Решение по делу № 2а-4820/2020 от 29.09.2020

Дело №2а-4820/2020

УИД: 22RS0068-01-2020-006753-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2020 года                         г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи:        Церковной Н.В.,

при секретаре             Бейч Е.И.,

с участием прокурора Ефимовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усольцевой Натальи Николаевны к администрации г.Барнаула о признании недействующим в части нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Усольцева Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Барнаула, прокуратуре Центрального района г.Барнаула о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 06 сентября 2019 года № 1494 в части нанесения красных линий на земельный участок и строение по адресу: ....

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником 2/3 долей в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: г...... При смене вида разрешенного использования земельного участка административным истцом установлено, что часть дома и земельного участка пересекает красная линия. На заявление Усольцевой Н.Н. о переносе красных линий в районе земельного участка по вышеуказанному адресу комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее – комитет) письмом от 19 мая 2020 года №160/у-640-ж/0119 отказал в переносе красных линий в связи с тем, что земельный участок административного истца частично находится в охранной зоне «Линия воздушная ЛИН 108 Лин.3-хА50 6,0 кВ, зона с особыми условиями использования территорий (учетный номер 22.63.2.3491), «линия воздушная ТП 198 Лин.2-хпр.А-35дер 04 кВ, зона с особыми условиями использования территорий, №бн» (учетный номер 22.63.2.4117). Согласно Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 06 сентября 2019 года № 1494 (далее – Проект планировки), земельный участок в сформированных границах частично находится на территории общего пользования в профиле ул.Микронной. В Правилах землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года №447 (далее – Правила землепользования и застройки) земельный участок Усольцевой Н.Н. расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж4), т.е. нет указания на то, что земельный участок находится на землях общего пользования. На имеющемся у Усольцевой Н.Н. топоплане земельного участка красные линии не пересекают дом и границы участка. Таким образом, Проект планировки принят без учета фактического (существующего) землепользования, установленные границы красных линий не учитывают зону сложившейся застройки и градостроительные отступы от жилых строений (3 м), так как красная линия проходит посредине жилого дома. Проект планировки не соответствует действующему федеральному законодательству и нарушает права административного истца, поскольку Усольцева Н.Н. лишена возможности в полном объеме осуществлять свои права как собственника, в частности, лишена права сменить вид разрешенного использования земельного участка, поскольку, согласно ответу комитета от 04 сентября 2020 года №160/у-1232-ж/01-19 нахождение земельного участка частично в границах общего пользования является основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Такой отказ получен Усольцевой Н.Н. письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 26 марта 2020 года №22/20-31713.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Локтионова З.П. и комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула, из числа административных ответчиков исключена прокуратура Центрального района г.Барнаула.

В судебном заседании представитель административного истца Колобаева А.В. доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что Проект планировки не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года №44, поскольку принят без учета сложившегося порядка землепользования.

Представитель административного ответчика Завьялова А.А. возражала против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят на основании разработанной муниципальной программы и прошел этап общественных обсуждений. Административным истцом не доказан тот факт, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит генеральному плану, Правилам землепользования и застройки, нормативам градостроительного проектирования. Улица является дорогой местного значения, обозначена на генеральном плане, земельный участок Усольцевой Н.Н. находится в зоне Ж-4, за красными линиями градостроительный регламент не распространяется, поэтому нельзя получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка. Административный истец хочет получить такой вид использования как блокированная жилая застройка, в настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными в Правила землепользования и застройки, блокированная жилая застройка отнесена к основным видам разрешенного использования земельного участка, поэтому дополнительных разрешений получать не требуется. Проект планировки не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу. Собственники и иные правообладатели вправе использовать объекты недвижимости в соответствии с прежним использованием, полномочия по владению, пользованию и распоряжению земельным участком никак не ограничиваются. Орган не может наносить красные линии лишь по публичным земельным участкам, в любом случае будут затрагиваться частные интересы, необходимо соблюдение баланса частных и публичных интересов. Баланс соблюдается в том, что права не ограничиваются по владению, пользованию и распоряжению, но есть иные ограничения. Приобретая земельный участок, административный истец согласился с такими ограничениями, ранее она не оспаривала расположение красных линий.

Представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула Печатнова Ю.В. возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была проверена, красные линии согласованы главным архитектором г.Барнаула, при этом их расположение не изменялось с 1999 года.

Участвующим в деле прокурором Ефимовой О.Н. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативно-правового акта, а также нарушений прав административного истца не допущено. Оспариваемые границы красных линий разработаны компетентным органом и привязаны к местности, включены в журнал красных линий. Границы красных линий разработаны и нанесены до издания оспариваемого постановления. После вступления в силу Градостроительного кодекса РФ расположение красных линий было подтверждено, в том числе, путем принятия оспариваемого постановления. Земельный участок и дом приобретены с обременением в виде красных линий, о чем должно быть известно административному истцу. Генеральный план носит стратегический характер и предусматривает перспективы развития территории муниципального образования. Действующим градостроительным законодательством не предусмотрено отражение в генеральном плане красных линий. По этой причине не представляется возможными говорить о том, что оспариваемое постановление противоречит генеральному плану. Правила землепользования и застройки не свидетельствуют о том, что в пределах данной зоны не могут располагать улицы и проезды. К каждому домовладению должен быть организован проезд, в связи с этим предусматривается расположение улиц местного значения в зоне Ж-4. Отсутствие красных линий в технических условиях водоканала, которые представлен стороной истца, не может подтверждать того факта, что фактически красных линий не существовало в данный период, так как первоисточником красных линий является журнал красных линий.

Административный истец Усольцева Н.Н., заинтересованное лицо Локтионова З.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Усольцева Н.Н. на основании договора дарения от 28 июня 2013 года является собственником 2/3 долей в праве собственности на жилой дом по адресу.... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 июля 2013 года.

Земельный участок по вышеуказанному адресу кадастровый номер находится в долевой собственности Усольцевой Н.Н. (2/3 доли) и Локтионовой З.П. (1/3 доля), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Письмом комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула от 19 мая 2020 года №160/у-640-ж/0119 Усольцевой Н.Н. отказано в подготовке документации по планировке территории для изменения красных линий в районе земельного участка по ул.Проездная, 19 в г.Барнауле. При этом Усольцевой Н.Н. разъяснено, что согласно Проекту планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 06 сентября 2019 года № 1494, земельный участок в сформированных границах частично находится на территории общего пользования в профиле ул.Микронной. В Правилах землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года №447 земельный участок Усольцевой Н.Н. расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж4). Рассматриваемая территория расположена в границах общего пользования, частично в охранной зоне «Линия воздушная ЛИН 108 Лин.3-хА50 6,0 кВ, зона с особыми условиями использования территорий (учетный номер 22.63.2.3491), «линия воздушная ТП 198 Лин.2-хпр.А-35дер 04 кВ, зона с особыми условиями использования территорий, №бн» (учетный номер 22.63.2.4117).

Письмом комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула от 04 сентября 2020 года №160/у-1232-ж/01-19 Усольцевой Н.Н. разъяснено, что нахождение земельного участка частично в границах общего пользования является основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Согласно пункту 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим является нарушение процедуры его принятия, отсутствие у органа власти соответствующей компетенции, а также его противоречие актам большей юридической силы и нарушение его вынесением прав и свобод административного истца.

Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В судебном заседании установлено, что 06 сентября 2019 года постановлением администрации города Барнаула № 1494 утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края, разработанный акционерным обществом «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект». В настоящее время указанный нормативный акт действует, в этой связи, срок на обращение в суд с настоящим иском не пропущен.

