), с 07.06.2010г. по 03.07.2010г. (27 дней). Просила назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты обращения – с 14.12.2017 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 14.12.2017 года она (истец) обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г.Перми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности – 30 лет. Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г. Перми №... от 14.03.2018г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. С данным решением пенсионного фонда она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Пенсионным фондом в специальный стаж не были включены периоды работы:
- с 30.10.1991г. по 02.12.1991г. (1 месяц 03 дня) в «Медсанчать №...» в должности врача-офтальмолога, с 23.09.1992г. по 16.07.1997г. (4 года 9 месяцев 24 дня) в Муниципальном предприятии «Медсанчать №...» в должности врача-офтальмолога;
- курсы повышения квалификации с 01.04.1993г. по 30.04.1993г. (30 дней), с 03.06.1996г. по 29.06.1996г. (27 дней), с 12.05.1998г. по 22.05.1998г. (11 дней), с 04.06.2001г. по 18.06.2001г. (15 дней), с 02.10.2003г. по 09.10.2003г. (8дней) с 07.01.2006г. по 29.01.2006г. (23 дня), с 07.06.2010г. по 03.07.2010г. (27 дней). Отказ связан с тем, что организация, в которой осуществлялась работа, являлась по организационно-правовой форме муниципальным предприятием, а досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Считает, что такой вывод не основан на законе. Полагает, что стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ею (истцом) выработан к моменту обращения в Пенсионный фонд РФ в полном объеме. В вышеуказанные периоды она осуществляла трудовую деятельность, связанную с медицинской деятельностью, поскольку имеет специальное медицинское образование. Характер ее деятельности не изменялся независимо от смены наименования медицинского учреждения. С 17 июля 1997г. Муниципальное предприятие «Медсанчать №...» было переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчать №...». Имело место только изменение наименования больницы без изменения ее деятельности. При формальном переименовании и сменах организационно-правовых форм больница не утрачивала профиля медицинского учреждения и оказывала и до настоящего времени оказывает лечебную и иную помощь по охране здоровья населения. Термин «учреждение здравоохранения» применим ко всем субъектам здравоохранения, в том числе, к коммерческим организациям здравоохранения. Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с пп.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» производится на общих основаниях, при этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей – учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными. В периоды направления на курсы повышения квалификации должны были производиться соответствующие отчисления в пенсионный фонд. Без прохождения повышения квалификации она не могла продолжать осуществлять медицинскую деятельность, поскольку курсы являются неотъемлемой частью работы и обязанностью. Прохождение курсов объективно необходимо и не зависит от желания работника. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Истец – Балахонцева Е.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Уточнила заявленные требования, также просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы в должности врача-офтальмолога в УФСБ России по Пермскому краю с01.01.2017г. по 13.12.2017г.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г.Перми Решетникова Т.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по доводам иска возражала. В дополнении указала, что за период работы Балахонцевой Е.М. с 01.01.2017г. по 13.12.2017г. работодатель отчитался, между тем наименование работодателя указано как УВД Ленинского района, между тем, согласно трудовой книжки истец работает в УФСБ России по Пермскому краю.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, приходит к следующему выводу.
Положения статей 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. ст. 18, 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступил в законную силу 01.01.2015 года, истец обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 06.10.2017 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 указанного Закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из положений ч. 3 указанно статьи следует, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "н" п. 1 названного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено в судебном заседании, 14.12.2017 года истец Балахонцева Е.М. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г.Перми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности – 30 лет (л.д.68-70).
Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г. Перми №... от 14.03.2018г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет (л.д.71).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 марта 2018 года №..., комиссией в стаж на соответствующих видах работ включены 24 года 5 месяцев 12 дней.
В специальный стаж истца не были включены периоды работы:
- с 30.10.1991г. по 02.12.1991г. (1 месяц 03 дня) в «Медсанчать №...» в должности врача-офтальмолога, с 23.09.1992г. по 16.07.1997г. (4 года 9 месяцев 24 дня) в Муниципальном предприятии «Медсанчать №...» в должности врача-офтальмолога, с 01.01.2017г. по 13.12.2017г. в должности врача-офтальмолога УФСБ России по Пермскому краю;
- курсы повышения квалификации с 01.04.1993г. по 30.04.1993г. (30 дней), с 03.06.1996г. по 29.06.1996г. (27 дней), с 12.05.1998г. по 22.05.1998г. (11 дней), с 04.06.2001г. по 18.06.2001г. (15 дней), с 02.10.2003г. по 09.10.2003г. (8дней) с 07.01.2006г. по 29.01.2006г. (23 дня), с 07.06.2010г. по 03.07.2010г. (27 дней).
Периоды курсов повышения квалификации не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как согласно пункту 3 Постановления от 16.07.2014 года № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерально Закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п.4,5 Правил № 516, в стаж засчитываются периоды работы выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды работы в Муниципальном предприятии «Медсанчать №...» с 23.09.1992г. по 16.07.1997г. не включены в стаж на соответствующих видах работ, как согласно п.20 ч.1 ст.30 Закона, постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №..., постановлениям Правительства от 22.09.1999 года №... и от 29.10.2002 года №..., досрочная страховая пенсия по стрости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. По представленным документам Медсанчать №... по организационно-правовой форме в вышеуказанный период являлась муниципальным предприятием.
Периоды работы в поликлинике УФСБ России по Пермскому краю с 01.01.2017г. по 13.12.2017г. в должности врача-офтальмолога не включены в специальный стаж, т.к. согласно п.1 ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, что за эти периоды начислялись и оплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. По данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Балахонцевой Е.М. период с 01.01.2017г. по 13.12.2017г. не представлен страхователем, следовательно, данный период не включен в страховой стаж на соответствующих видах работ (л.д. 7-8).
Как следует из записей в трудовой книжке, Балахонцева (Журавлева до заключения брака) Е.М. 01.04.1986г. принята на должность медсетры в Городскую Хозрасчетную поликлинику; 11.08.1986г. уволена по собственному желанию; 15.08.1986г. принята на должность медсестры в хирургическое отделение Медсанчать №...; 10.03.1987г. уволена по собственному желанию; в период с 16.09.1987г. по 05.09.1989г. осуществляла трудовую деятельность в должности фельдшера в Городской станции скорой медицинской помощи; 05.09.1989г. принята на должность врача-окулиста в Медсанчать №...; 01.12.1992г. присвоен 11 разряд ЕТС; 26.06.1997г. присвоена вторая квалификационная категория; 01.01.2000г. наименование должности приведено в соответствии с номенклатурой должностей врач-офтальмолог; 19.06.2002г. присвоена первая квалификационная категория по специальности «Офтальмология»;12.07.2007г. присвоена высшая квалификационная категория; 09.01.2008г. уволена по собственному желанию; в период с 01.06.2007г. по 29.11.2008г. по совместительству осуществляла трудовую деятельность в МУЗ г. Перми «Медсанчасть №...» в должности врача-окулиста; в период с 14.08.2008г. по 01.12.2008г. осуществлял трудовую деятельность в ООО «Люксоптика» в должности врача-офтальмолога; в период с 02.12.2008г. по 06.04.2009г. осуществляла трудовую деятельность в должности врача офтальмолога в МУЗ «Городская поликлиника №...»; в период с 11.01.2009г. по 20.07.2014г. осуществляла трудовую деятельность в ФГУЗ «Медико-санитарная часть №...» в должности офтальмолога; с 21.707.2014г. по настоящее время работает в должности врача-офтальмолога в Управлении ФСБ России по Пермскому краю (л.д. 9-23).
