2-4/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Граматчиковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 12 апреля 2016 года дело по иску Линт ЕВ к ООО «Сантехмонтаж Плюс», Исупову ВА о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Линт Е.В. обратилась с иском (с учетом дополнений от **.**.**.) к ООО «Сантехмонтаж Плюс», Исупову В.А. о взыскании убытков, причиненных в результате залития принадлежащей ей квартиры **********, неустойки за нарушение срока удовлетворения требования о возмещении убытков, компенсации морального вреда и штрафа.
В качестве третьих лиц привлечены Сахарова Т.А. и АМР «Печора».
Истец, ответчик Исупов В.А. и третьи лица в судебном заседании отсутствовали, извещены надлежаще.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения требований истца по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Заслушав объяснения явившихся лиц, свидетельские показания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что с **.**.**. истцу на праве собственности принадлежит квартира **********. Исупов В.А. с **.**.**. по **.**.**. являлся собственником квартира №... в этом же доме.
ООО «Сантехмонтаж Плюс» с **.**.**. осуществляет управление МКД **********.
**.**.** в квартире №... произошел прорыв системы отопления (разрыв чугунного радиатора), в результате чего горячей водой залило расположенную ниже квартиру истца.
Данные обстоятельства подтверждаются составленными слесарями-сантехниками актами от **.**.**. №№... и не оспариваются участвующими в деле лицами.
**.**.**. по результатам осмотра составлен акт о последствиях залива квартиры истца.
В соответствии с ч.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч.1.1 ст.161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.2.3 ст.161 ЖК РФ).
В силу п.3 ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (далее - Правила), предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п.п.10, 11, 13 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей); содержание общего имущества включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, за состояние общего имущества в многоквартирном доме отвечает организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 года №ГКПИ09-725 и определении кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 года №КАС09-547, из анализа положения пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 и пунктом 5 этих Правил следует, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст.26 ЖК РФ).
Таким образом, существенным обстоятельством для определения возможности отнесения обогревающего элемента системы отопления (поврежденного радиатора) расположенного в квартире №№... к общему имуществу является наличие отключающего устройства на радиаторе отопления или ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 36 Закона).
Первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, отопления, а также безопасности помещений многоквартирного дома. Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.
С учетом данных технических особенностей первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку пп.3 ч.1 ст.36 ЖК РФ предусматривает его местоположение как внутри, так и за пределами помещения.
Из материалов дела следует, что на момент происшествия в квартире №... на отводах внутриквартирной разводки от стояка отопления перед поврежденным радиатором (на подающем и обратном трубопроводе) имелись запорно-регулировочные краны, которые находились в неисправном состоянии, что подтверждается объяснениями Исупова В.А. и выводами эксперта ****
Слесарь-сантехник, который был вызван для устранения аварии, перекрывал подачу теплоносителя по всему стояку, что также подтверждает невозможность перекрытия потока теплоносителя к радиатору исключительно в квартире №....
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что для установления места прорыва слесарями-сантехниками производился пуск подачи теплоносителя к радиатору путем открывания крана в подвале дома, а не запорных кранов в квартире №..., в результате чего произошло повторное залитие квартиры горячей водой. На это указывают как ответчик Исупов В.А., так и свидетель ****., которые присутствовали при проведении данных работ.
Каких-либо доказательств наличия в квартире №... отключающих (запирающих) устройств, позволяющих на момент аварии отключить поврежденный радиатор от общей системы отопления для ремонта, не представлено. Переустройство (установка, замена или перенос данного оборудования - п.1 ст.25 ЖК РФ) до аварии Исуповым В.А. не производилось.
Поскольку запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояка отопления, относящиеся к общему имуществу в многоквартирном доме, не функционировали и не позволяли собственнику квартиры №... отключить радиатор отопления от общей системы, то этот радиатор следует рассматривать как часть общего имущества многоквартирного дома, ответственность за ненадлежащее обслуживание которого лежит на управляющей организации.
Пунктами 13, 14 Правил от 13.08.2006г. №491 предусмотрено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми при их эксплуатации необходимо обеспечить техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию.
Согласно п.9.3.22 этих Правил в процессе эксплуатации систем отопления следует проверять исправность запорно-регулирующей арматуры в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для их внутреннего осмотра и ремонта - не реже 1 раза в 3 года, проверку плотности закрытия и смену сальниковых уплотнений регулировочных кранов на нагревательных приборах - не реже 1 раза в год.
Пунктами 5.2.1, 5.2.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170, предусмотрено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать немедленное устранение всех видимых утечек воды, ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах, наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму; слесари-сантехники, в соответствии с периодичностью плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий, должны производить осмотр 1 раз в год, следить за исправным состоянием системы отопления, своевременно устранять неисправности и причины, вызывающие перерасход тепловой энергии.
