Решение по делу № 2-2933/2019 от 23.05.2019

УИД 66RS0002-01-2019-002191-63

Дело № 2-2933/19

Мотивированное решение составлено 05.08.2019.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июля 2019 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Поповой Н.А. при секретаре Пинчук О.К.,

с участием прокурора Вальтер Е.А., представителя ответчика Поляковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести восстановление герметичности и гидроизоляции защитного сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту ОАО «РЖД») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести восстановление герметичности и гидроизоляции защитного сооружения (с учетом уточнений). В обоснование иска указал, что проведенной прокурорской проверкой исполнения законодательства, регулирующего вопросы содержания и использования объектов гражданской обороны и защитных сооружений, выявлены нарушения ОАО «РЖД» Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту ЗС ГО), утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в отношении защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером ***, расположенного по адресу: ***.

Просил обязать ОАО «РЖД» в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные в ходе проверки нарушения - восстановить гидроизоляцию, герметизацию защитного сооружения, а именно: привести двери в соответствие с паспортом убежища, а также установить оповещение укрываемых об обстановке вне защитного сооружения гражданской обороны (радиоточку); признать бездействие ОАО «РЖД» по не устранению выявленных нарушений, незаконным.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Нижнетагильского транспортного прокурора Вальтер Е.А. от исковых требований в части требований о возложении обязанности установить оповещение укрываемых об обстановке вне защитного сооружения гражданской обороны (радиоточку) отказалась, в остальной части поддержала, просила удовлетворить.

Отказ от иска в части принят судом, производство по делу прекращено.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Полякова Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что требования к проектированию и строительству ЗС ГО установлены нормами СП 88.13330.2014, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.02.2014 №59/пр. Во исполнение указанных требований в 2015 году ОАО «РЖД» проведен плановый ремонт ЗС ГО, инв. ***, находящегося в здании дома культуры железнодорожников им. Ю.А. Гагарина № 1, в ходе которого проведена гидроизоляция стен и полов, что подтверждается актом о приемке выполненных работ подписанного между ОАО «РЖД» и подрядчиком ООО «Федстрой». Пунктом 21 акта предусмотрено проведение гидроизоляции стен, пунктом 28 - полов. В ходе проведенного ремонта в помещении ЗС ГО установлены противопожарные двери, обеспечивающие герметичность защитного сооружения в течение 60 минут после возникновения чрезвычайной ситуации. Данные двери сертифицированы, что подтверждается сертификатом соответствия ***. Бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку о выявленных нарушениях Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны ответчику стало известно только в конце апреля 2019 года, в связи с чем утвержден план мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проверки прокуратуры.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.

Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, с учетом мнения участников процесса.

Заслушав представителей сторон и оценив их в совокупности с исследованными материалами дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно п. 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время.

Согласно п. 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе 3 Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе 5 Правил).

Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил № 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.

Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по адресу: ***, находится защитное сооружение гражданской обороны инвентаризационный номер ***, принадлежащее на праве собственности ОАО «РЖД». Данный объект находится на балансе Нижнетагильского социально-культурного центра - структурного подразделения Дирекции социальной сферы Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Из акта по результатам проверки защитного сооружения инвентаризационный ***, составленного 25.04.2019 помощником Нижнетагильского транспортного прокурора, и письма начальника ОНДиПР г. Н. Тагила и Горноуральского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 30.04.2019 ***, направленного в адрес Нижнетагильского транспортного прокурора о результатах проверки защитных сооружений находящихся в пользовании ОАО «РЖД» (л.д. 16, 17-22), следует, что в ходе прокурорской проверки обследовано защитное сооружение гражданской обороны ***, расположенное по адресу: ***. Проверкой установлено, что не обеспечена гидроизоляция и герметизация защитного сооружения ***.

В судебном заседании прокурор указал, что в данном случае нарушение гидроизоляции и герметизации выражается в том, что установленные входные двери не соответствуют паспорту убежища и его классу, так как установлены железные двери, а требуется наличие защитно-герметических дверей.

Согласно представленному прокурором в материалы дела паспорту убежища *** от октября 2003 года в числе его технических характеристик указано на наличие защитно-герметических и герметических дверей, определен класс убежища – V. То обстоятельство, что после проведенного в 2015 году ОАО «РЖД» планового ремонта ЗС ГО установлены иные двери, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, указав, что в настоящее время распоряжением правительства Свердловской области № 1763-РП изменен класс убежища, убежищу выдан новый паспорт, согласно которому класс убежища изменен на П-II, и установка защитно-герметических дверей не требуется.

Оценивая данные доводы ответчика, суд исходит из следующего.

Распоряжением правительства Свердловской области № 1763-РП в подп. 3 п. 4 главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, руководителям гражданской обороны муниципальных образований Свердловской области рекомендовано до 30.12.2013 провести работу по переводу убежищ 5 класса в разряд противорадиационных укрытий группы П-2; внести изменения в учетные данные. Переоформить паспорта ЗС ГО с приложением поэтажных планов защитных сооружений с экспликацией помещений.

Таким образом, данное распоряжение носит рекомендательный характер.

Вероятно, во исполнение данного распоряжения подготовлен новый паспорт убежища (противорадиационного укрытия) *** от 10.02.2014, в котором действительно отражен иной класс убежища и иные технические характеристики, в том числе, касающиеся дверей.

В соответствии с п. 2.15 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие организации, эксплуатирующие убежища или ПРУ при отсутствии потребности в укрытии населения, для которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 49, ст. 6000; 2015, № 30, ст. 4608) создаются ПРУ или укрытия, осуществляют по согласованию с МЧС России эксплуатацию данных убежищ в качестве ПРУ или укрытий, либо ПРУ в качестве укрытий. К убежищам, эксплуатируемым в качестве ПРУ или укрытий, и ПРУ, эксплуатируемым в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные настоящими Правилами для ПРУ или укрытий соответственно. При этом в журнале учета ЗС ГО в примечании делается запись об эксплуатации убежища в качестве ПРУ или укрытия, либо ПРУ в качестве укрытия, заверенная подписью (с расшифровкой) и печатью организации (при наличии), эксплуатирующей ЗС ГО, и территориального органа МЧС России.

Согласно п. 1.5 Методических рекомендаций по организации перевода убежищ (противорадиационных укрытий) на эксплуатацию в качестве противорадиационных укрытий или укрытий с учетом оптимизации норм инженерно-технических мероприятий, утв. МЧС России 30.11.2016 № 2-4-71-69-11, в соответствии с приказом МЧС России № 583, организации, эксплуатирующие убежища (ПРУ) при отсутствии потребности в укрытии населения, осуществляют эксплуатацию данных убежищ в качестве ПРУ или укрытий соответственно (о чем делается запись в журнал учета ЗС ГО). В связи с этим, в целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и ПРУ, в которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами отсутствует потребность, осуществляется перевод убежищ на эксплуатацию в качестве ПРУ или укрытия, а ПРУ в качестве укрытия, при этом к данным объектам предъявляются минимальные требования, предъявляемые соответственно к ПРУ или укрытиям, а инженерное оборудование, относящееся к специфике функционирования более высокого класса ЗС ГО, подлежит консервации в том состоянии, в котором находится на момент перевода ЗС ГО на эксплуатацию в качестве ПРУ (укрытия).

Этими же методическими рекомендациями установлен порядок перевода защитных сооружений гражданской обороны на эксплуатацию в качестве ПРУ или укрытия (раздел 2), который подразумевает выполнение следующих действий:

1)     СЃ целью осуществления перевода убежищ или РџР РЈ РЅР° эксплуатацию РІ качестве РџР РЈ или укрытий соответственно органы местного самоуправления РЅР° соответствующих территориях определяют Перечень убежищ (РџР РЈ), РІ которых отсутствует потребность для укрытия населения (установленного Рї. 3 постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 1309), предлагаемых для использования РІ качестве РџР РЈ или укрытия (далее - Перечень) согласно приложению 1, РїРѕ согласованию СЃ руководителем компетентного органа.

2)     органы исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° основании перечней, поступивших РёР· органов местного самоуправления, составляют общий Перечень Р·Р° субъект Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации согласно приложению 2, Рё направляют его для согласования РІ территориальный орган РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ субъекту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

3)     главное управление РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ субъекту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации после согласования Перечня направляет его через региональные центры РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РІ Департамент гражданской РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Рё защиты населения РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё для рассмотрения Рё согласования.

4)     после согласования Перечней, РІ журналах учета Р—РЎ ГО территориальных органов РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё, органов исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов местного самоуправления, Р° также РІ организациях напротив соответствующих убежищ (РџР РЈ) РІ графе 16 «Примечание» делается запись: «Эксплуатируется РІ качестве РџР РЈ (укрытия)В», заверяется РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ (СЃ расшифровкой) Рё печатью организации (РїСЂРё наличии), эксплуатирующей Р—РЎ ГО Рё территориального органа РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ паспорте Р—РЎ ГО РЅР° первой странице РІ правом верхнем углу делается запись: «Эксплуатируется РІ качестве РџР РЈ (укрытия)В», ставится РїРѕРґРїРёСЃСЊ (СЃ расшифровкой) руководителя организации, печать организации (РїСЂРё наличии), эксплуатирующей Р—РЎ ГО. Р’РёРґ Рё инвентарный номер Р—РЎ ГО остается как ранее установленный, без изменения. Р’ журнал учета Р—РЎ ГО заносятся только РІРЅРѕРІСЊ построенные Р—РЎ ГО, РІ том числе укрытия.

5)     РєРѕРїРёСЏ паспорта Р—РЎ ГО СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё должностных лиц представляется РІ территориальные органы РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё. РџСЂРё принятии соответствующего решения, РІ Р—РЎ ГО проводится комплекс мероприятий РїРѕ РёС… переводу РЅР° эксплуатацию убежища РІ качестве РџР РЈ.

На момент рассмотрения спора ответчиком суду не представлены доказательства выполнения вышеуказанных мероприятий по переводу убежища в противорадиационное укрытие (ПРУ), ни новый паспорт ЗС ГО, ни ранее составленный на первой странице в правом верхнем углу не содержат никаких записей о том, что оно «Эксплуатируется в качестве ПРУ (укрытия)», в том числе заверенных подписью (с расшифровкой) и печатью территориального органа МЧС России, в новом паспорте в графе «Представитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» подпись, фамилия и инициалы должностного лица не стоят. Доказательства представления копии паспорта ЗС ГО с подписями должностных лиц в территориальные органы МЧС России также не представлены.

При таких обстоятельствах суд не может согласится с доводами представителя ответчика о том, что спорное ЗС ГО переведено в противорадиационное укрытие и подлежит эксплуатации в соответствии с техническими характеристиками нового паспорта убежища.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку требуются работы по приведению защитного сооружения *** в надлежащее состояние, ОАО «РЖД», как собственник защитного сооружения, обязано надлежащим образом выполнять обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружения в соответствии с его назначением, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства в части несоответствия дверей ЗС ГО установленным требованиям нарушает права неопределенного круга лиц, и поэтому удовлетворяет требования прокурора, возложив на ОАО «Российские железные дороги» обязанность установить в защитном сооружении, инвентарный ***, расположенного по адресу: *** двери в соответствии с требованиями паспорта убежища ***.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд устанавливает срок исполнения решения суда в срок до 01.12.2020. Оснований для установления более длительного срока не имеется, поскольку данная просьба ответчика не мотивирована.

Поскольку нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 впервые выявлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой в апреле 2019 года, срок для устранения нарушений в добровольном порядке ответчику не предоставлялся, до указанной даты надзорными органами соответствующие требования к ответчику не предъявлялись, по результатам проверки ответчиком утвержден план мероприятий по устранению выявленных нарушений, на момент рассмотрения дела часть нарушений устранена, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным бездействия ОАО «РЖД», выразившегося в не устранении выявленных нарушений не имеется.

В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в срок до 01.12.2020 установить в защитном сооружении, инвентарный ***, расположенного по адресу: *** двери в соответствии с требованиями паспорта убежища ***.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

РЎСѓРґСЊСЏ Рќ.Рђ. РџРѕРїРѕРІР°

2-2933/2019

Категория:
Гражданские
Другие
ОНДиПР города Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области
Нижнетагильский транспортный прокурор
ОАО "РЖД" в лице филиала Центральной дирекции управления движением - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
23.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2019Передача материалов судье
28.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2019Судебное заседание
23.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее