Дело №2а-2332/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2018 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.Н., с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Тарапыгина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Чебоксары о признании бездействия в связи с непринятием мер по организации внутриквартального уличного освещения незаконным, возложении обязанности по организации внутриквартального уличного освещения,
установил:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации г. Чебоксары о признании бездействия в связи с непринятием мер по организации внутриквартального уличного освещения в районе многоквартирных домов №<адрес> незаконным, возложении обязанности по организации внутриквартального уличного освещения в районе многоквартирных домов №<адрес> в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> по вопросу отсутствия внутриквартального уличного освещения дворовых территорий в районе многоквартирных домов №<адрес>. Заказчиком строительства многоквартирных жилых домов №<адрес> являлось Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары. Данные дома введены в эксплуатацию в 2016-2017 годах. Уличное освещение дворовых территорий указанных многоквартирных домов с 10.04.2018 прекращено, процедура передачи уличного освещения из муниципальной собственности г. Чебоксары в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» для выполнения функций содержания объектов внешнего благоустройства не осуществлялась. Уличное освещение в районе жилых домов №<адрес> смонтировано, но не функционирует, в муниципальную казну <адрес> не передавалось, содержание и обслуживание не осуществляется. Уличное наружное освещение дворовых территорий жилых домов №№<адрес> находится в ведении управляющих компаний, при этом потребление электроэнергии на нужды уличного освещения включается в общедомовые расходы.
В судебном заседании представитель административного истца Тарапыгин А.В. требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, вновь привел их суду.
Представитель административного ответчика администрации г. Чебоксары в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить участие представителя, которое судом отклонено в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
14 апреля 2010 года между <данные изъяты> (поставщик) и <данные изъяты> (потребитель) заключен договор энергоснабжения №, согласно которому поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии, а покупатель – оплатить ее, в отношении жилого <адрес>, что следует из приложения №1 к указанному договору.
29 марта 2010 года составлен акт разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности за их состояние, ответственность потребителя ТСЖ <данные изъяты> кабельная линия в сторону жилого <адрес>, ответственность энергоснабжающей организации - до контактов присоединения кабельных наконечников в ВРУ-0,4 кВ в ТП №3 по <адрес>.
Согласно актам об осуществлении технологического присоединения от 02.10.2017 №, от 10.10.2017 №№, от 10.10.2017 №№, от 10.10.2017 №№ от 10.10.2017 №№, от 10.10.2017 №№ составленным <данные изъяты> и <данные изъяты> в отношении многоквартирных домов №<адрес>ВРУ-1, ВРУ-2) соответственно сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению объектов энергетики.
21 января 2018 года между <данные изъяты> (поставщик) и <данные изъяты> (потребитель) заключен договор энергоснабжения №, согласно которому поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии, а покупатель – оплатить ее, в отношении жилых домов №№<адрес> что следует из приложения №1 к указанному договору.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 04.05.2018 №№, составленному <данные изъяты> и <данные изъяты>, в отношении многоквартирного <адрес> и сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению объектов энергетики.
29 мая 2018 года между <данные изъяты> (поставщик) и <данные изъяты> (потребитель) заключен договор энергоснабжения №, согласно которому поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии, а покупатель – оплатить ее, в отношении жилого <адрес>, что следует из приложения №1 к указанному договору.
21 мая 2018 года в прокуратуру Калининского района г. Чебоксары поступило коллективное обращение жителей <адрес> об отключении в микрорайоне <адрес> уличного освещения около домов №<адрес>.
Из письма Управления архитектура и градостроительства администрации г.Чебоксары от 09.06.2018 следует, что заказчиком строительства многоквартирных домов №<адрес> выступало Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, данные дома введены в эксплуатацию в 2016-2017 годах. Жилые <адрес> и № по <адрес> построены и введены в эксплуатацию <данные изъяты>. Жилые дома №<адрес> построены и ведены в эксплуатацию ранее. На придворовых территориях многоквартирных жилых домов №<адрес> с 10 апреля уличное освещение прекращено и может быть возобновлено после его передачи в МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», ведется процедура передачи сети уличного освещения. Уличное освещение жилых домов по <адрес> смонтировано, но не передано в муниципальную казну г.Чебоксары в связи со сложным экономическим состоянием <данные изъяты> Заказчиком по строительству жилого <адрес> являлась <данные изъяты>, застройщиком – <данные изъяты>. Жилой <адрес> находится в ведении управляющей компании <данные изъяты>, уличное освещение подключено к ВРУ жилого дома, потребление электроэнергии входит на общедомовые расходы. Уличное освещение по жилому дому № по <адрес> находится в ведении управляющей компании <данные изъяты>. Уличное освещение по жилому дому № по <адрес> находится в ведении <данные изъяты>
В письме МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» от 19.06.2018 указано, что организация уличного освещения г.Чебоксары находится в ведении органов местного управления. В октябре 2017 года подрядной организацией <данные изъяты> построена линия наружного освещения вдоль проезжей части от <адрес> смонтировано 8 опор и 8 светильников. Линия освещения подключена к общегородской сети города и находится на обслуживании <данные изъяты>. Дорога по <адрес> согласно муниципальному контракту от 28.12.2017 находится на содержании подрядной организации <данные изъяты>.
Согласно акту выявленных недостатков и эксплуатации состояния автомобильной дороги (улицы), составленному ИДПС ОБДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Чебоксары 25.06.2018, в <адрес> не работает в ночное время суток искусственное освещение дорог.
В акте выявленных недостатков и эксплуатации состояния автомобильной дороги (улицы), составленном ИДПС ОБДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Чебоксары 25.06.2018, указано, что в <адрес> жилищно-коммунального хозяйства в ночное время суток искусственное освещение дорог не работает.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 17.07.2018 № в состав имущества муниципальной казны г. Чебоксары принято вновь созданное наружное освещение многоквартирных жилых домов в <адрес> согласно приложению, а именно: многоквартирный жилой дом <адрес>, многоквартирный жилой дом <адрес>, многоквартирный жилой дом <адрес>, многоквартирный жилой дом <адрес>.
30.08.2018 между <данные изъяты> и МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» заключено дополнительное соглашение №4 к договору энергоснабжения от 01.01.2018 №, согласно которому с 20 июля 2018 года в договор включена следующая точка поставки электрической энергии (мощности): уличное освещение, <адрес>
В силу п.п. 4, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно п. 25 ст. 16 указанного ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по тарифам от 25.10.2010 N Н5-8575/5 "О расходах на содержание объектов наружного освещения" расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения, и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
Таким образом, по делу установлено, что администрацией г. Чебоксары ненадлежащим образом исполняются обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку внутриквартальное уличное освещение дворовых территорий домов №№ по <адрес> и <адрес> органом местного самоуправления в соответствии с законом не организовано.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
П.п. 3,4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Ч. 2 ст. 178 КАС РФ предусматривает, что при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары в связи с непринятием мер по организации внутриквартального уличного освещения в районе многоквартирных домов №<адрес>.
Возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность по организации внутриквартального уличного освещения в районе многоквартирных домов №№<адрес> в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 октября 2018 года.
Судья Е.В. Лащенова