Дело №2-1728/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 04 сентября 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре Колобылиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромитина А.П., Костромитиной Е.В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились с вышеуказанным исковым заявлением, с учетом уточнений, просили сохранить в перепланированном состоянии жилое помещение общей площадью 275,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из объединенных квартир №№
В обоснование иска указано, что являются собственниками квартир №№, расположенных в <адрес> в г. Севастополе.
Ими произведены работы по перепланировке указанных помещений, в том числе путем объединения квартир в одно жилое помещение, в результате которой общая площадь жилого помещения составила 275,3 кв.м.
Истцы указывают, что проведенные работы не повлияли на конструктивные особенности здания в целом, не влекут за собой угрозу жизни и здоровью.
В судебное заседание истцы Костромитин А.П. и Костромитина Е.В. не явились, предоставили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители истцов Жерновой А.В., Максютова Н.Д. на уточненных исковых требованиях настаивали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Бабенко Е.В. оставила разрешение данного спора на усмотрение суда. При этом выразила несогласие с представленным истцами экспертным заключением.
Представитель 3-го лица Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы представителей истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из материалов дела, истец Костромитина Е.В. является собственником, расположенных в <адрес> в <адрес> как <данные изъяты> доли квартир №№, так и <адрес>; Костромитин А.П. является собственником <данные изъяты> доли квартир №№ по вышеуказанному адресу.
Истцами в указанных помещениях проведены работы, в том числе путем объединения квартир в одно помещение, а именно: демонтирована часть перегородок комнаты, площадью 10,6 кв.м. в квартире №№ с целью организации лестницы на 3 этаж и расширения смежной комнаты; демонтирована перегородка в квартире №№ между совмещенным туалетом и кладовой с целью расширения пространства санузла, без затрагивания инженерных коммуникаций; демонтированы – смонтированы перегородки комнаты площадью 4,9 кв.м. в квартире №№ с целью увеличения жилого пространства до 17,6 кв.м.; в рамках кухни, площадью 8,9 кв.м. в квартире №№ организован гардероб с постирочной; из встроенного шкафа-гардеробной площадью 6,8 кв.м. и комнаты площадью 8,1 кв.м. в квартире №4,5 организована жилая комната площадью 8,3 кв.м., путем демонтажа-монтажа перегородок; выполнено объединение квартир по вертикали квартир №№ и № (3 этаж) путем организации отверстия в перекрытии и установки металлической лестницы; смонтированы перегородки в кухне-столовой площадью 30,6 кв.м. в квартире №№ с целью организации кабинета площадью 11,3 кв.м. и кухни площадью 9,3 кв.м.; демонтированы перегородки совмещенного туалета в квартире №№ установлено подключение выходов канализации, установлены заглушки на выходы системы водоснабжения; демонтирована-смонтирована перегородка комнаты площадью 16,7 кв.м. квартиры №№ с целью увеличения жилого пространства до 18,3 кв.м.
Истцы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя по вопросу сохранения жилого помещения в перепланированном виде, но получили отказ, мотивированный тем, что ими не представлено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия; не представлен документ, выданный государственным органом исполнительной власти города Севастополя, наделенным полномочиями в сфере охраны объектов культурного и исторического наследия, подтверждающий возможность приспособления помещения для современного использования.
Как следует из технического обследования квартиры №№ в жилом <адрес> в г. Севастополе от 27.05.2002 г., утвержденного начальником инспекции ГАСК, трехкомнатная квартира №№ расположенная на 2-м этаже 2-этажного жилого дома на основании разрешительных документов переоборудована в нежилое помещение – медицинский кабинет по оказанию гинекологических услуг.
В указанном техническом обследовании квартиры установлено, что выполненные строительные работы являются реконструкцией квартиры №№
Решением Ленинской районной государственной администрации города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ разрешено размещение объекта – медицинского кабинета по адресу: <адрес>
Использование жилых помещений по данному адресу, в том числе в качестве нежилых, размещение в них медицинского центра подтверждаются данными с сети «Интернет» и не оспаривалось представителями истцов.
Таким образом, выполненные работы по реконструкции и перепланировке, привели фактически к смене назначения помещения из жилого в нежилое, а требования истцов, которые произвели реконструкцию жилого помещения - квартир №№ в единый новый объект недвижимости сводятся к сохранению вновь образованного нежилого помещения в перепланированном и реконструированном состоянии.
Правоотношения, связанные с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, регулируются главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
Как предусмотрено ст. 25 ЖК РФ, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.
Пунктом 1.7 указанных Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) (далее - переоборудование) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
В силу п. 1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переустройство или перепланировка жилого помещения являются самовольными в случае их проведения без получения решения соответствующего органа о согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения, или с нарушением проекта переустройства и перепланировки (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ).
Часть 4 статьи 29 ЖК РФ предусматривает возможность сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены ЖК РФ (ст. ст. 22 - 24).
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Названный правовой акт является основанием для начала работ, связанных с переводом помещения. После проведения таких работ приемочная комиссия принимает помещение соответственно в качестве нежилого (при переводе жилого помещения в нежилое). Акт приемочной комиссии подтверждает факт перевода помещения. Только после приема помещения приемочной комиссией в связи с перепланировкой (переустройством) возможна регистрация помещения в качестве нежилого.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В силу п. 29 названного Постановления положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Пунктом 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих восстановительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как видно из материалов дела, истцами произведены работы по перепланировке и реконструкции, которые привели к смене назначения помещения - из квартиры в нежилое помещение.
Таким образом, квартира не может быть сохранена в перепланированном и переустроенном виде на основании п. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не является жилым помещением.
Поскольку истцами не соблюден установленный ЖК РФ административный порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения, то суд не находит оснований для сохранения в реконструированном состоянии жилого помещения, состоящего, в том числе из нежилого помещения - бывшей квартиры №№, расположенных в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромитина А.П., Костромитиной Е.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированный текст решения изготовлен 05.09.2017 г.
Судья Ю.С. Степанова