Дело № Председательствующий – ФИО1
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
30 ноября 2023 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – ФИО7,
судей – ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Китиева ФИО8 Султановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения и обязании возобновить выплату страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя ОСФР по <адрес> ФИО6 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО5 обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о прекращении выплаты страховой пенсии по старости и обязании возобновить выплату страховой пенсии по старости в полном объеме. В обоснование заявленных требований указано, что он является инвалидом второй группы. ДД.ММ.ГГГГ ГУ-Отделением Пенсионного фонда РИ ему назначено две пенсии: по инвалидности и досрочная пенсия по старости с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 гг. - на 10 лет. С ДД.ММ.ГГГГ выплата страховой пенсии по старости прекращена ввиду того, что военный комиссариат <адрес> не подтвердил условия, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС». В этой связи просит признать действия ГУ-ОПФР по <адрес> незаконными и обязать ответчика возобновить досрочную пенсию. Указывает, что действиями ответчика нарушены его пенсионные права, поскольку у пенсионного органа отсутствовали основания для прекращения выплаты пенсии.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по <адрес> ФИО6 ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ.
Согласно ст. 3 данного закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы осуществляется, в том числе, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), который исходя из его преамбулы устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения нрава на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок её назначения.
Право на пенсию в соответствии с этим федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (под. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ").
На основании подп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 10, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 10, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 (пункт 3 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 3 Федеральною закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В силу подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 Закона, и страховая пенсия по старости.
Возмещение вреда, причинённого здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являющимся специальным нормативным актом, направленным, как определено в статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимали участие в ликвидации её последствий.
Согласно абз. 3 п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в том числе, военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлечённые к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления этого закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Абзацем 1 п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, включая военнообязанных, призванных на специальные и поверочные сборы, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" даны разъяснения о том, что п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. С учётом этого указанные лица до ДД.ММ.ГГГГ имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 5 и 41), а после этой даты - только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности. предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого закона.
Данное разъяснение актуально и после введения в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона "О страховых пенсиях", в части 2 статьи 5 которого установлено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из приведённого правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что к числу лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, отнесены граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от радиационного воздействия, в частности военнообязанные, призванные на специальные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Для этих граждан установлен льготный порядок-пенсионного обеспечения. Они приравниваются в сфере пенсионного обеспечения к гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и страховой пенсии по старости на основании Федерального закона "О страховых пенсиях". Критерием такого приравнивания является получение при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) военнообязанными, призванными на специальные сборы, направленными и командированными для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заболевания, приведшего к инвалидности.
Согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим, истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 3.1, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), непредставлении пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.
Как указал Конституционный Суд РФ, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина СВ. Иванова.
В случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абз. 4 п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд РФ также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абз. 2 п. 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-11-К7.
Таким образом, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, тем самым, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ была назначена досрочная пенсия по старости, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением условий, предусмотренных пунктом части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С ДД.ММ.ГГГГ выплата страховой пенсии по старости прекращена по акту ревизии Пенсионного фонда РФ.
На свое обращение о разъяснении причин прекращении выплаты досрочной пенсии по старости Управлением по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей исполнительной дирекции ПФР истцу ФИО5 направлен ответ, согласно которому условия, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № документально не подтверждены.
Территориальным органом ПФР были направлены запросы в военный комиссариат <адрес>, который подтвердить или опровергнуть запрашиваемую информацию не смог по причине отсутствия в архиве воинских учетных документов; в Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы по РИ о правомерности установления причины инвалидности «увечье, полученное в период прохождения военной службы связанной с ликвидацией аварии на ЧАЭС», которое отказало в запрашиваемых сведениях со ссылкой на принцип соблюдения врачебной тайны; в Центральный архив Министерства обороны РФ о проверке факта подтверждения отнесения истца к военнослужащим, который дал рекомендацию о необходимости указать полное наименование воинской части, в составе которой принимало участие запрашиваемое лицо, воинские звания и занимаемые должности.
Согласно справке МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 является инвали<адрес> группы бессрочно. Причина инвалидности: увечье, полученное в период прохождения военной службы, связанной с ликвидацией аварии па Чернобыльской АЭС. Также истец имеет удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием ставшего инвалидом, серии Б № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством труда и социального развития РИ.
Разрешая данный спор и удовлетворяя требования истца, суд 1 инстанции правомерно принял во внимание представленное в материалах дела решение Карабулакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признан установленным факт участия ФИО5 в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку в соответствии со 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, а указанным решением установлено обстоятельство того, что ФИО5 в 1987 году Волховским универсальным торгом был откомандирован на Чернобыльскую АЭС. После катастрофы ФИО5 осуществлял поставки продуктов питания в <адрес>.
Таким образом, учитывая установление решением суда факта участия ФИО5 в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, судебная коллегия считает, что оснований для прекращения выплаты пенсии у ответчика не имелось.
Кроме того, при приеме документов ответчик проверял правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений.
Добросовестность действий истца и работодателя, выдавшего справку, презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что именно истец предоставил недостоверные сведения при назначении пенсии.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт предоставления истцом недостоверных документов.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, в целом повторяют позицию ответчика по делу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение с учетом всех установленных обстоятельств по данному делу, в связи с чем не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по исковому заявлению Китиева ФИО8 Султановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения и обязании возобновить выплату страховой пенсии по старости оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ОСФР по <адрес> ФИО6 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО7