К делу № 12-19/2019
РЕШЕНРР•
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Славянск-на-Кубани 18 июня 2019 года
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Антощук Ю.В.,
при секретаре Айдиновой А.В.,
с участием:
представителя правонарушителя ООО «ПожСтройСервис», действующей на основании доверенности от 01.05.2018, Спивак Е.Е.,
представителя должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, действующего на основании доверенности № 0101/3568 от 26.03.2019, Манукало М.Ю.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу представителя РћРћРћ «ПожСтройСервис» РїРѕ доверенности Спивак Р•. Р•. РЅР° постановление в„– 10-18-30-Р¤-2 РѕС‚ 20.02.2019 РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении юридического лица РћРћРћ «ПожСтройСервис», вынесенное старшим государственным инспектором РњР РЈ Росприроднадзора РїРѕ Краснодарскому краю Рё республике Адыгея Ганьковым Р.Рђ.,
установил:
Постановлением в„– 10-18-30-Р¤-2 РѕС‚ 20.02.2019 старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея, Ганьковым Р.Рђ. (далее - Постановление) юридическое лицо РћРћРћ «ПожСтройСервис» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6. РљР Р¤ РѕР± РђРџ Рё ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 40000 рублей.
Р’ Славянский районный СЃСѓРґ поступила жалоба представителя РћРћРћ «ПожСтройСервис» РїРѕ доверенности Спивак Р•.Р•. РЅР° вышеуказанное постановление, РІ которой указала, что РЅРµ согласна СЃ вышеуказанным постановлением Рё считает, что РѕРЅРѕ подлежит отмене, РЅР° основании следующего. РР· представленных Заявителем доказательств, Р° также РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· имеющихся РІ материалах дела документов, следует, что Росприроднадзором РЅРµ доказана РІРёРЅР° заявителя, РЅРµ доказана причинно-следственная СЃРІСЏР·СЊ между действиями/бездействиями заявителя Рё фактом порчи земельного участка, РЅР° котором производился отбор РїСЂРѕР±. РџСЂРё вынесении Постановления, Росприроднадзор основывал СЃРІРѕРµ решение, РЅР° документах, представленных РћРћРћ В«PH-Краснодарнефтегаз», Р° именно Договоре, заключенном между заявителем Рё РћРћРћ В«PH-Краснодарнефтегаз», более никаких документов приложено РЅРµ было. Фактически Росприроднадзором РЅРµ были исследованы (учтены) доказательства, представленные Заявителем, Р° РІ основание привлечений Рє ответственности лег Договор заключенный между Заказчиком Рё Заявителем, что РїРѕ мнению Заявителя является нарушением РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права Р Р¤, так как РѕРґРЅРёРј РёР· основополагающих принципов административного производства является презумпция невиновности лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ административному правонарушению. Считает, что состав административного правонарушения, отсутствует, Р° именно РЅРµ доказан факт принадлежности отходов («трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции») Рє отходам, образовавшимся после проведения работ РћРћРћ «ПожСтройСервис», отсутствием действий (причинно- следственной СЃРІСЏР·Рё) СЃРѕ стороны РћРћРћ «ПожСтройСервис», которые могли способствовать возникновению ущерба плодородному слою почвы (загрязнение почвы нефтепродуктами).
Просит суд постановление о назначении административного наказания от 20.02.2019 №10-18-30-Ф-2 отменить, производство по делу прекратить.
Представитель правонарушителя РћРћРћ «ПожСтройСервис» РїРѕ доверенности Спивак Р•.Р•. РІ судебном заседании поддержала жалобу РІ полном объеме Рё просила ее удовлетворить. Пояснила СЃСѓРґСѓ, что представитель должностного лица РЅРµ разобрался, какой РІРёРґ отходов РєРѕРјСѓ принадлежит Рё вынес постановление РІ отношении РћРћРћ «ПожСтройСервис», хотя часть отходов принадлежит РћРћРћ «РНК-Краснодарнефтегаз». РџРѕРјРёРјРѕ свидетельских показаний, который РЅРµ опровергает факт РїРѕРґРїРёСЃРё РІ акте, Сѓ РЅРёС… имеются подписанные РљРЎ2 Рё РљРЎ3 Р·Р° РЅРѕСЏР±СЂСЊ, РІ тот месяц, РєРѕРіРґР° проводилась проверка, Рё акты скрытых работ, которые исключают образование данного металла. РљРЎ2 Рё РљРЎ3 подписаны заказчиком СЃРѕ стороны. Р’ этих актах РІРёРґРЅРѕ, что было демонтировано, что разбирается. РћРЅР° РЅРµ заказчик, РЅРµ может утверждать, что РєСЂРѕРјРµ РЅРёС… никто РЅРµ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» РЅР° данной территории работы. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, эти отходы были образованы РґРѕ 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°. РЎ момента, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё заключили РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, РѕРЅРё стали составлять акты выполненных работ, РѕРЅРё должны подтверждать заказчику, Р·Р° что РѕРЅ платит РёРј деньги. Более того, тот РІРёРґ отходов проектом предусмотрен РЅРµ был Рё Сѓ РЅРёС… образоваться РЅРµ РјРѕРі. Договором предусмотрен определенный класс отходов, который должен был образоваться. Данные отходы, которые перечисляет Росприроднадзор, РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ проект Рё РЅРµ РјРѕРі образоваться. РљРѕРіРґР° представитель Росприроднадзора привлекал Рє ответственности РћРћРћ «ПожСтройСервис», РЅРµ выяснил ничего, приложил РґРѕРіРѕРІРѕСЂ без акта приема-передачи площадки, что именно РѕРЅРё должны нести ответственность, без границ ответственности, просто приняли РІ форме доказательств РѕРґРёРЅ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ без приложений. Р’СЃРµ те документы, которые представлены РЅР° рассмотрение СЃСѓРґСѓ, РІ постановлении РЅРµ отражено. РќРµ были запрошены Сѓ представителя РћРћРћ «РН-Краснодарнефтегаз» сведения, чтобы тот РїРѕСЏСЃРЅРёР» Рѕ классе отходов. РћРЅРё РЅРµ несут ответственность Р·Р° то имущество, которое РёРј РЅРµ передано. Границ закрепления площадки нет, нотариус засвидетельствовал протокол Рѕ том, что данный акт был направлен РЅР° подписание 06.12.2018. До этого акт РЅРµ был подписан. Если исходить РёР· РљР Р¤ РѕР± РђРџ, то неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого Рє административной ответственности, толкуются РІ пользу этого лица. Представителем заинтересованного лица РЅРµ было рассмотрено, что РїСЂРё эксплуатации объекта могла быть загрязнена эта почва. Более того, РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј предусмотрено, что после проведения работ РѕРЅРё должны рекультивировать весь участок. РљРЎ2 Рё РљРЎ3. Подтверждает, что РѕРЅРё рекультивировали, то есть привели РІ биологический нормальный фон. Заказчик проверил РёС… работы, оплатил РёРј Р·Р° проведение работ. РћРЅРё РЅРµ считают себя правонарушителями, потому что уполномоченным РЅРµ был рассмотрен весь состав РІ совокупности. Свидетель РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что бочки были чистые, РЅРѕ РѕРЅРё эксплуатировались, то есть могло Рё РѕС‚ этого быть загрязнение. Рто РЅРµ было рассмотрено должностным лицом.
Представитель должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея РїРѕ доверенности Манукало Рњ.Р®. РІ судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы. РџРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ, что РїСЂРё проведении проверки РЅР° территории ВГКС стояло газобаллонное оборудование для резки именно металла, РЅРѕ РЅР° момент проверки, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё там были, самих работников РЅРµ было, РЅРѕ оборудование стояло. РќР° фото виден металлолом, который срезался непосредственно РїСЂРё проведении демонтажа. Рзначально Росприроднадзор привлекал Рє административной ответственности РћРћРћ «РН-Краснодарнефтегаз», РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу РёРјРё было представлено ходатайство СЃ приложением РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рё акта приема-передачи площадки для проведения проверки РћРћРћ «ПожСтройСервис». Росприроднадзор прекратил производство Рё вынес новый протокол РІ отношении РћРћРћ «ПожСтройСервис». Был представлен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, что РЅР° данной территории осуществляла деятельность РћРћРћ «ПожСтройСервис». Есть акт Рѕ передаче площадки, РІ каком состоянии РѕРЅРё его принимали, РЅРµ знает, РѕР± этом должен был позаботиться РћРћРћ «ПожСтройСервис». Там, РіРґРµ складировались отходы РЅР° земельном участке, Росприроднадзором РІ присутствии эксперта лаборатории произведен отбор РїСЂРѕР± почвы СЃ целью установления его загрязнения нефтепродуктами. Была отобрана почва РІ местах, РіРґРµ складировались трубы, РїРѕРґ РЅРёРјРё, СЂСЏРґРѕРј РЅР° площадке отбирали фоновую РїСЂРѕР±Сѓ, чтобы сравнить РёС…, есть ли влияние РѕС‚ труб, которые лежат РЅР° земельном участке. РџРѕ сравнению СЃ фоном РІ С…РѕРґРµ лабораторных исследований было установлено превышение концентрации нефтепродуктов. РњРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что загрязнение нефтепродуктами данной территории произошло РёР·-Р·Р° складирования труб, которые имели остатки нефтепродуктов. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ отказать РІ удовлетворении жалобы РћРћРћ «ПожСтройСервис».
Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Подпунктом 1, 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ предусмотрено, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 49 Федерального Закона «Об охране окружающей среде» от 10.01.2002 №7-ФЗ юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.
Частью 1, 2 статьи 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ предусмотрены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления: отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно указанным выше нормам, в обязанность собственников земельных участков входит принятие мер по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды и сбора отходов потребления и производства. Кроме того, земельные участки должны использоваться способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту в том числе приводить к деградации, загрязнению, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются, в том числе: сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Судом установлено, что между ООО «РН-Краснодарнефтегаз» и ООО «ПожСтройСервис» заключен договор подряда на снос (демонтаж) объектов № 2164018/0615Д от 02.11.2018 на территории ВГКС «Ханьковская» по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Согласно Акту РЅР° закрепления трассы (площадки) Р±/РЅ РѕС‚ 15.10.2018, заключенному между РћРћРћ В«PH-Краснодарнефтегаз» Рё РћРћРћ «ПожСтройСервис», закреплены границы площадки РЅР° территории объекта ВГКС «Ханьковская» согласно В«Рнстракции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ закреплений Рё сдачи заказчиком трасс магистральных трубопроводов, площадок жилищного строительства Рё внеплощадочных коммуникаций», рабочим чертежам Рё РЎРќРёРџ 3.01.03-84.
ООО «ПожСтройСервис», не обеспечив выполнение требований статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», допустило загрязнение почвы нефтепродуктами на территории «Ханьковская ВГКС» по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <номер>, что привело к уничтожению плодородного слоя почвы, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами ж отходами производства и потребления.
Таким образом, в действиях общества присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП, выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.
Субъектом административной ответственности является ООО № ПожСтройСервис».
Установленный административным органом факт нарушения ООО«ПожСтройСервис» ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП подтверждается надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении, позволяющими установить событие административного правонарушения, в том числе: актом проверки, фотоматериалами, постановлением по делу об административном правонарушении, иными материалами дела.
Рђ также РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы Рѕ невиновности РћРћРћ «ПожСтройСервис» опровергаются показаниями свидетеля Омельченко Р’.Рђ., который СЃСѓРґСѓ показал, что работает мастером БСП.РўРўРўРћРћРёРЎР’. РћРћРћ РІ «РНК-Краснодарнефтегаз», между РЅРёРј Рё представителем заявителя жалобы Титаренко Р.Р’. подписан РђРєС‚ Рѕ наличии РІРѕ время демонтажных работ иных объектов РЅРµ относящихся Рє демонтажу объекта Хеньклвской ВГКС выполняемого организацией РћРћРћ «ПожСтройСервис» Р±/РЅ Р±/Рґ (С‚. 1, Р».Рґ. 37). РљРѕРіРґР° Титаренко Р.Р’. подошел Рє нему, РѕРЅ сказал, что это просто формальность. Подумал, что это РЅСѓР¶РЅРѕ для внутренних дел для РёС… безопасности. Если Р±С‹ РѕРЅ знал, что такое будет дальше, РѕРЅ Р±С‹ РІ акте указал, что данный металлолом является 4-РѕР№ категории опасности, который РЅРµ является вредным. Загрязнений РЅРµ было, РІСЃРµ бочки Рё оборудования пропарены. РќРµ знал, что РЅР° момент, РєРѕРіРґР° Росприроднадзор зашел Рє РЅРёРј РЅР° объект, проходила прокурорская проверка, что РћРћРћ «ПожСтройСервис» привлекался Рє ответственности. Рћ проверке, которая проходила РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 2018 РіРѕРґР° прокуратурой, узнал после проверки. Его никто РЅРµ приглашал, РѕРЅ РЅРµ видел, кто отбирал РїСЂРѕР±С‹, акт РЅРµ видел. Согласно фотографиям, это оборудование, которое демонтировал РћРћРћ «ПожСтройСервис». Р’ акте РЅРµ сказано Рѕ емкости, металлолом хранится нормально. Показала, что РЅР° фото (С‚. 2, Р».Рґ. 117) металлолом, который РћРћРћ «ПожСтройСервис» демонтировал Рё выложил. РќР° фото (С‚. 2, Р».Рґ. 118) частично, имеется ограждение, трубопроводы РѕС‚ демонтажа. Бочки РЅР° фото (С‚. 2, Р».Рґ. 119) «РНК-Краснодарнефтегаз», РЅРѕ РѕРЅРё пропаренные. РќРµ исключается факт того, что отходы принадлежат только РћРћРћ «ПожСтройСервис», РЅРѕ основная часть принадлежит РћРћРћ «ПожСтройСервис». РќР° фото (С‚. 2, Р».Рґ. 120) отходы РѕС‚ демонтажа РћРћРћ «ПожСтройСервис».
При наличии события, состава и вины правонарушителя привлечение его к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП в данном случае является правомерным.
Оснований для отмены законного и обоснованного постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление в„– 10-18-30-Р¤-2 РѕС‚ 20.02.2019 инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея Ганькова Р.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении РћРћРћ «ПожСтройСервис» – оставить без изменения, Р° жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КРФ об АП, а также должностным лицом, указанным в ч. 5 ст. 30.9 КРФ об АП, в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд Краснодарского края в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Славянского районного суда
Краснодарского края Ю.А. Антощук