Решение по делу № 33-10095/2023 от 09.08.2023

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Петухова М.В.                             № 33-10095/2023

24RS0018-01-2023-000398-82

2.211г

16 августа 2023 года                         город Красноярск

    

    Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макурина В.М.,

судей Андриенко И.А., Шиверской А.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антуфьевой Т.А.,

рассматривала в открытом судебном заседании по докладу судьи Макурина В.М. гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Протасову Владимиру Алексеевичу о взыскании излишне выплаченных сумм,

по апелляционной жалобе представителя истца КГКУ «УСЗН» Поздеевой Е.Ф.,

на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 19 мая 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» частично удовлетворить.

Взыскать с Протасова Владимира Алексеевича (паспорт 0413 563646) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» излишне выплаченную сумму в размере 76943,21 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2508,30 рублей, а всего 79451 (семьдесят девять тысяч четыреста пятьдесят один) рубль 51 копейка.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Протасову В.А. о взыскании незаконно полученной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 252832,50 руб. за период с 19.05.2022 года по 18.11.2022, также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5728 руб.

Требования мотивировало тем, что 21.04.2022 Протасов В.А. обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности) в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан». Решением ТО КГКУ «УСЗН» от 29.04.2022 № 129 Протасову В.А. была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, направленной на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Протасов В.А. с 13.04.2022 был зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, то есть являлся самозанятым. С Протасовым В.А. был заключен социальный контракт от 19.05.2022 № 72-2-0118/22 сроком на 6 месяцев (с 19.05.2022 по 18.11.2022). По условиям социального контрактаПротасову В.А. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 252832,50 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно оказание услуг массажа, в том числе: на приобретение оборудования для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 188 490,50 руб.; на приобретение материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 34 342 руб.; на прохождение профессионального обученияили получения дополнительного профессионального образования в размере 30 000 руб. Вопреки принятым на себя обязательствам по социальному контракту Протасов В.А. полностью не отчитался за выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, не приобрел оборудование на сумму 56285,71 руб. и материально-производственные запасы на сумму 20657,50 руб., его доходы за весь срок действия социального контракта оставались нулевыми. По условиям контракта, в случае выявления факта нецелевого использования полученных денежных средств Протасов В.А. должен возвратить их в полном объеме.18.11.2022 в его адрес направлено уведомление о возврате денежных средств, такие требования до настоящего времени он не исполнил.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца КГКУ «УСЗН» Поздеева Е.Ф. просит решение изменить, выражая несогласие с взысканием с ответчика денежных средств частично, а не в размере выделенных ему средств по социальному контракту.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, заслушав представителей истца КГКУ «УСЗН» Поздееву Е.Ф. и Шенину А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

В силу п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (ст.1).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (п.1 ст.5 указанного Федерального закона).

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» утвержден Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Согласно пункту 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Пунктом 28 Порядка установлено, что получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

Подпунктом 5 пункта 35 Порядка установлено, что уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления ряда обстоятельств, в том числе непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка.

В соответствии с пунктом 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.04.2022 Протасов В.А. обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» в г. Зеленогорске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просил назначить ему государственную социальную помощь на основании социального контракта при возникшей трудной жизненной ситуации, преодоление которой может быть осуществлено в результате реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В заявлении ответчик подтвердил, что предупрежден о том, что денежные средства, излишне выплаченные вследствие представления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных или несвоевременного уведомления об обстоятельствах, влекущих утрату права на получение государственной помощи, подлежат возмещению добровольно или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.п. 3.2.3., 3.2.4. социального контракта)

Также заявителем представлено резюме проекта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с описанием планируемых расходных обязательств в период срока действия социального контракта.

Решением КГКУ «УСЗН» № 129 от 29.04.2022 Протасову В.А. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.

19.05.2022 года между КГКУ «УСЗН» и Протасовым В.А. заключен социальный контракт № 72-2-0118/22 на срок с 19.05.2022 по 18.11.2022, по условиям которого в Протасову В.А. предоставляется единовременная денежная выплата в размере 252 832,50 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (оказание услуг массажа), в том числе: на приобретение оборудования для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 188 490,50 руб.; на приобретение материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 34 342 руб.; на прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в размере 30 000 руб.

03.06.2022 Протасову В.А. перечислена единовременная денежная выплата в размере 252 832,50 руб.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.1 социального контракта ответчик обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме в случае выявления факта нецелевого использования получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

10.06.2022, 12.07.2022, 09.08.2022, 08.09.2022, 06.10.2022 Протасовым В.А. были представлены в КГКУ «УСЗН» отчеты, подтверждающие оплату за обучение в сумме 30 000 руб., расходы на приобретение оборудования на сумму 132 204,79 руб., материально-производственных запасов на сумму 13 684,50 руб., всего на общую сумму 175 889,29 руб., а также справки о доходах, согласно которым доходы за май-сентябрь 2022 года составили 0 руб.

18.11.2022 срок действия социального контракта заканчивался, ответчик полностью не отчитался за выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, не приобрел оборудование на сумму 56 285,71 руб. и материально-производственные запасы на сумму 20 657,50 руб.

Доходы ответчика за весь срок действия социального контракта оставались нулевыми.

В соответствии с актом проверки сведений о выполнении обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации от 18.11.2022 и показаниями свидетелей ФИО15 ФИО16 данными в суде первой инстанции, Протасову В.А. 15.11.2022 в ходе беседы членами комиссии было разъяснено о необходимости срочного приобретения заявленного оборудования до окончания срока действия социального контракта. В связи с непредставлением отчета в срок до 18.11.2022 члены комиссии вышли на место предоставления услуг Протасовым В.А. по адресу: <адрес>. На момент посещения кабинет был закрыт. С целью связаться с Протасовым В.А. был сделан дозвон на номер телефона, указанный на вывеске. На телефонный звонок никто не ответил. Члены комиссии побеседовали с сотрудником соляной пещеры, который сообщил, что кабинет массажа постоянно закрыт, посетителей в данном помещении не было.

18.11.2022 ТО КГКУ «УСЗН» принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении с Протасовым В.А. социального контракта от 19.05.2022 в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации; невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме, в установленные сроки.

В тот же день ТО КГКУ «УСЗН» было направлено уведомление Протасову В.А. о расторжении социального контракта и возврате денежных средств в сумме 252 832,50 руб. до 26.12.2022.

Протасов В.А. суду первой инстанции пояснил, что использовал все полученные им по социальному контракту денежные средства для развития своей деятельности как самозанятого, он оказывает услуги массажа, как в кабинете по адресу: г<адрес>, так и у себя на дому, а также выезжает по домашним адресам клиентов. Он признает, что потратил выделенные денежные средства не полностью в соответствии с программой социальной адаптации, в частности, приобрел не предусмотренную социальным контрактом арома-сауну.

Протасовым В.А. представлены копии квитанций к приходному кассовому ордеру от 27.02.2023 на сумму 30 000 руб. и от 21.04.2023 на сумму 119 500 руб. с назначением платежа – оплата по договору поставки 2023/030 от 22.02.2023, буклет и фото о приобретении арома-сауны.

Разрешая при таких обстоятельствах исковые требования, установив факт заключения между сторонами социального контракта, предоставления ответчику единовременной денежной выплаты по такому контракту и неисполнения ответчиком ряда своих обязательств, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, верно применив нормы права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возможности частичного удовлетворения требований истца о взыскании с Протасова В.А. денежных средств.

При этом суд правильно исходил из того, что неосновательным обогащением со стороны ответчика надлежит считать лишь денежные средства в размере 76 943,21 руб., которые были получены Протасовым В.А., однако не израсходованы им по целевому назначению в соответствии с условиями социального контракта, достоверных и достаточных доказательств обратному он не представил. Оставшаяся же сумма в силу положений п.3 ст. 1109 ГК РФ, подпункта 10 пункта 4.1 социального контракта, неосновательным обогащением не является, возврату не подлежит, так как получена Протасовым В.А. в качестве социальной выплаты и израсходована им на те цели, которые были предусмотрены социальным контрактом.

Судебная коллегия соглашается с данными правильными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и правильно примененным судом нормам материального права, регулирующим спорные отношения, на неверном толковании которых основаны доводы апелляционной жалобы, ввиду чего такие доводы, фактически повторяющие позицию стороны в суде первой инстанции, которой таким судом дана должная оценка в обжалуемом решении, не могут служить основанием отмены судебного постановления.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 19 мая 2023 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца КГКУ «УСЗН» Поздеевой Е.Ф - без удовлетворения.

Председательствующий:                         В.М. Макурин

Судьи:     И.А. Андриенко

             А.К. Шиверская

                    

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18.08.2023 г.

33-10095/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение Управление социальной защиты населения( КГКУ УСЗН)
Ответчики
Протасов Владимир Алексеевич
Другие
Архипова Татьяна Владимировна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Макурин Владимир Михайлович
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
16.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2023Передано в экспедицию
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее