Дело № 2а-2461/19
23RS0037-01-2019-002318-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2019 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М.А.,
С участием старшего помощника прокурора г. Новороссийска Воробьевой О.Н.
Представителя административного ответчика по доверенности Гуриной Е.В.
при секретаре Свистельник К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Будко Виктора Евгеньевича к администрации МО г.Новороссийск о признании незаконными и отмене:
- Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №1725 от 22 февраля 2017 года «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Новороссийск на 2017 - 2019 годы»;
- Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №4500 от 13.11.2018 года «Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск», и конкурсную документацию;
- Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №4499 от 13.11.2018 года «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск»,
-О признании незаконными и отмене результатов конкурса и выданные свидетельства об осуществлении перевозок, об обязании привести с соответствие с действующим законодательством нормативно-правовые акты, связанные с перевозкой общественным транспортом средней и малой вместимости инвалидов-колясочников,
- об обязании приобрети низкопольный транспорт средней и малой вместимости оборудованный пандусами и подъемниками
УСТАНОВИЛ:
Будко В.Е. с учетом уточненния требований от 25.07.2019 г. (л.д.48-51) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г.Новороссийск об оспаривании НПА, действий и обязании, указав в обоснование, что администрацией МО г.Новороссийск в рамках полномочий, установленных 220-ФЗ, приняты нормативно-правовые акты по организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом: Постановление № 1725 от 22 февраля 2017 года « Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Новороссийск на 2017-2019 года», постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №4499 от 13.11.2018 года «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск», Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск № 4500 от 13.11.2018 года «Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск».
Указанные правовые акты не содержат требования к участникам транспортного обслуживания населения, претендентам на участие в конкурсе, перевозчикам об обязательном наличии транспортных средств, для перевозки инвалидов-колясочников, других маломобильных групп граждан на всех муниципальных маршрутах города. Указанные действия администрации по принятию указанных правовых актов привели к определению победителей конкурса при отсутствии у них транспортных средств, предназначенных для перевозки инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак проводников). Такие действия администрации привели к нарушению прав и законных интересов истца, как инвалида-колясочника 1 группы.
Указанные правовые акты администрации по организации мероприятий по развитию регулярных перевозок при отсутствии в них требований к участникам перевозок на наличие специально оборудованного транспорта прямо противоречат Конституции Российской Федерации, Конвенции «О правах инвалидов» принятой резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, Федеральному закону "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" N 46-ФЗ от 3 мая 2012 г., Распоряжению Правительства № 1734-Р от 22 ноября 2008 года «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ, Федеральному закону от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" N 259-ФЗ от 08.11.2007 года. Приказу МинТранса "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" № 347от 01.12.2015 года.
Просит суд признать незаконными и отменить нормативные правовые акты администрации:
Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №1725 от 22 февраля 2017 года, «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Новороссийск на 2017 - 2019 годы».
Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №4500 от 13.11.2018 года «Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск», и конкурсную документацию.
Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №4499 от 13.11.2018 года «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск».
Признать незаконными и отменить результаты открытого конкурса «на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск» и принятого соответствующего решения.
Признать недействительными выданные по результатам открытого конкурса «на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск», свидетельства и карты маршрутов.
Обязать административного ответчика администрацию города Новороссийска привести в соответствие с действующим законодательством нормативно правовые акты, связанные с перевозкой общественным транспортом средней и малой вместимости инвалидов- колясочников.
Обязать администрацию, административного ответчика приобрести низкозольный транспорт средней и малой вместимости оборудованный пандусами и подъёмниками.
Административный истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, об уважительной причине неявки суд не уведомил, не просил о разбирательстве дела в его отсутствие, а потому суд, с учетом менения явившихся сторон, признал неявку административного истца не уважительной и рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика- АМО г.Новороссийска по доверенности Гурина Е.В. возражала против удовлетворения иска в части требований истца об оспаривании НПА АМО г.Новороссийск, поскольку указанные правовые акты муниципалитета по организации мероприятий по развитию регулярных перевозок полностью советуют действующему законодательству, проходили согласование на предмет законности и антикоррупционную экспертизу в прокуратуре города Новороссийск перед их принятием и утверждением. Вместе с тем заявленные административным истцом требования с пункта 3 по пункт 8 считает необоснованными и подлежащими прекращению в данной части, поскольку они рассматриваются в порядке Гражданского судопроизводства.
Согласно заключению старшего помощника прокурора прокуратуры г. Новороссийска- оспариваемые НПА: от 22.02.2017 № 1725 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок на территории муниципального образования город Новороссийск»; от 13.11.2018 № 4499 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок МО г. Новороссийск»; от 13.11.2018 № 4500 «Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск»; приняты администрацией города с целью реализации полномочий органа местного самоуправления, установленных п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с соблюдением требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. ст. 21 – 26, ч. 4 ст. 2 Закона) и действовавшего на момент проведения оспариваемого административным истцом конкурса Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае».
Более того, согласно разделу 8 Положения, утвержденного постановлением администрации города от 13.11.2018 № 4500, а также постановлению администрации города от 13.11.2018 № 4505 «Об утверждении шкалы для оценки критериев при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом», принятому в соответствии с приказом Министерства транспорта Краснодарского края от 07.09.2018 № 424 «Об утверждении шкалы для оценки критериев при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок», при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом среди критериев оценки заявок учитывались требования в доступности транспортных средств для маломобильных групп населения.
Таким образом, все оспариваемые Будко В.Е. вышеуказанные нормативные правовые акты приняты администрацией г. Новороссийска в рамках установленной законом компетенции данного органа; вышеуказанным нормам законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения, имеющим более высокую юридическую силу, не противоречат, соответственно, основания для признания их незаконными и недействующими отсутствуют.
Все остальные требования, изложенные истцом, являются производными от вышеуказанного требования и напрямую зависят от определения законности вышеуказанных нормативных правовых актов.
Соответственно, не подлежат удовлетворению и требования, изложенные в п. 3- п. 5 заявления, об отмене результатов конкурса, признании недействительными выданных по результатам конкурса документов, обязании администрации города привести нормативные правовые акты в соответствие законодательству. Кроме того, указанные требования должны быть заявлены административным истцом в ином судебном порядке.
Требования, изложенные в п. 6 заявления, об обязании административного ответчика приобрести низкопольные автобусы, также должны быть предъявлены административным истцом и рассмотрены судом в ином порядке.
Выслушав явившиеся стороны, заключение старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п.8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим кодексом.
Следовательно, обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми НПА, а так же применения НПА в отношении административного истца, действиями и бездействиями органа местного самоуправления возлагается на заявителя.
Из материалов дела следует, что административный истец является инвалидом с детства 1 группы, имеет высшее юридическое образование, следовательно вправе самостоятельно обратиться в суд с иском об спаривании НПА.
При возбуждении в суде административного дела по иску Будко В.Е., в ходе подготовки дела к слушанию административному истцу было предложено привести исковое заявление в соответствие с требованиями ст. 209 КАС РФ, что следует из определения суда от 25.07.2019 г. однако это не было выполнено, в связи с чем суд рассматривает дело по заявленным требованиям, с учетом положений п.7 ст. 213 КАС РФ.
Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск №1725 от 22 февраля 2017 года Утверждены Документы планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Новороссийск на 2017 - 2019 годы. Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск №4499 от 13.11.2018 года Утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск».
Постановления приняты уполномоченным органом местного самоуправления – Администрация МО г. Новороссийск, в соответствии со ст. 34 Устава МО г. Новороссийск, подписаны Главой Администрации МО г. Новороссийск, опубликованы в газетах «Официальный Новороссийск» за № 13 от 8.03.2017 г. (ст. 38), «Муниципальный Вестник» № 25 от 14.11.2018 г. (стр. 71), а так же на сайте Администрации МО г. Новороссийск – ofnvrsk.ru, содержание постановлений не регулирует вопросы, связанные с предоставлением транспортных услуг инвалидам, следовательно постановления не подлежат проверке на соответствие указанным административным истцом НПА : Конституции Российской Федерации, Конвенции «О правах инвалидов» ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" N 46-ФЗ от 3 мая 2012 г. Распоряжению правительства № 1734-Р от 22 ноября 2008 года «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ, Приказу МинТранса "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи". № 347от 01.12.2015 года, прав административного истца не затрагивают и не нарушают.
Так же Постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 13 ноября 2018 г. № 4500 утверждено Положение «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск». Постановление опубликовано в газете «Муниципальный Вестник» за № 25 от 14 ноября 2018 года, стр. 71-75, которое не регулирует вопросы, связанные с предоставлением транспортных услуг инвалидам.
В развитие вышеуказанного Постановления администрацией муниципального образования город Новороссийск принято Постановление от 13 ноября 2018 № 4505 и об утверждении шкалы для оценки критериев при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким Муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом.
Постановление опубликовано в газете «Муниципальный Вестник» за № 25 от 14 ноября 2018 года, стр. 75.
Именно указанным Постановлением, одним из критериев для конкурсной комиссии установлено, в том числе:
-наличие низкого пола (п. 3.1 шкалы критериев);
-наличие оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов (п. 3.2);
-наличие средств, обеспечивающих внутрисалонную и внешнюю видеофиксацию (п. 3.7);
-наличие оборудования для звукового (речевого) объявления остановок и другой информации в автоматическом режиме.
Таким образом, довод административного истца о том, что указанные правовые акты не содержат требования к участникам транспортного обслуживания населения и претендентам на участие в конкурсе о наличии транспортных средств для перевозки инвалидов-колясочников и других маломобильных групп граждан - является безосновательным, поскольку данные требования изложены в Постановлении № 4505 от 13.11.2018 г, которое истцом не оспаривается.
Вышеуказанные нормативные правовые акты приняты администрацией города с целью реализации полномочий органа местного самоуправления, установленных п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с соблюдением требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. ст. 21 – 26, ч. 4 ст. 2 Закона) и действовавшего на момент проведения оспариваемого административным истцом конкурса Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае».
Более того, согласно разделу 8 Положения, утвержденного постановлением администрации города от 13.11.2018 № 4500, а также постановлению администрации города от 13.11.2018 № 4505 «Об утверждении шкалы для оценки критериев при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом», принятому в соответствии с приказом Министерства транспорта Краснодарского края от 07.09.2018 № 424 «Об утверждении шкалы для оценки критериев при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок», при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом среди критериев оценки заявок учитывались требования в доступности транспортных средств для маломобильных групп населения.
Таким образом, оспариваемые Будко В.В. вышеуказанные нормативные правовые акты приняты администрацией г. Новороссийска в рамках установленной законом компетенции данного органа; вышеуказанным нормам законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения, имеющим более высокую юридическую силу, не противоречат, соответственно, основания для признания их незаконными и недействующими и обязании администрацию города Новороссийска привести в соответствие с действующим законодательством нормативно правовые акты, связанные с перевозкой общественным транспортом средней и малой вместимости инвалидов- колясочников, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, и с силу положений ст. 227 ч.2 п.2КАС РФ не имеется оснований для удовлетворения иска и в части требований, подлежащих рассмотрению в порядке Гл. 22 КАС РФ, а именно; о признании незаконными и отмене результатов открытого конкурса «На право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск», признании недействительными выданных по результатам открытого конкурса свидетельств и карт маршрутов, поскольку они, являются производными от вышеуказанного требования и напрямую зависят от определения законности вышеуказанных нормативных правовых актов, каким образом проведенный конкурс, свидетельства и карты маршрутов нарушают права истца в иске не приведено, судом не добыто, кроме того, истцом пропущен срок их оспаривания, конкурс состоялся 17.11.2018 г., истец обратился в суд 29.03.2019 г., что при отсутствии ходатайства о его восстановлении, согласно п.8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Производство по требованиям административного истца об обязании административного ответчика приобрести низкопольные автобусы, подлежат прекращению в силу п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ, поскольку подлежат рассмотрению в ином (гражданском) порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Будко Виктору Евгеньевичу в удовлетворении иска в части требований о признании незаконным и отмене:
- Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №1725 от 22 февраля 2017 года «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Новороссийск на 2017 - 2019 годы»;
- Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №4500 от 13.11.2018 года «Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск», и конкурсную документацию;
- Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск №4499 от 13.11.2018 года «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Новороссийск»;
- Признании незаконными и отмене результатов открытого конкурса «на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск»,
- Признании недействительными выданных по результатам открытого конкурса свидетельств и карт маршрутов;
- Обязании администрацию города Новороссийска привести в соответствие с действующим законодательством нормативно правовые акты, связанные с перевозкой общественным транспортом средней и малой вместимости инвалидов- колясочников,
- ОТКАЗАТЬ ПОЛНОСТЬЮ.
В остальной части иска производство по делу- ПРЕКРАТИТЬ,
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2019 г.