УИД № 24RS0006-01-2018-001281-26
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2018 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гусевой И.В.,
с участием истца Филиновой Е.П.,
представителя ответчика администрации г. Боготола Кривцовой Н.О., действующей на основании доверенности,
при секретаре Демко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филинова Е.П. к администрации города Боготола Красноярского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Филинова Е.П. обратилась в суд с иском к администрации г. Боготола об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что жилой <адрес> расположенный по <адрес> по заключению межведомственной комиссии № 78 от 02.12.2013 года признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п установлен год отселения жильцов <адрес>. На территории <адрес> действует региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п, согласно которой, переселению подлежат граждане из всех жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Жилой дом <адрес> включен в действовавшую на территории <адрес> программу по переселению. В связи с чем, просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить Филиновой Е.П. благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец Филинова Е.П. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что является собственником жилого помещения (квартиры) расположенной по адресу: <адрес>, проживает в квартире одна, дом многоквартирный. Дом в установленном порядке в 2013 году признан аварийным и подлежащим сносу, так как проживать в нем невозможно, ее квартира находится на первом этаже, деревянные стены прогнили, в зимний период времени ей приходится постоянно топить печь, однако температура не поднимается выше 12 градусов тепла, а ночью опускается до 6 градусов, в связи с чем промерзают стены, она вынуждена ходить дома в верхней одежде, спать под двумя одеялами.
Представитель ответчика администрации г. Боготола Кривцова Н.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на то, что дом, в котором проживает Филинова Е.П. был признан аварийным в 2013 году, в связи с чем не включен в региональную адресную программу, истцу предлагали временно предоставить жилое помещение, относящееся к маневренному фонду, однако она категорически отказалась. Свободных жилых помещений, находящихся в распоряжении администрации г. Боготола, не имеется, в бюджете <адрес> средства на расселение жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, не запланированы. Постановлением администрации города Боготола срок отселения установлен 2023. Согласно поступившему в адрес администрации г. Боготола запроса М"С" о предоставлении информации от 31.01.2018г. № 82-409/8, в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина от 24.05.2007 № Пр-1001 Правительству РФ поручено в срок до 01.07.2018г. внести в ГД Федерального собрания РФ проект федерального закона, предусматривающего создание с 01 января 2019 года постоянно действующих механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В целях проведения оценки готовности муниципальных образований Красноярского края к реализации указанных мероприятий для дальнейшего формирования планируемых объемов финансирования программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Красноярского края, а также проекта бюджета края на 2019 год и плановый период 202-2021 годы, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в настоящее время проводится работа по сбору актуализированной информации о способах переселения граждан из жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции после 01.01.2012г. на территориях муниципальных образований Красноярского края, в том числе на территории муниципального образования г. Боготол. В связи с тем, что <адрес> является высокодотационной территорией и собственные доходы бюджета <адрес> составляют менее 30% бюджета, в бюджете <адрес> отсутствуют средства для реализации мероприятий по переселению жильцов дома <адрес>
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу положений части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Жилищным кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением, согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом, действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда РФ в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из п.2 ч.2 ст. 16 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Процедура, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемого в соответствии с положениями жилищного законодательства.
В силу п. 3 ст. 2 названного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставляется при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
- перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования;
- объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Законом;
- обоснование объема средств, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 16 Закона, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе судебного разбирательства по делу, Филинова Е.П. на основании решения Боготольского районного суда от 16.01.2017, вступившего в законную силу 17.02.2017 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв. м.
Постановлением администрации г. Боготола от 31.12.2013 № 1929-п многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
В 2018 году С"Т" проводился осмотр МКд <адрес>, по обращению С.Б, В ходе проведения осмотра Службой были выявлены нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, а именно: отсутствие отмостки здания; неисправность деревянных конструкций фасада здания; неисправность шиферной кровли (коробление, прогибы конструктивных элементов); неисправность шиферного покрытия крыши (сколы, трещины листов шифера); разрушение конструкций слуховых окон в чердачных помещениях (деформация деревянных элементов); отсутствие дверей при входе в подъезд; отсутствие подъездных козырьков; неисправность потолочных перекрытий (прогибы конструктивных элементов); неисправность стен, потолков в подъездах (разрушение, коробление); неисправность остекления оконных блоков, неисправность электропроводки в местах общего пользования (оголение, скрутки); неисправность, частичное отсутствие деревянных полов на лестничных площадках; отсутствие мусоросборочных площадок, не осуществляется вывоз твердых бытовых отходов; уличные уборные находятся в технически неисправном состоянии.
В Боготольскую межрайонную прокуратуру направлена информация для принятия мер прокурорского реагирования. В администрацию г. Боготола направлена информация о принятии срочных мер по расселению граждан проживающих в МКД и направлении ответа в адрес заявителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен или не включен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).
Пленум Верховного Суда РФ в пп. «и» п. 20 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как следует из материалов дела, региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п, действовала на территории <адрес> до 01.01.2016 г. Согласно указанной программе, переселению подлежали граждане из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу по состоянию на 1 января 2012 года и включены в данную программу переселения.
Как указывалось выше, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и внесен в реестр многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным, в 2013 году, то есть после 1 января 2012 года, в связи с чем в указанную программу включен не был, решения об изъятии земельного участка под указанным жилым домом не принималось.
Поскольку спорный жилой дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонд, а соглашение с ответчиком о предоставлении другого жилого помещения не достигнуто, то правовых оснований для предоставления истцу иного жилого помещения в собственность не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Филинова Е.П. к администрации <адрес> края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Гусева
Мотивированное решение изготовлено 09 января 2019г.