Из справки уточняющей условия работы, выданной ГБУЗ ПК «Медико-санитарная часть №...» следует, что 23.09.1992г. на основании Приказа Комитета по управлению имуществом администрации г. Перми от 07.09.1992г. №... Медсанчасть №... переименована в Муниципальное предприятие «Медсанчасть №...», 17.07.1997г. на основании Приказа Комитета по управлению имуществом администрации г. Перми от 07.07.1997г. №... Муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчасть №...» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть №...», 30.12.2016г. на основании Приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 26.09.2016г. № СЭД-34-01-06-741 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медико-санитарная часть №...» и ГБУЗ ПК «Городская поликлиника №...» с 30.12.2016 г. реорганизованы в ГБУЗ ПК «Медико-санитарная часть №...». Также указанной справкой подтверждается, что истец Балахонцева Е.М. в период с 30.10.1991г. по 02.12.1991г. и с 23.09.1992г. по 16.07.1997г. работала Медсанчасть №... в должности врача-офтальмолога, осуществляла лечебную деятельность (л.д.39-41).
Как следует из справок о переименовании медицинского учреждения, больница неоднократно переименовывалась, претерпевала реорганизацию, меняла свои организационно-правовые формы. Однако, целью деятельности Муниципального предприятия «Медсанчасть №...» (в настоящее время ГБУЗ ПК «Медико-санитарная часть №...»), не смотря на ее организационно-правовые формы, являлось и является обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью, что прямо следует из наименования учреждения, как при его образовании, так и при дальнейшем преобразовании. Несмотря на неоднократные переименования, Муниципальное предприятие «Медсанчасть №...», в котором осуществляла свою трудовую деятельность истец, являлось и по настоящее время является медицинским учреждением здравоохранения. Балахонцева Е.М., работая в назначенной должности врача-офтальмолога, осуществляла лечебную деятельность, что прямо следует из названия указанной должности. Наименование учреждения ничего не меняет в содержании труда работника, не изменяет круг должностных обязанностей. Следовательно, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по тому основанию, что данное учреждение не предусмотрены разделом наименования учреждений Постановления №781 от 29.10.2002 года и постановлением Правительства от 22.09.1999 года №1066, нельзя признать обоснованным.
Как указано выше, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 к периодам работы с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
На основании изложенного, суд считает необходимым включить в специальный трудовой стаж Балахонцевой Е.М. период ее работы с 30.10.1991г. по 02.12.1991 года (01 месяц 03 дня) и с 23.09.1992г. по 16.07.1997г. (4 года 9 месяцев 24 дня) в Муниципальном предприятии «Медсанчасть №...» в должности врача офтальмолога.
В периоды с 01.04.1993г. по 30.04.1993г. (30 дней), с 03.06.1996г. по 29.06.1996г. (27 дней), с 12.05.1998г. по 22.05.1998г. (11 дней), с 04.06.2001г. по 18.06.2001г. (15 дней), с 02.10.2003г. по 09.10.2003г. (8дней) с 07.01.2006г. по 29.01.2006г. (23 дня), с 07.06.2010г. по 03.07.2010г. (27 дней) истец находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается представленными в материалы дела документами: приказом №... от 14.10.1991г. (л.д.49), приказом №... от 31.03.1993г. (л.д.50), приказом №... от 11.06.1996г. (л.д.51), приказом №... от 12.05.1998г. (л.д.52), приказом №... от 04.06.2001г. (л.д.53), приказом №... от 01.10.2003г. (л.д.54-55), приказом №... от 22.12.2005г. (л.д.56), выпиской из приказа №... от 04.06.2010г. (л.д.57).
Справкой выданной ГБУЗ ПК «Медико-санитарная часть №...» подтверждается, что в периоды повышения квалификации с 30.10.1991г. по 02.12.1991г., с 01.04.1993г. по 30.04.1993г., с 03.06.1996г. по 29.06.1996г., с 12.05.1998г. по 22.05.1998г., с 04.06.2001г. по 18.06.2001г., с 02.10.2003г. по 09.10.2003г., с 07.01.2006г. по 29.01.2006г. за истцом сохранялся средний заработок, с которого производились отчисления в ПФР по установленным тарифам (л.д.24).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от РФ от 16.04.2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности», одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Исходя из приведенных норм следует, что периодическое повышение квалификации являются необходимым условием осуществления лечебной деятельности по занимаемой должности, за периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется средняя заработная плата, за которую работодатель должен производить обязательные отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая, что периоды работы, при исполнении которой Балахонцева Е.М. направлялась на курсы повышения квалификации, должны были быть учтены ответчиком в бесспорном порядке. Суд полагает, что пенсионным фондом неправомерно отказано истцу во включении в специальный стаж периодов с 01.04.1993г. по 30.04.1993г. (30 дней), с 03.06.1996г. по 29.06.1996г. (27 дней), с 12.05.1998г. по 22.05.1998г. (11 дней), с 04.06.2001г. по 18.06.2001г. (15 дней), с 02.10.2003г. по 09.10.2003г. (8дней) с 07.01.2006г. по 29.01.2006г. (23 дня), с 07.06.2010г. по 03.07.2010г. (27 дней).
Также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы истца с 01.01.2017г. по 13.12.2017г. в должности врача-офтальмолога в УФСБ России по Пермскому краю, поскольку в ходе рассмотрения дела представитель ответчика указала, что за указанный период работы работодатель отчитался, как УВД Ленинского района г. Перми.
Учитывая изложенное, в специальный стаж истца подлежит включению стаж 4 года 10 месяцев 27 дней работы в должности врача-офтальмолога в муниципальном предприятии «Медсанчасть №...», 11 месяцев 13 дней в должности врача-офтальмолога в УФСБ России по Пермскому краю, а также курсы повышения квалификации с 01.04.1993г. по 30.04.1993г. (30 дней), с 03.06.1996г. по 29.06.1996г. (27 дней), с 12.05.1998г. по 22.05.1998г. (11 дней), с 04.06.2001г. по 18.06.2001г. (15 дней), с 02.10.2003г. по 09.10.2003г. (8дней) с 07.01.2006г. по 29.01.2006г. (23 дня), с 07.06.2010г. по 03.07.2010г. (27 дней).
Таким образом, на период обращения Балахонцевой Е.М. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии (14.12.2017 года), с учетом включенного ответчиком специального стажа 24 года 5 месяцев 12 дней и включенного судом стажа, специальный стаж истца, связанный с осуществлением лечебной деятельности, связанной с охраной здоровья населения, составил 30 лет 08 месяцев 13 дней. Соответственно, на день подачи заявления о назначении пенсии у истца возникло право требовать назначения пенсии на льготных условиях, в связи с чем пенсия Балахонцевой Е.М. должна быть назначена с момента ее обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, то есть с 14.12.2017 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Балахонцевой Е. М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Орджоникидзевском районе г. Перми, – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г.Перми №... от 14.03.2018г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Балахонцевой Е. М..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г.Перми включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Балахонцевой Е. М., период работы с 30.10.1991г. по 02.12.1991 года (01 месяц 03 дня) и с 23.09.1992г. по 16.07.1997г. (4 года 9 месяцев 24 дня) в Муниципальном предприятии «Медсанчать №...» в должности врача офтальмолога, периоды работы с 01.01.2017г. по 13.12.2017г. в должности врача-офтальмолога в УФСБ России по Пермскому краю, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.04.1993г. по 30.04.1993г., с 03.06.1996г. по 29.06.1996г., с 12.05.1998г. по 22.05.1998г., с 04.06.2001г. по 18.06.2001г., с 02.10.2003г. по 09.10.2003г., с 07.01.2006г. по 29.01.2006г., с 07.06.2010г. по 03.07.2010г.
Назначить Балахонцевой Е. М. досрочную страховую пенсию по старости с 14.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме (05.09.2018 года).
Судья <.....> Е.Е. Макашина
<.....>