В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу пункта 1 и пункта 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Согласно части 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям части 1 и 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Согласно положениям части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).Согласно части 11 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 54 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года № 71, администрация города организует подготовку Генерального плана городского округа и разработку на основании него Правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и социальной инфраструктуры городского округа; утверждает схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляет присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований.

Порядок осуществления данной работы регламентирован Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 года № 834 округа (действовавшими в момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта), Порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории, утвержденным Постановлением Администрации города Барнаула от 08 мая 2018 года № 823.

Порядок проведения публичных слушаний и общественных обсуждений регламентирован Положением об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 года № 96.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Барнаула от 21 июля 2014 года № 1555 утверждена муниципальная программа «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 года», которой предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования.

Во исполнение муниципальной программы 29 декабря 2016 года администрацией города Барнаула принято постановление № 2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края». Данное постановление опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 03 января 2017 года, размещено на официальном сайте администрации города Барнаула 29 декабря 2016 года.

Незначительное несоблюдение срока опубликования решения о подготовке документации по планировке территории, предусмотренного статей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого акта, влекущим его безусловную отмену. Из информации, размещенной на официальном сайте печатного издания, следует, что газета «Вечерний Барнаул» выходит четыре раза в неделю: во вторник и среду информационные выпуски, в пятницу аналитический, в субботу – выпуск выходного дня. Соответственно, принятое 29 декабря 2016 года постановление № 2517 было опубликовано в ближайшем выпуске газеты от 03 января 2017 года. При этом, на официальном сайте города Барнаула данное постановление размещено в день его принятия – 29 декабря 2017 года, что подтверждается скриншотом.

В рамках муниципального контракта от 15 мая 2015 года № 36, заключенного с акционерным обществом «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект», подготовлен проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула.

Согласно пункту 3.1 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 года № 96, решение о проведении общественных обсуждений по вопросам, указанным в подпунктах 3 – 5 пункта 1.4 Положения, принимается в форме приказа комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений.

Постановление главы города Барнаула, постановление администрации города Барнаула, приказ комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений должно содержать наименование проекта, по которому проводятся общественные обсуждения, сроки проведения общественных обсуждений, сведения об инициаторе общественных обсуждений, ответственное лицо за организацию и проведение общественных обсуждений.

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов (пункт 3.2 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 года № 96):

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, информационных материалов к нему на официальном Интернет-сайте комитета по строительству, архитектуре и развитию города (далее - сайт комитета) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Из материалов дела следует, что во исполнение указанного Положения 12 июля 2019 года комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула издан приказ № 164-00 «О проведении общественных обсуждений по проекту планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» и подготовлено оповещение о начале проведения общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 16 июля 2019 года и размещено на официальном сайте комитета 16 июля 2019 года.

Согласно данному оповещению установлен срок проведения общественных обсуждений с 16 июля 2019 года по 16 октября 2019 года, указаны адреса, по которым можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению общественных обсуждений, часы работы экспозиции, а также срок подачи предложений и замечаний по проекту до 14 августа 2019 года и способы подачи таких предложений и замечаний.

23 июля 2019 года на сайте комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула размещена экспозиция по проекту планировки.

Установленный частью 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.4 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 года № 96, срок соблюден.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в период общественных обсуждений административный истец с предложениями и замечаниями по проекту не обращалась.

Результаты общественных обсуждений оформлены протоколом от 15 августа 2019 года № 186. По результатам общественных обсуждений принят итоговый документ – заключение о результатах общественных обсуждений от 15 августа 2019 года, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 21 августа 2019 года, размещено на официальном сайте комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула 21 августа 2019 года.

Таким образом, предусмотренный законом порядок проведения общественных обсуждений соблюден.

Постановлением администрации города Барнаула от 06 сентября 2019 года № 1494 (в пределах установленного 20-ти дневного срока) утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 10 сентября 2019 года, в пределах установленного 7-ми дневного срока, а также размещено на официальном сайте администрации города Барнаула 06 сентября 2019 года.

