Дело № 2а – 29/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Сернур |
25 февраля 2020 года |
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Маловой М.А., с участием помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Шафикова Р.А., административного ответчика Васильева Н.Ю., рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Васильеву ФИО5 о прекращении действия права на управление транспортными средствами до получения медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл обратился в суд с административным исковым заявлением к Васильеву Н.Ю. о прекращении действия права на управление транспортными средствами до получения медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами и понуждении к совершению действий.
В обоснование административного иска указывает, что в ходе проведенной прокуратурой Сернурского района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что Васильев Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № № категории «В», выданного 03 февраля 2011 года. Согласно сведениям ГБУ Республики Марий Эл «Сернурская ЦРБ» от 28 ноября 2019 года № Васильев Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на диспансерном наблюдении у <данные изъяты> с диагнозом DS: <данные изъяты>». Установление у Васильева Н.Ю. наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения. Действие права Васильева Н.Ю. на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи с наличием медицинского противопоказания, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами. Просит прекратить действие права Васильева Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № №, выданного 03 февраля 2011 года, до получения медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами, обязать Васильева Н.Ю. незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение в ОГИБДД МО МВД России «Сернурский».
Определением Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2020 года производство по административному делу в части возложения на Васильева Н.Ю. обязанности незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение в ОГИБДД МО МВД России «Сернурский» прекращено в связи с отказом прокурора от административного иска в указанной части.
В судебном заседании прокурор Шафиков Р.А. поддержал административные исковые требования в остальной части, просил прекратить действие права Васильева Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № №, выданного 03 февраля 2011 года, до получения медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами.
Административный ответчик Васильев Н.Ю. в судебном заседании с указанными административными исковыми требованиями согласился, пояснил, что по настоящее время состоит на учете у врача-нарколога.
Представитель заинтересованного лица ГБУ Республики Марий Эл «Сернурская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Сернурский» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, медицинскую амбулаторную карту, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан.
В силу вышеизложенного, в административных исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября1968 года, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»).
Согласно абз. 9 ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 24 вышеуказанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно п. 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), код заболевания по Международной статистической классификации болезней: F10 - F16, F18, F19.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», медицинским противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами является заболевание алкоголизм. Допуск к управлению транспортными средствами допускается при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи-психиатры-наркологи в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (пункты 2, 4, 7, 12 Приложения № 2).
На основании п.п. «ж» п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 года №1097, наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством является безусловным поводом для признания водительского удостоверения недействительным и его аннулирования.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 03 февраля 2011 года Васильеву Н.Ю. выдано водительское удостоверение серии № № на право управления транспортными средствами категории «В» со сроком действия до 03 февраля 2021 года.
Из предоставленных МО МВД России «Сернурский» сведений следует, что водительское удостоверение серии № №, выданное Васильеву Н.Ю. 03 февраля 2011 года, изъято 16 апреля 2015 года и хранится в картотеке ОГИБДД МО МВД России «Сернурский». Васильев Н.Ю. в настоящее время за получением водительского удостоверения не обращался, экзамены не сдавал.
Согласно сведениям, предоставленным ГБУ Республики Марий Эл «Сернурская ЦРБ», Васильев Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на наркологическом учете с диагнозом «<данные изъяты>.
Доказательств отсутствия установленного диагноза, препятствующего управлению транспортными средствами, а также доказательств наличия стойкой ремиссии и годности к управлению транспортными средствами, административным ответчиком не представлено.
Наличие у административного ответчика указанного заболевания препятствует безопасному управлению транспортными средствами, создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, поскольку транспортное средство является источником повышенной опасности.
При установлении обстоятельств, препятствующих управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.
При рассмотрении административного искового заявления согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального образования по месту рассмотрения дела судом.
С административного ответчика Васильева Н.Ю. в доход бюджета МО «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права Васильева ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № №, выданного 03 февраля 2011 года, до получения медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами.
Взыскать с Васильева ФИО5 в доход бюджета муниципального образования «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Г. Попова
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.