Дело № 2а-1746/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
05 июня 2018 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе
председательствующего судьи Кульпина Е.В.
при секретаре Витушкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным предписания,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
ООО «Трест Магнитострой» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области № 051/176/1 от 13.04.2018 г.
Р’ обоснование заявленных требований указано, что 13 апреля 2018 Рі. РІ отношении РћРћРћ «Трест Магнитострой» было вынесено предписание в„–051/95/3 РѕР± устранении нарушения трудового законодательства Рё иных нормативных правовых актов, содержащих РЅРѕСЂРјС‹ трудового права. Указанное предписание было получено РћРћРћ «Трест Магнитострой» 16 апреля 2018 Рі. Согласно указанному предписанию Государственная инспекция труда обязала РћРћРћ «Трест Магнитострой» определить приложением Рє трудовому РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ либо отдельным соглашением сторон режим рабочего времени Рё времени отдыха, установленный графиком работы, РІ отношении работников РћРћРћ «Трест Магнитострой»: <Р¤РРћ>16., привести РІ соответствии СЃ С‡. 2 СЃС‚. 57 РўРљ Р Р¤.
РћРћРћ «Трест Магнитогстрой» считает указанное предписание незаконным Рё необоснованным поскольку, требование Государственной инспекции труда РІ Челябинской области РѕР± определении РІ приложении Рє трудовому РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ либо отдельным соглашением сторон режим рабочего времени отдыха, установленный графиком работы РЅРµ обосновано Рё РЅРµ правомерно. Р’ соответствии СЃ заключенными СЃ работниками (<Р¤РРћ>17.) трудовыми договорами устанавливается сменный режим рабочего времени, согласно графику работы, утвержденному приказом работодателя, СЃ суммированным учетом рабочего времени.
Согласно Рї. 5.1 раздела внутреннего трудового распорядка работнику структурных подразделений (РЈРЎРњР , РЈРњРёРЎ, РЈРџР–Р‘Р, РЈРРњР , РЈРџРРњ в„– 1,
РЈРџРРњ в„–2) установлены графики работы, которые утверждаются ежегодно приказом заместителя директора-начальника соответствующего управления.
РЎ правилами внутреннего трудового распорядка РІСЃРµ работники (РІ С‚.С‡. <Р¤РРћ>18.) ознакомлены РїСЂРё приеме РЅР° работу РїРѕРґ РїРѕРґРїРёСЃСЊ.
По условиям производства в структурных подразделениях применяются графики сменности с суммированным учетом рабочего времени. Время начала и окончания работы, а также время обеденного перерыва в приказах указаны. Приказы доводятся до сведения работников предприятия.
При возникновении необходимости изменения трудового договора с работником следует руководствоваться ст.ст. 72,74 ТК РФ. Требования, указанные в данных статьях ТК РФ, обязательны для исполнения работодателем. Так о вступлении в действие соответствующих изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами. Срок выполнения предписания № 051/176/1 от 13 апреля 2018 г. – 14 мая 2018 г. В указанный в предписании срок работодатель не может уложиться и уведомить работника за 2 месяца до внесения в трудовой договор изменений.
Просит признать незаконным и отменить вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда по Челябинской области Сердобинцевой Г.Рпредписание № 051/176/1 от 13 апреля 2018 г. (л.д. 5-6)
Представитель административного истца Соловьева Е.А., действующая по доверенности удостоверенной директором ООО «Трест Магнитострой» 16.04.2018 г. (л.д.42), в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила оспариваемое предписание отменить.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда РІ Челябинской области – Сердобинцева Р“. Р., действующая РЅР° основании доверенности в„– 10-486-18-РРЎРҐ РѕС‚ 27 марта 2018 РіРѕРґР° (Р».Рґ. 48), РІ судебном заседании требования истца РЅРµ признала. Р’ судебном заседании пояснила, что РІ трудовых договорах заключенных СЃ работниками, необходимо указывать точный график работы. Установленный РўРљ Р Р¤ СЃСЂРѕРє 2 месяца РЅРµ распространяется РЅР° заключение дополнительного соглашения СЃ работниками. Просила РІ удовлетворении РёСЃРєР° РћРћРћ «Трест Магнитострой» отказать РІ полном объеме.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе заявленных требований исходя из следующего.
Статьей 2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) предусмотрено, что основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации признаются, в числе прочих, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей и осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением.
Согласно ст. 352 ТК РФ одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с положениями статей 354, 355, 356 ТК РФ федеральная инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок.
Вопросы организации и проведения проверки соблюдения трудового законодательства регламентированы ст. 360 ТК РФ, а также Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 года № 875, и Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30.10.2012 года № 354н.
Согласно ч. 2 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей
В силу ч. 6 ст. 360 ТК РФ предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (ст. 11Закона).
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 14 Закона).
По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме (ст. 16 Закона).
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).
По смыслу вышеуказанных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Как следует из материалов дела, распоряжением руководителя Государственной инспекции труда, главного государственного инспектора труда в Челябинской области Шишмакова П.Б. от 05 марта 2018 года № 051/176/1 назначено проведение плановой, выездной проверки ООО «Трест Магнитострой» ОГРН <номер обезличен>, место нахождения<адрес обезличен>. Срок проведения проверки определен не более 20 рабочих дней. К проведению проверки необходимо приступить с 19 марта 2018 года, проверку окончить не позднее 13 апреля 2018 года. Задачами настоящей проверки являлись - обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства РФ и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д. 50-54).
РџРѕ результатам проверки лицами, проводившими проверку, составлен акт проверки в„– 051/176/2 РѕС‚ 13 апреля 2018 РіРѕРґР°, РІ котором отражено, что РІ С…РѕРґРµ проведенной проверки установлены нарушения РЅРѕСЂРј трудового законодательства. Согласно акту проверки РћРћРћ «Трест Магнитострой», РІ том числе, нарушены требования С‡.2 СЃС‚. 57 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤, Р° именно РІ трудовых договорах СЃ работниками <Р¤РРћ>19 (в„– 2-5 РѕС‚ 09.02.2018 Рі.), <Р¤РРћ>20 (в„– 1-5 РѕС‚02.02.2018 Рі.), <Р¤РРћ>21. (в„–227-6 РѕС‚ 21.09.2017 Рі.), <Р¤РРћ>22 (в„– 11-6 РѕС‚ 22.02.2018 Рі.), <Р¤РРћ>23 (в„– 5-4 РѕС‚ 09.08.2017 Рі.), <Р¤РРћ>24 (в„– 47-3 РѕС‚ 21.07.2017 Рі.) РЅРµ установлен режим рабочего времени Рё времени отдыха, отличающийся РѕС‚ общих правил (19-22, 57-60).
13 апреля 2018 РіРѕРґР° РїРѕ результатам указанной проверки государственный инспектор труда Государственной инспекции труда РІ Челябинской области Сердобинцевой Р“.Р. РІ адрес РћРћРћ «Трест Магнитострой» вынесено предписание в„– 051/176/1, РІ котором указано РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 14 мая 2018 Рі. определить режим рабочего времени Рё времени отдыха, установленный графиком работы приложением Рє трудовому РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ либо отдельным соглашением сторон, заключенным РІ письменной форме СЃ <Р¤РРћ>25
Указанное предписание было получено ООО «Трест Магнитострой» 16.04.2018 года (л.д.55-56).
Полагая, что предписание № 051/176/1от 13 апреля 2018 года является незаконным, ООО «Трест Магнитострой» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить вышеуказанное предписание.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Под трудовыми отношениями понимаются - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, который должен содержать все основные атрибуты, определяющие правоотношения между работником и работодателем.
Согласно ст.67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Содержание трудового договора определено в ст. 57 ТК РФ.
В силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Статьей 91 ТК РФ установлено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего
времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Таким образом, продолжительность рабочей недели, время начала и окончания работы, чередование рабочих и нерабочих дней входят в понятие режима рабочего времени и являются обязательными для включения в трудовой договор для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя.
В силу ч. 2 ст. 57 и ч. 1 ст. 100 ТК РФ изменение режима рабочего времени представляет собой изменение определенных сторонами условий трудового договора, которое, допускается только по соглашению сторон.
Работодатель РІ этом случае заключает СЃ каждым работником, для которого меняется режим рабочего времени, письменное соглашение РѕР± изменении определенных сторонами условий трудового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° (СЃС‚. 72 РўРљ Р Р¤). Рзменение режима рабочего времени РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ только путем подписания СЃ работниками дополнительных соглашений Рє трудовым договорам, то есть, РІ индивидуальном РїРѕСЂСЏРґРєРµ для каждого работника.
В материалы дела представлены Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Трест Магнитострой», утвержденные директором ООО «Трест Магнитострой» от 01 июля 2015 года.
Согласно п. 5.1. раздела V Рабочее время и время отдыха, работникам аппарата управления устанавливается пятидневная 40-часовая рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, со следующим графиком работы:
начало работы – 8 часов 30 минут;
перерыв на обед – с 12 часов 00 минут до 12 часов 45 минут;
окончание работы – с понедельника по четверг 17 часов 30 минут; пятница 16 часов 15 минут.