Согласно части 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

В данном случае разработка проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края осуществлялась на основании муниципального контракта № 36, заключенного с акционерным обществом «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект». Таким образом, требования закона, предусмотренные частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исполнены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация города Барнаула приняла оспариваемое постановление в пределах своей компетенции, процедура его принятия соблюдена.

Доводы стороны административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Генеральному плану городского округа – города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года № 344, Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года № 447, в судебном заседании не подтверждены.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06 апреля 1998 года № 18-30 (далее - Инструкция № 18-30), применяемой в настоящий момент в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В пункте 1 Инструкции № 18-30 о порядке проектирования и установления красных линий предусмотрена обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции № 18-30).

В силу пункта 5.2 Инструкции № 18-30 разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает, в том числе, пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частям 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.

Следовательно, нанесение красных линий должно быть основано на генеральном плане поселения, правилах землепользования и застройки и соответствовать требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов.

Сопоставив Генеральный план города Барнаул, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года № 344, Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года № 834, а также Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года № 447, суд приходит к выводу о том, что установленная оспариваемым нормативно-правовым актом территория общего пользования, определенная под улично-дорожную сеть, не противоречит документам территориального планирования городского округа, имеющим высшую юридическую силу, поскольку не изменяет функциональное зонирование спорных земельных участков. Так, из Генерального плана следует, что часть спорного земельного участка расположена в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, в границах территории общего пользования, установленной Правилами землепользования и застройки, земельный участок в сформированных границах частично находится на территории общего пользования в профиле ул.Микронной. Ширина ул.Микронная в красных линиях составляет 20 м.

Согласно Нормативов градостроительного проектирования на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 22 марта 2019 года N 282 ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях – 15-25 м (в действующей редакции); 15-30 м (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Положения действующего градостроительного законодательства содержат требования учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории. Вместе с тем, указанные условия не являются единственными и не означают, что разработка проекта планировки территории городского округа должна осуществляться исключительно исходя из сложившегося землепользования. Также должны учитываться параметры планируемого развития территории, определенные генеральным планом и основные принципы градостроительной деятельности.

Как следует из материалов дела, первоначальный расчет красных линий осуществлен 20 октября 1999 года, внесен в книгу №4а красных линий, оспариваемым Проектом планировки территории красных линий не изменены. Зарегистрировав за собой в 2013 году право собственности на земельный участок, Усольцева Н.Н. фактически согласилась с нанесенными красными линиями. Само по себе установление красных линий применительно к спорной территории не препятствует использованию административных истцом жилого дома и земельного участка. Действующее градостроительное законодательство не содержит положений, обязывающих органы власти определять границы красных линий исключительно в соответствии с фактическим использованием территории.

Таким образом, доводы административного истца о лишении права в связи с принятием Проекта планировки в полной мере осуществлять свои права как собственника земельного участка не подтверждены представленными доказательствами.

При этом учитывается, что отмена постановления от 06 сентября 2019 года не приведет к изменению границ территории общего пользования (улично-дорожной сети), установленных Генеральным планом муниципального образования, а также координат красных линий.

При таких обстоятельствах, требование о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 06 сентября 2019 года № 1494 в части нанесения красных линий на земельный участок и строение по адресу: г.Барнаул, ул.Проездная, 19, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Усольцевой Натальи Николаевны о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 года № 1494 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части нанесения красных линий на земельный участок и строение по адресу: г.Барнаул, ул. Проездная, 19, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                         Н.В. Церковная

2а-4820/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Центрального района г.Барнаула
Усольцева Наталья Николаевна
Ответчики
Администрация г.Барнаула
Другие
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Колобаева Анна Владимировна
Локтионова Зинаида Павловна
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Ваншейд Анна Константиновна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
29.09.2020Регистрация административного искового заявления
29.09.2020Передача материалов судье
30.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2020Дело оформлено
09.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее