УИД 61RS0022-01-2021-016069-12
№ 2-955-2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.01.2022 года Г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семеняченко А.В., при секретаре судебного заседания Латышевой В.Ю.,
с участием истца Жаровской В.В.,
представителя ответчика УСЗН г. Таганрога Дубовского С.С. по доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жаровской Виктории Валерьевны к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании права на меру социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Жаровская В.В. в своем исковом заявлении указала на то, что является матерью ФИО2, <дата> года рождения. Истица 3 раза подавала заявление - 26.06.2020, 27.02.2021, 02.04.2021 года в Управление социальной защиты населения г. Таганрога, с просьбой предоставить ей меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ребенка-инвалида. В назначении выплаты истице было 3 раза отказано в связи с превышением дохода семьи, в связи с превышающим уровнем имущественного обеспечения семьи. С данными решениями Управления социальной защиты населения г. Таганрога, истица не согласна, считает, что нарушены её права и права ребенка-инвалида. По мнению истицы, УСЗН г. Таганрога не законно и не обоснованно включило ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства <данные изъяты> группы, в расчет среднедушевого дохода. Также истица считает, что уровень имущественной обеспеченности семьи неверно установлен, т.к. коммунальная квартира, полностью принадлежит их семье и не может рассматриваться как отдельные жилые помещения.
Истица просит суд признать за ней право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ФИО2 <дата> года рождения, обязать Управление социальной защиты населения г. Таганрога назначить и произвести ежемесячную денежную выплату за период с 01.01.2020 года по 03.06.2021 года.
В судебном заседании Жаровская В.В. настаивала на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области не участвовал, о дате, времени и месте его проведения извещался, направив при этом письменные возражения против исковых требований, в которых указал на то, что не является надлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН г. Таганрога возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что Жаровская В.В. не имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ФИО2. Представитель ответчика считает правомерными решения УСЗН об отказе Жаровской В.В. в предоставлении ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ФИО2.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд полагает, что исковые требований подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам:
Как установлено судом, 26.06.2020 года, впервые, Жаровская В.В. обратилась в УСЗН г. Таганрога за назначением ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ФИО2, подав заявление через МАУ «МФЦ г. Таганрога» (заявление №). По данному заявлению Жаровской В.В. было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с тем, что на момент обращения среднедушевой доход семьи составил <данные изъяты> руб., что превысило величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ростовской области за второй квартал года, предшествующего году обращения (10673,00 руб.) (уведомление об отказе от 04.08.2020 № 708-2).
02.03.2021 Жаровская В.В. повторно обратилась через МАУ «МФЦ г. Таганрога» с заявлением № о назначении ежемесячной выплаты (при этом в иске истица ошибочно указывает дату заявления 27.02.2021). По указанному заявлению Жаровской В.В. также было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с тем, что на момент обращения среднедушевой доход семьи составил <данные изъяты> руб., что превысило величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ростовской области на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (11053,00 руб.) (уведомление об отказе от 11.03.2021 № 278-9).
Давая оценку решениям УСЗН от 04.08.2020 № 708-2 и от 11.03.2021 № 278-9, суд считает их незаконными. При этом суд исходит из следующего:
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 данного Указа (в редакции, действующей на момент ее первых двух обращений - 26.06.2020 и 02.03.2021) было предусмотрено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В Ростовской области ежемесячная выплата предоставляется на основании Областного закона Ростовской области от 09.04.2020 № 306-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (далее – Областной закон).
Согласно части 3 статьи 6 Областного закона подача и оформление заявления, его рассмотрение, в том числе путем запроса в рамках межведомственного информационного взаимодействия необходимых сведений, осуществляются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Указанный Порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее – Основные требования).
Согласно подпункту «б» пункта 21 Основных требований (в редакции, действующей на момент первых двух обращений - 26.06.2020 и 02.03.2021) при расчете среднедушевого дохода семьи учитывались, в том числе, пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
Согласно пункту 25 Основных требований (в редакции, действующей на момент первых двух обращений - 26.06.2020 и 02.03.2021) при расчете среднедушевого дохода семьи не учитывались:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Т.е. на момент обращений Жаровской В.В. от 26.06.2020 и 02.03.2021 ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, включались в расчет среднедушевого дохода.
Поэтому УСЗН г. Таганрога включила данные выплаты в расчет среднедушевого дохода Жаровской В.В. И при первом обращении истицы от 26.06.2020, и при втором ее обращении от 02.03.2021 УСЗН установило, что среднедушевой доход превысил установленную величину прожиточного минимума, в связи с чем истице было отказано.
Ссылка истицы на Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» является несостоятельной, поскольку данные нормативные правовые акты применяются для расчета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а не для назначения ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно.
Как отмечалось выше, для расчета среднедушевого дохода при назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно применяется порядок, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 № 489, вступившим в силу с 01.04.2021, в Основные требования были внесены изменения, в частности пункт 25 был дополнен подпунктом «г», согласно которому ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, не включаются в расчет среднедушевого дохода.
Таким образом, суд считает, что действия УСЗН по включению в расчет среднедушевого дохода ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы не являются правильными. При этом суд исходит из следующего:
Основной целью Указа Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» является повышение доходов семьи.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 [до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее- постановление Правительства №384) не устанавливает конкретных правовых норм, обязательных для (исполнения, а носит рекомендательный характер, так как в пункте 2 настоящего постановления сказано: Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной (власти) субъектов Российской Федерации: утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
В связи с тем, что компенсационные выплаты по уходу за ребенком- инвалидом учтены Управлением СЗН в доходы истца, семья Жаровской В.В. с ребенком-инвалидом, которая нуждается в особой социальной защите – лишилась положенной по закону государственной поддержке в виде выплаты на детей от 3 до 7 лет.
Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в том числе детьми-инвалидами, не указан в требованиях как учитываемый при назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет вид дохода.
Согласно п. 9 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учитывать, что установление ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
В нарушение требований учет в доход семьи Жаровской В.В. ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, необоснованно повлек непредоставление меры социальной поддержки, направленной на повышение уровня материального благополучия семьи. Отказ в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка-инвалида нарушил его право на социальную поддержку со стороны государства.
Также указанным постановлением от 31.03.2021 № 489 в Основные требования (в частности, в пункты 13 и 16) было внесено изменение, касающееся критериев имущественной обеспеченности семей.
02.04.2021 в УСЗН г. Таганрога с Единого портала государственных услуг (далее - ЕПГУ) от Жаровской В.В. поступило третье заявление № о назначении ежемесячной выплаты на ФИО2.
По указанному заявлению принято решение от 27.05.2021 № 2746 об отказе Жаровской В.В. в назначении ежемесячной выплаты по причине превышения уровня имущественной обеспеченности семьи, так как, по сведениям, поступившим из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности Жаровской В.В. имеется жилое помещение общей площадью 49,30 кв.м., жилое помещение общей площадью 19,20 кв.м., а также ? доли в жилом помещении общей площадью 16,30 кв.м.).
При обращении истицы 02.04.2021, УСЗН г. Таганрога уже не включало ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы в расчет среднедушевого дохода.
Так как 26.06.2020 года, впервые, Жаровская В.В. обратилась в УСЗН г. Таганрога за назначением ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ФИО2, то право на получение данной выплаты у неё наступило с 01.01.2020 года. Необходимости в последующих обращениях в УСЗН (02.03.2021, 02.04.2021 года) у Жаровской В.В. не имелось. В случае правильного расчета среднедушевого дохода Жаровской В.В. и удовлетворения Управлением СЗН первого заявления, ей не пришлось бы обращаться 02.04.2021 года с заявлением в УСЗН.
При таких обстоятельствах, не актуально давать оценку решению УСЗН от 27.05.2021 № 2746 об отказе Жаровской В.В. в назначении ежемесячной выплаты по причине превышения уровня имущественной обеспеченности семьи.
Согласно части 1 статьи 1.1 Областного закона от 09.04.2020 № 306-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» государственные полномочия Ростовской области по предоставлению ежемесячной выплаты переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.
В соответствии с разделом III постановления минтруда области от 24.04.2020 № 12 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении государственной услуги относится к административным процедурам органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области, то есть Министерство труда и социального развития Ростовской области является не надлежащим ответчиком.
Таким образом, исковые требования Жаровской Виктории Валерьевны к Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании права на меру социальной поддержки не подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жаровской Виктории Валерьевны к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании права на меру социальной поддержки удовлетворить частично.
Признать за Жаровской Викторией Валерьевной право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ФИО2 <дата> года рождения, обязать Управление социальной защиты населения г. Таганрога назначить и произвести ежемесячную денежную выплату за период с 01.01.2020 года по 03.06.2021 года.
Исковые требования Жаровской Виктории Валерьевны к Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании права на меру социальной поддержки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.02.2022 года.
Председательствующий Семеняченко А.В.