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом вина причинителя вреда в деликтном правоотношении предполагается, и бремя доказывания отсутствия вины возлагается на него (п.2 ст.1064 ГК РФ).
Согласно ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом обязанность по доказыванию исполнения договора об оказании услуги, заключенного с гражданином-потребителем, с соблюдением требований, предъявляемых к качеству и безопасности, возлагается на исполнителя.
ООО «Сантехмонтаж Плюс» приняло на себя обязательства по обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, однако в нарушение приведенных выше правил и норм не принимало необходимые меры к осмотру элементов внутридомовой инженерной системы, расположенных в квартирах жильцов, не осуществляло обязательные периодические осмотры участков общедомовой системы отопления, расположенных в квартирах, не выявило их ненадлежащее состояние.
Доказательств соблюдения всех требований, связанных с надлежащим содержанием общедомовой системы отопления, принятия достаточных мер для недопущения причинения вреда, не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вред имуществу истца причинен в результате ненадлежащего исполнения ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязательств по содержанию общего имущества МКД.
Исходя из положений ст.ст.15, 1082 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Согласно абз.2 п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 №25).
Необходимость расходов, которые истец должен будет произвести для восстановления своего нарушенного права, и их размер (****.) подтверждены отчетом оценщика ****., обладающего соответствующими познаниями в области оценки ущерба. Отчет выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, на основе проведенного после залива осмотра квартиры истца и имущества в ней. Содержащиеся в нем сведения не оспорены ответчиками надлежащими доказательствами, не опровергнуто, что указанный в отчете размер ущерба не соответствует ущербу от залива, альтернативный расчет убытков не представлен.
При таких обстоятельствах, суд принимает для определения размера причиненных истцу убытков отчет оценщика ****.
Поскольку в рассматриваемых правоотношениях истец является потребителем предоставляемых ООО «Сантехмонтаж Плюс» услуг, то на них распространяются общие положения Закона о защите прав потребителей об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14) и о компенсации морального вреда (статья 15).
В абзаце восьмом статьи 29 Закона о защите прав потребителей указывается, что потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Из содержания пунктов 1, 3 статьи 31 указанного Закона следует, что в 10-дневный срок со дня предъявления подлежат удовлетворению требования потребителя о возмещении убытков, причиненных исполнителем в связи с отказом от исполнения договора. За нарушение сроков удовлетворения таких требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку, размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 данного Закона.
Пунктом 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей предусмотрена ответственность исполнителя за нарушение сроков оказания услуги потребителю в виде уплаты неустойки, начисляемой за каждый день просрочки в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена, - общей цены заказа.
В данной норме также указано, что сумма взысканной неустойки не может превышать цену отдельного вида оказания услуги или общую цену заказа, в зависимости от характера и условий договора на оказание услуг.
Исходя из системного анализа приведенных норм, неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию тогда, когда такие убытки причинены вследствие отказа исполнителя от исполнения договора. При этом расчет размера неустойки должен производиться исходя из цены услуги, от оказания которой исполнитель отказался, а не из размера причиненных убытков.
Принимая во внимание то, что убытки причинены истцу вследствие ненадлежащего исполнения управляющей компанией обязанностей по оказанию коммунальной услуги по содержанию и ремонту и не связаны с отказом исполнителя от предоставления услуг, то заявленная истцом к взысканию в порядке п.5 ст.28 Закона о защите прав потребителей неустойка за нарушение срока исполнения в добровольном порядке требования потребителя рассчитанная за период с **.**.**. исходя из размера убытков, взысканию не подлежит.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» истец имеет право на компенсацию морального вреда.
Учитывая обстоятельства дела, характер нарушенных прав истца, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ООО «Сантехмонтаж Плюс» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере **** руб.
На основании п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с ответчика подлежит взысканию штраф в размере ****
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прямо закрепленных в данной статье расходов, относятся также другие признанные судом необходимыми расходы.
Расходы истца по оплате услуг оценщика ****. (**** руб.) являются, по смыслу ст.94 ГПК РФ, иными необходимыми расходами, поскольку были произведены с целью определения размера подлежащих возмещению убытков.
В силу ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы на представителя в размере **** руб.
Таким образом, в пользу истца подлежат присуждению с ООО «Сантехмонтаж Плюс» судебные расходы в общей сумме **** руб.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ****
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Взыскать с ООО «Сантехмонтаж Плюс» в пользу Линт ЕВ возмещение материального вреда в размере ****, компенсацию морального вреда в размере ****, штраф в размере **** рублей, судебные расходы в сумме **** рублей.
Отказать в удовлетворении требований Линт ЕВ к Исупову ВА о возмещении материального вреда, а также к ООО «Сантехмонтаж Плюс» о взыскании неустойки.
Взыскать с ООО «Сантехмонтаж Плюс» государственную пошлину в доход бюджета МО МР «Печора» в сумме ****.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 18.04.2016г.
Председательствующий А.Г. Пешкин