Дело 2 - 844/2018 03 апреля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.А. Токарь,
при секретаре А.М. Волоковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аванесовой А. Д. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга» об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, указав, что решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга её родители лишены родительских прав, этим же решением с них взысканы алименты на содержание истицы до достижения ею совершеннолетия; 19.02.2017 мать истицы – Аванесова Е.А. умерла. Так как истица проходит обучение по очной форме в Областном профессиональном образовательном учреждении «Боровичский агропромышленный техникум», на момент смерти матери алименты являлись основным источником средств к существованию она имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, однако ответчик в назначении пенсии по случаю потери кормильца отказал. Полагая данный отказ незаконным, истица просила обязать ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца.
Ответчик считал требования истицы необоснованными, ссылаясь на то, что на дату смерти матери истица являлась полностью дееспособной и трудоспособной, кроме того, при обращении за назначением пенсии не представила доказательств, подтверждающих нахождение её на иждивении умершей матери.
В судебное заседание явился представитель ответчика, просил в удовлетворении иска отказать.
Истица, Аванесов А.Д., привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, уведомленные о месте и времени слушания дела в соответствии с требованиями, установленными ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, не просили об отложении слушания дела, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 названного Кодекса, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Аванесова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Аванесовых Е.А. и Д.А., которые решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу № 2-1603/2016 от 14.03.2016 лишены в отношении неё родительских прав, этим же решением с Аванесовых Е.А. и Д.А. взысканы алименты на содержание истицы в размере по 1/4 со всех видов заработка и иного дохода с каждого до достижения ею совершеннолетия.
Аванесова А.Д. с 01.09.2015, на основании приказа о зачислении от 25.08.2015 № 28к проходит обучение на бюджетном отделении по очной форме в областном автономном профессиональном образовательном учреждении «Боровичский агропромышленный техникум» (л.д. 69).
19.02.2017 Аванесова Е.А. умерла, что подтверждено свидетельством о смерти серии № № от 18.03.2017 (л.д. 54).
20.03.2017 истица обратилась в «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга» (государственное учреждение) с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением ответчика № 260572/260649 от 26.06.2017 Аванесовой А.Д. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца со ссылкой на отсутствие документального подтверждения факта нахождения её на иждивении умершей Аванесовой Е.А. При этом, как следует из заявления Аванесовой А.Д., в момент обращения за назначением указанной пенсии пенсионный орган о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт нахождения истицы на иждивении умершей, не уведомил, согласно представленной копии заявления ей разъяснена необходимость предоставления в срок до 20.06.2017 свидетельства о браке и иного документа без конкретизации сущности документа, а также в подтверждение каких обстоятельств требуется его представить, то есть на дату обращения истицы за назначением пенсии сомнений о нахождении истицы на иждивении умершей при наличии у последней обязанности по предоставлению материального содержания, установленной решением суда о взыскании алиментов, у ответчика не возникло. Таким образом, принятое ответчиком решение об отказе в назначении истице пенсии по случаю потери кормильца суд считает необоснованным.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 указанного Закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно п. п. 45, 46 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего Перечня, необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы: а) об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); б) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); в) о смерти второго родителя (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); г) подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); д) о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); е) о том, что гражданин совершил уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца, установленное в судебном порядке (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); ж) о том, что гибель (смерть) кормильца наступила вследствие совершения им преступления (пункт 4 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Документами, подтверждающими факт нахождения на иждивении, то есть нахождение на полном содержании умершего кормильца или получение от него помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, являются справки, выдаваемые жилищными органами или органами местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного юридического факта.
Факт нахождения истицы на иждивении умершей Аванесовой Е.А. подтверждён решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу № 2-1603/2016 от 14.03.2016, которым на неё возложена обязанность по материальному содержанию несовершеннолетней дочери.
Доводы представителя ответчика о том, что Аванесовой Е.А. на дату смерти являлась не работающей, не могла оказывать истице содержание суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие места работы не освобождало Аванесову Е.А. от обязанности по уплате алиментов на содержание истицы.
Утверждение представителя ответчика о том, что на дату смерти у Аванесовой Е.А. имелась задолженность по уплате алиментов, равно как и период, в течение которого таковая образовалась, не имеют правового значения, так как не свидетельствуют об отсутствии и истицы права на получение материального содержания от матери - Аванесовой Е.А., а последняя имела обязанность по её содержанию, кроме того, данные обстоятельства в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ объективными доказательствами не подтверждены.
Доводы представителя ответчика на то, что истице не может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в связи с отсутствием сведений о доходах от трудовой деятельности суд признаёт необоснованным, так как факт осуществления Аванесовой А.Д. трудовой деятельности в нарушение ст. 56 ГПК РФ объективными доказательствами не подтверждён.
Таким образом, Аванесова А.Д., не достигшая возраста 23 лет и обучающаяся по очной форме в образовательном учреждении применительно к пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" относится к лицам, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца на период обучения по очной форме в образовательном учреждении, но не более чем до достижения ею возраста 23 лет.
Умершая Аванесова Е.А. была застрахована в рамках обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на её индивидуальном лицевом счёте отражены сведения о страховом стаже, начиная с 20.03.1997 и об уплате обязательных страховых взносов, следовательно, истица имеет право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пунктом 3 части 5 статьи 22 названного Закона установлено, что страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по случаю потери - кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Поскольку с заявлением о назначении пенсии она обратилась 20.03.2017, то есть не позднее 12 месяцев с даты смерти кормильца, то страховая пенсия по потере кормильца должна быть ей назначена с 19.02.2017, со дня смерти её матери, на иждивении которой она находилась.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга» назначить Аванесовой А. Д. пенсию по случаю потери кормильца с 19.02.2017 на весь период обучения в образовательном учреждении по очной форме, но не более чем до достижения ею возраста 23 лет.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение составлено 06.04.2018.
Судья: (подпись)