Работниками структурных подразделений (РЈРЎРњР , РЈРњРёРЎ, РЈРџР–Р‘Р, РЈРРњР , РЈРџРРњ в„– 1, РЈРџРРњ в„– 2) графики работы утверждаются приказами заместителей директора – начальников управлений (Р».Рґ. 29-32).
В материалах дела имеются:
приказ в„– 291Рє – РЈРџРРњ в„– 1 РѕС‚ 01.12.2017 РіРѕРґР° «О графиках работы РЈРџРРњ в„– 1 РЅР° 2018 РіРѕРґВ» (РїРѕ Управлению производства инертных материалов в„–1) (Р».Рґ. 64-70);
- приказ № 35 от 15.12.2017 года «О графиках работы на 2018 год» (по Управлению электромонтажных работ) (л.д. 75-78);
- приказ № 106 от 29.12.2017 года «О графиках работы на 2018 год» (по Управлению производством металлоизделий) (л.д. 83-86);
- приказ в„– 310 РѕС‚ 19.12.2017 РіРѕРґР° (РїРѕ РЈРџ Р–Р‘Р) (Р».Рґ. 90-95).
Р’ судебном заседании установлено Рё РЅРµ оспаривалось сторонами, что <Р¤РРћ>26
<Р¤РРћ>27 состоят РІ трудовых отношениях СЃ РћРћРћ «Трест Магнитострой».
В материалы дела представлены:
- трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 2-5 РѕС‚ 09.02.2018 РіРѕРґР° заключенный между РћРћРћ «Трест Магнитострой» Рё <Р¤РРћ>28 (Р».Рґ. 62-63);
- трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 1-5 РѕС‚ 02.02.2018 РіРѕРґР° заключенный между РћРћРћ «Трест Магнитострой» Рё <Р¤РРћ>29 (Р».Рґ. 71-72);
- трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 5-4 РѕС‚ 09.08.2017 РіРѕРґР° заключенный между РћРћРћ «Трест Магнитострой» Рё <Р¤РРћ>30 (Р».Рґ. 73-74);
- трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 227-6 РѕС‚ 21.09.2017 РіРѕРґР° заключенный между РћРћРћ «Трест Магнитострой» Рё <Р¤РРћ>31 (Р».Рґ. 79-80);
- трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 11-6 РѕС‚ 22.02.2018 РіРѕРґР° заключенный между РћРћРћ «Трест Магнитострой» Рё <Р¤РРћ>32 (Р».Рґ. 81-82);
- трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 47-3 РѕС‚ 21.07.2017 РіРѕРґР° заключенный между РћРћРћ «Трест Магнитострой» Рё <Р¤РРћ>33 (Р».Рґ. 87-89).
Пунктом 3 указанных трудовых договоров предусмотрено, что работникам устанавливается пятидневный режим работы, согласно графику работы, утвержденному приказом Работодателя, с суммированным учетом рабочего времени.
Анализируя изложенные нормы трудового законодательства, а также представленные в материалы дела доказательства суд приходит к выводу о том, что работодателем ООО «Трест Магнитострой» допущены нарушения трудового законодательства, зафиксированные по результатам проверки должностными лицами государственной инспекции труда, в связи с чем оспариваемое предписание соответствует требованиям закона, правомерно возлагает на административного истца обязанности устранить нарушения, выявленные в ходе проверки должностными лицами Государственной инспекции труда в Челябинской области.
Нарушения порядка и процедуры проведения проверки, фиксации выявленных нарушений и оформления ее результатов не допущено.
При этом, вопреки Утверждения защитника о том, что все необходимые сведения в т.ч. о режиме рабочего времени работника имеются в договоре не обоснованы.
Указание в п. 3 трудового договора на то, что режим рабочего времени определяется согласно графику, согласованному с непосредственным руководителем, по сути, не является сведениями о режиме рабочего времени работника, в связи с чем административный орган пришел к верному выводу о нарушении должностным лицом наименование организации требований п. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ. При этом, суд учитывает, что сведений об ознакомлении работников с приказами «О графиках работы на 2018 год» в ходе проверки и в материалы дела не представлено.
В силу положений ст.ст. 218, 227 КАС РФ, требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Поскольку совокупность указанных обязательных условий в процессе рассмотрения дела установлена не была, при этом суд считает, что административный орган законность оспариваемого предписания подтвердил, суд оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «Трест Магнитострой» не находит.
Руководствуясь ст. ст. 175, 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєР° Общества СЃ ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» Рє Государственной инспекции труда РІ Челябинской области Рѕ признании незаконным предписания в„–051/176/1 РѕС‚ 13.04.2018 Рі., вынесенного государственным инспектором труда Государственной инспекции труда РІ Челябинской области Сердобинцевой Р“.Р., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: