Дело № 2а-130/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Большое Мурашкино 02 октября 2020 года
Большемурашкинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Гусева И.Г.,
при секретаре Потемкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 10 по Нижегородской области к Гаранину Вячеславу Васильевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком налогов и сборов. В связи с несвоевременной уплатой налогов и сборов за 2015-2017 годы ответчику начислены пени в общей сумме 12347,45 рубля, из которых:
пени но транспортному налогу с физических лиц по состоянию на 13.11.2019 г. в| сумме 1 096,99 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 г. по 12.11.2019 г.
пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по состоянию па 13.11.2019 г. в сумме 6 663,67 руб. - за 2015 год за период с 03.12.2018 г. по 12.11.2019 г. в сумме 3 117,93 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 г. по 12.11.2019 г. в сумме 3 545,74 руб.; пени по единому сельскохозяйственному налогу по состоянию на 13.11.2019 г. в сумме 176,66 руб. за 2015 год за период с 30.09.2018 г. по 23.12.2018 г.; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 13.11.2019 г. в сумме 2 106,33 руб. за 2016-2017 гг. за период с 16.04.2018 г. по 23.12.2018 г.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) по состоянию на 13.11.2019 г. в сумме 645,77 руб. за 2017 г. за период с 30.10.2018 г. по 23.12.2018 г.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года по состоянию на 13.11.2019г. в сумме 231,65 руб. за 2017 г. за период с 30.09.2018 г. по 23.12.2018 г.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) по состоянию на 13.11.2019 г. в сумме 89,39 руб. за 2016 г. за период с 30.09.2018 г. по 23.12.2018 г.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) по состоянию на 13.11.2019г. в сумме 896,14 руб. за 2016 г. за период с 10.09.2018 г. по 23.12.2018 г.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года по состоянию на 13.11.2019г. в сумме 440,85 руб. за 2016 г. за период с 16.06.2018 г. по 23.12.2018 г.
Просит взыскать с административного ответчика задолженность по пени в указанных суммах (Т.1 л.д.4-10).
Административный истец о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (Т. 2 л.д.114), своего представителя в судебное заседание не направил, при подаче иска просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л.д.9).
Административный ответчик Гаранин В.В. и его представитель Тамбовцева И.В., действующая по доверенности в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (Т.2 л.д.115-116). Просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск не признают, считают, что истекли сроки давности для взыскания пени (Т.2 л.д.118).
Оценив правовую позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, правовую позицию стороны административного ответчика, изложенную его представителем в заявлении, представленные в дело письменные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административному ответчику направлялось требование № № от 13.11.2019г. со сроком исполнения до 30.12.2019г. об уплате налогов и пени (Т.1 л.д.12-13).
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п.5 ст.75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Соответственно днем наступления обязанности налогоплательщика уплатить пени считается день уплаты соответствующего налога (сбора) в полном объеме.
Как следует из административного искового заявления (Т.1 л.д.4-10), из карточек расчетов с бюджетом (Т.1 л.д.32-54) и из расчетов пени (Т.1 л.д.58-72) налог на доходы физических лиц за 2016-2017 годы; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2016-2017 годы; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2016-2017 годы были полностью уплачены в бюджет 31.01.2019. При этом, сумма пени по каждому из названных налогов (сборов) превышает 500 рублей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, требование об уплате пени по названным налогам (сборам) налоговый орган должен был направить ответчику в срок до 30.04.2019г., однако требование № от 13.11.2019 было направлено только 13.11.2019 (Т.1 л.д.12-14), т.е. с нарушением положений п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ.
Трехмесячный срок на направление налогового требования не является пресекательным, его нарушение не влечет утрату налоговым органом права на судебное взыскание налоговой задолженности.
Вместе с тем, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О, в п.11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
Названные разъяснения фактически соответствуют иному алгоритму исчисления срока на обращение в суд, при котором из шестимесячного срока, установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, подлежит вычету та продолжительность времени, на которую был нарушен трехмесячный срок, установленный п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в настоящем случае шестимесячный срок на обращение в суд следует исчислять не с даты, указанной в налоговом требовании, а с даты, когда должен был истечь установленный налоговым органом срок при условии своевременного направления требования.
Поскольку последним днем направления требования (в части пени по указанным налогам и сборам) в данном случае является 30.04.19г., то установленный налоговым органом срок на исполнение требования продолжительностью 1 месяц 18 дней должен был истечь 18.06.2019г. Соответственно шестимесячный срок на обращение в суд истек 18.12.2019г., а заявление о выдаче судебного приказа подано только 21.04.2020г., т.е. с нарушением срока.
Из изложенного выше следует, что административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в части требований о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016-2017 годы; страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016-2017 годы за пределами установленного для этого процессуального срока.
При этом, соблюдение истцом шестимесячного срока, отведенного законом на обращение в суд в исковом порядке после отмены судебного приказа, по мнению суда, в данном случае не является основанием для удовлетворения иска. Закон не предусматривает возможности автоматического восстановления (продления) пропущенного срока, пропущенный срок может быть восстановлен только судом (ст.95 КАС РФ). Соответственно процессуальный срок, который был пропущен еще до обращения истца с заявлением о вынесении судебного приказа, не может восстановиться сам по себе, независимо от дальнейших действий истца, в т.ч. от соблюдения им срока, установленного п.3 ст.48 НК РФ.
Административный истец, на которого возлагается бремя доказывания уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, не представил каких-либо доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока истцом не заявлено, в удовлетворении административных исковых требований в части взыскания пени по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016-2017 годы; страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016-2017 годы следует отказать в связи с пропуском срока обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Кроме названных пени по налогам и сборам в требование № по состоянию на 13.11.2019г. включены пени по ЕСХН за 2015 год в размере 176,66 рубля. Названный ЕСХН полностью уплачен также 31.01.2019. Однако сумма пени по этому налогу не превышает 500 рублей, в связи с чем налоговый орган был вправе направить ответчику требование об уплате этих пени в течение годичного срока после уплаты налога, т.е. по 31.01.2020. Требование направлено 13.11.2019, т.е. в пределах установленного срока, а следовательно срок на обращение в суд должен исчисляться со дня истечения установленного в требовании срока на добровольную уплату пени, т.е. с 30.12.2019.
Пени по транспортному налогу за 2017 год, по земельному налогу за 2015, 2017 годы, по страховым взносам на обязательное социальное страхование включены в требование № 27085 по состоянию на 13.11.2019г. без нарушения срока направления требования, поскольку названные налоги и сборы полностью в бюджет не уплачены, что дает налоговому органу право направление требования об уплате пени за истекший период в любое время.
Как указано выше, срок исполнения требования № от 13.11.2019 был установлен до 30.12.2019. Соответственно налоговый орган был вправе обратиться в суд до 30.06.2020. Заявление о вынесении судебного приказа подано 21.04.2020, т.е. в пределах шестимесячного срока (Т.1 л.д.115). Судебный приказ был выдан 23.04.2020 (Т.1 л.д.113-114), отменен в связи с возращениями ответчика 30.04.2020 (Т.1 л.д.76-77). Административный иск в суд подан 30.07.2020, т.е. в установленный п.3 ст.46 НК РФ шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
В соответствие с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ установлено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой в срок транспортного налога за 2017 год, земельного налога за 2015, 2017 годы, ЕСХН за 2015 год, страховых взносов на обязательное социальное страхование налоговый орган начислил ответчику пени в вышеназванных размерах (Т.1 л.д.58-60,64-66,70).
Проверив представленные истцом расчеты размеров пени по каждому из названных налогов (сборов), суд признает их верными. Ответчиком данные расчеты не оспариваются. Соответственно с административного ответчика подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 05.02.2019 по 12.11.2019 - 1 096 рублей 99 копеек; пени по земельному налогу за 2015 год за период с 03.12.2018 г. по 12.11.2019 - 3 117 рублей 93 копейки; пени по земельному налогу за 2017 год за период с 05.02.2019 по 12.11.2019 - 3 545 рублей 74 копейки; пени по единому сельскохозяйственному налогу за 2015 год за период с 30.09.2018 по 23.12.2018 – 176 рублей 66 копеек; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) за период с 30.09.2018 по 23.12.2018 – 89 рублей 39 копеек; а всего пени в размере 8026,71 рубля, т.е. в этой части иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Соответственно с Гаранина В.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей, исчисленная с удовлетворенной части административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Нижегородской области удовлетворить частично.
Взыскать с Гаранина Вячеслава Васильевича, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Нижегородской области пени в общей сумме 8026 (Восемь тысяч двадцать шесть) рублей 71 копейка, из которых: пени но транспортному налогу за 2017 год за период с 05.02.2019 по 12.11.2019 - 1 096 рублей 99 копеек; пени по земельному налогу за 2015 год за период с 03.12.2018 г. по 12.11.2019 - 3 117 рублей 93 копейки; пени по земельному налогу за 2017 год за период с 05.02.2019 по 12.11.2019 - 3 545 рублей 74 копейки; пени по единому сельскохозяйственному налогу за 2015 год за период с 30.09.2018 по 23.12.2018 – 176 рублей 66 копеек; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) за период с 30.09.2018 по 23.12.2018 – 89 рублей 39 копеек.
В остальной части (пени по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы за период с 16.04.2018 по 23.12.2018 в сумме 2 106,33 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с 30.10.2018 по 23.12.2018 в сумме 645,77 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с 30.09.2018 по 23.12.2018 в сумме 231,65 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год за период с 10.09.2018 по 23.12.2018 в сумме 896,14 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год за период с 16.06.2018 по 23.12.2018 в сумме 440,85 рублей) в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 10 по Нижегородской области отказать в связи с пропуском срока обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Взыскать с Гаранина Вячеслава Васильевича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 16 октября 2020 года.
Председательствующий И.Г.Гусев