Дело № 2-2123/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2018 года г. Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Каменских Д.Э.,
с участием представителя истца Сотниковой Е.В. действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – МАОУ СОШ № 136 - Вылегжаниной А.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – Департамента образования администрации г. Перми - Панфиловой А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми, Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности по устранению нарушений санитарных требований, возложении обязанности по выделению денежных средств для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарных правил,
установил:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми, (далее по тексту - Школа, - Учреждение) о возложении обязанности по устранению нарушений санитарных требований, а именно: обеспечении наличия гардероба для учащихся начальной школы (кабинеты №№ 11,12) и школы милиции в соответствии с требованиями п.4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечении функционирования всех санузлов, предусмотренных проектом, а именно: на 3 этаже 1 санузла, на 4 этаже 2 санузлов в соответствии с требованиями п.4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечении каждого ребенка ученической мебелью в соответствии с антропометрическими данными в кабинетах №№ 11, 12, 15, 17 в соответствии с требованиями 5.1. СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечении наличия ограждения радиаторов отопления в кабинетах №№ 29, 29а, 27 ОБЖ, музыки; обеспечении функционирования системы механической вентиляции в помещениях школы, предоставлении замеров эффективности работы вентиляции в соответствии с требованиями п.6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10; устранении дефектов отделки стен рекреаций, в кабинете врача. В учебных кабинетах №№25, 26, 34, 46, 47, 13, 24 в соответствии с требованиями п.п. 4.28, 4.30 СанПиН 2.4.2. 2821-10; устранение дефектов настила линолеума в кабинетах №№ 25.26,33, в рекреациях в соответствии с требованиями п.4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10; возложении на Департамент образования администрации г. Перми обязанности выделения МАОУ «СОШ № 136» г.Перми денежных средств для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства (л.д.2-8).
В обосновании заявленных требований истец указал, что в ходе проверки в декабре 2014 года в отношении Школы выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) в соответствии со ст. 50 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 29.10.14 г. в адрес МАОУ «СОШ № 136» г. Перми должностным лицом направлено предписание от 26.12.14г. №799, подлежащее обязательному исполнению. По результатам плановой выездной проверки, проведенной в марте 2018 года, установлено, что МАОУ «СОШ № 136» г. Перми вновь допустило нарушения, выявленные при проверке в 2014 году, указанные в выданном образовательному учреждению предписании от 26.12.2014г. № 799, а именно: не обеспечило наличие гардероба для учащихся начальной школы (кабинеты №№11,12) и школы милиции (учащиеся раздеваются в учебных кабинетах), что является нарушением п.4.5 СанПиН 2.4.2. 2821-10; не обеспечило функционирование всех сан. узлов, предусмотренных проектом, а именно: на 3 этаже 1 санузел, на 4 этаже 2 санузла, не функционирующие санузлы переоборудованы в служебный кабинет, книгохранилище, архив, что является нарушением п.4.25 СанПиН 2.4.2. 2821-10; не обеспечило каждого ребенка ученической мебелью в соответствии с антропометрическими данными, а именно: в кабинете № 11 (3 «А» класс) ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель номером № 2 для 4 учащихся, № 3 для 18 учащихся); в кабинете № 12 (2 «А» класс) ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель с номером №2 для 15 учащихся, №3 для 9 учащихся); в кабинете № 15 (2 «К» класс) ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель с номером мебели №2 для 1 учащегося, №3 для 20 учащихся); в кабинете № 17 (3 «Б» класс ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель с номером №2 для 6 учащихся, №3 для 15 учащихся), что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» №758 от 23 марта 2018 года и является нарушением п.5.1 СанПиН 2.4.2. 2821-10; не обеспечило наличие ограждения радиаторов отопления в кабинетах №№ 29, 29а, 27, ОБЖ, музыки (радиаторы отопления ветхие, частично деформированы, снижена их теплоотдача); не обеспечило функционирование системы механической вентиляции в помещениях школы, замеры эффективности работы вентиляции не представлены, что является нарушением п.6.1 СанПиН 2.4.2. 2821-10; допустило дефекты отделки стен рекреаций; в учебных кабинетах №№ 25,26,34 отделка стен выполнена обоями с последующей окраской; в кабинете врача, в кабинете №46 стены выполнены декоративной штукатуркой (не гладкие); в кабинете №47 покрыты панелями ПВХ с последующей побелкой; в кабинете № 13 имеются дефекты штукатурки, что не позволяет проводить качественно влажную уборку; допустило дефекты отделки стен потолков в кабинете №24, в части кабинетов на 3,4 этажах, что является нарушением п.п. 4.28, 4.30 СанПиН 2.4.2.2821-10; допустило наличие дефектов настила линолеума в кабинетах №№25, 26, 33, в рекреациях (нарушена целостность покрытия, имеются разрывы, щели), что является нарушением п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10. По выявленным нарушениям санитарных правил в отношении школы 05.04.2018 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 11.04.2018 года МАОУ «СОШ № 136» г. Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. Причиной неисполнения части предписанных мероприятий явился, в том числе, недостаток финансовых средств, в результате чего в установленные предписанием сроки мероприятия учреждением не проведены. Характер выявленных нарушений, а так же длительный период не исполнения Учреждением установленных санитарными правилами требований свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью учащихся МАОУ «СОШ 136» г. Перми. Обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в том числе МАОУ «СОШ № 136» г. Перми возложена на Департамент образования г. Перми. Отсутствие достаточного финансирования со стороны Департамента образования не позволяет образовательному учреждению в установленные сроки устранить нарушения требований санитарного законодательства, в результате чего нарушены конституционные права учащихся в МАОУ «СОШ 136» г. Перми.
Впоследствии в соответствии со ст. 39 ГПК РФ Управление уточнило иск в части установления срока для устранения нарушений санитарных требований, просило установить срок исполнения решения суда до 25 июня 2019 года, поскольку права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охраняющую жизнь и здоровье граждан, не могут ставиться в зависимость от отсутствия достаточного количества денежных средств у образовательного учреждения и отсутствия надлежащего финансирования МАОУ «СОШ № 136» г. Перми со стороны учредителя (л.д.120).
Представитель истца в судебном заседании доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Считает, что срок до 25.06.2019 г. является достаточным для исполнения решения суда.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 136» г. Перми в судебном заседании исковые требования признала, указав, что денежных средств выделяемых Департаментом образования г. Перми достаточно, для устранения выявленных нарушений, за исключением устранения нарушений в части обеспечения функционирования системы механической вентиляции в помещениях школы с предоставлением замеров эффективности работы вентиляции. Для устранения данных недостатков требуется примерно 2 500 000 руб. Выделяемых школе денежных средств для устранения данных недостатков недостаточно. Полагает, что все нарушения санитарного законодательства могут быть устранены в срок до начала учебного года, за исключением требований ремонта системы вентиляции в спортзале и актовом зале. Для выполнения данных работ требуется время (до конца 2020 года) Учреждением подготовлена проектно-сметная документация, на данный момент документация находится на согласовании в АХССО. Денежные средства для устранения остальных нарушений заложены в локально-сметный расчет. Школа обращалась в Департамент образования с ходатайством о выделении денежных средств на восстановление системы вентиляции, до настоящего времени денежные средства не выделены.
Представитель ответчика Департамента образования г. Перми в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать, в письменном отзыве указав, что Департамент, как учредитель обязанность по финансированию и обеспечению деятельности исполнил в полном объеме. Обязанность по осуществлению текущего и капитального ремонта имущества лежит на учреждении. При этом, автономное учреждение самостоятельно составляет план финансово-хозяйственной деятельности. В рамках предоставленных финансовых средств учреждением должна планомерно вестись работа по устранению предписаний надзорных органов проведения мероприятий в целях приведения имущества МОУ в соответствии с нормативными требованиями.
Заслушав лиц, участвующих в деле, учитывая возражения ответчиков, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 4.25 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.
Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами. Допускается использование одноразовых сидений на унитаз.
Для обучающихся основного общего и среднего общего образования во вновь строящихся зданиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.
Для ранее построенных зданий общеобразовательных организаций рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.
Пункт 4.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, устанавливает, что при проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организации гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.
В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.
В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.
Пунктом 5.1 названных СанПиН установлено, что количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
Пунктом 6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем - не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
Паровое отопление в учреждениях не используется.
При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
В соответствии с требованиями, установленными в п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10, потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.
Пунктом 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.
Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
Пунктом 4.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что в помещениях медицинского назначения поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в помещениях медицинского назначения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки в декабре 2014 года Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МАОУ «СОШ № 136» г.Перми выявлены нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и установлено, что в указанном образовательном учреждении выявлен ряд нарушений.
По результатам проверки МАОУ «СОШ № 136» г.Перми выдано предписание № 799 от 26.12.2014г. (л.д.10-12), об устранении нарушений СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 12.01.2015г.: обеспечить составление расписания с учетом умственной работоспособности учащихся в течение дня (п.10.8); обеспечить наличие гардероба для всех учащихся школы; в срок до 01.12.2015г. устранить дефекты ограждения территории участка - ограждена забором (п.4.5); оборудовать зону отдыха учетом организации подвижных игр и отдыха обучающихся; п.10.1 при комплектации не допускать наполняемость учебных классов свыше 25 человек (п.3.2); обеспечить нормируемую площадь учебных помещений на 1 учащегося (п.4.9); обеспечить целостность стеклопакета в спортивном зале (п.6.10); обеспечить искусственную освещенность в кабинетах нормативным показателям (п.7.2.4); в срок до 01.12.2016г.: обеспечить функционирование всех сан.узлов (9.п.4.25); обеспечить каждого учащегося рабочим местом в соответствии с их ростом (10.п.5.3); устранить дефекты отделки стен и потолков, отделку стен выполнить материалами позволяющими проводить уборку и дезинфекцию помещений (11.п.4.28); устранить дефекты настила линолеума в большей части учебных помещениях, коридорах (12.п.4.29); обеспечить функционирование систем вентиляции в соответствии с паспортными данными (13.п.6.1), а также об устранении нарушения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в срок до 12.01.2015г. обеспечить выполнение натуральных норм питания (14.п.6.30, таблица 1, приложение).
22.02.2018г. на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю № 297 проведена плановая выездная проверка с целью установления факта соблюдения, либо несоблюдения МАОУ «СОШ № 136» г. Перми обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности (л.д.13-17).
В результате проверки, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю вновь выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно: не обеспечено соблюдение норм площади на 1 учащегося в кабинетах площадью 54 кв.м. при наполняемости классов свыше 20 человек, а именно: фактическая площадь составляет - 1,7-2,0 кв.м., при норме площади 2,5 кв.м. на 1 кв. учащегося, что является нарушением п.4.9 СанПиН 2.4.2. 2821-10; не обеспечено наличие гардероба для учащихся начальной школы (кабинеты №№ 11,12) и школы милиции (учащиеся раздеваются в учебных кабинетах), что является нарушением п.4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10; не обеспечено функционирование всех сан. узлов, предусмотренных проектом: на 3 этаже 1 санузел, на 4 этаже 2 санузла, не функционирующие сан.узлы переоборудованы в служебный кабинет, книгохранилище, архив, что является нарушением п.4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10; допущено наличие дефектов покрытия настенных шкафов для хранения посуды в кабинете технологии, что делает невозможным проведение качественной уборки, что является нарушением п.12.8 СанПиН 2.4.2.2821-10; каждый ребенок не обеспечен ученической мебелью в соответствии с антропометрическими данными, а именно: в кабинете №11 (3 «А» класс) ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель номером № 2 для 4 учащихся, № 3 для 18 учащихся); в кабинете № 12 (2 «А» класс) ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель номером №2 для 15 учащихся, №3 для 9 учащихся); в кабинете № 15 (2 «К» класс) ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель номером мебели № 2 для 1 учащегося, учащихся); в кабинете № 17 (3 «Б» класс) ученическая мебель подобрана без учета роста учащихся (отсутствует мебель с номером №2 для 6 учащихся, № 3 для 15 учащихся, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае № 758 от 23.03.2018 г., что является нарушением п.5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10; не обеспечено наличие школьных парт для обучающихся 1 ступени в кабинетах № 13, с регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, что является нарушением п.5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10; не обеспечено наличие ограждения радиаторов отопления в кабинетах №№ 29, 29а, ОБЖ, музыки (радиаторы отопления ветхие, частично деформированы, снижена их теплотдача); не обеспечено функционирование системы механической вентиляция в помещениях школы, замеры эффективности работы вентиляции не представлены, что является рвением п.6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10; допущены дефекты отделки стен рекреаций; в учебных кабинетах №№25, 26, 34 отделка стен выполнена обоями с последующей окраской; в кабинете врача, в кабинете №46 т выполнены декоративной штукатуркой (не гладкие); в кабинете №47 покрыты панелями ПВХ с последующей побелкой; в кабинете № 13 имеются дефекты штукатурки, что не позволяет проводить качественно влажную уборку; допущены дефекты отделки потолков в кабинете №24, в части кабинетов на 3,4 этажах, что является нарушением п.п. 4.28,4.30 СанПиН 2.4.2.2821-10; допущено наличие дефектов настила линолеума в кабинетах №№25, 26, 33, в рекреациях (нарушена целостность покрытия, имеются разрывы, щели), что является нарушением п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10; не обеспечено наличие в кабинете домоводства местной вытяжной вентиляция над плитами, что является нарушением п.6.11 СанПиН 2.4.2.2821-10; не оборудовано местное освещение школьных досок в кабинетах физики, №47, что является нарушением п. 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10; допущено составление расписания уроков для большей части классов без учета умственной работоспособности учащихся в течение дня (основные предметы - математика, алгебра, геометрия, физика, русский язык проводятся 1 уроком или последним уроком во 2 смену, что является нарушением п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10; не обеспечена работа технологического оборудования на пищеблоке: не работают овощерезки в овощном цехе и на участке для приготовления холодных закусок (блюда готовятся в ручную), что является нарушением п.4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (л.д.35-39).
11.04.2018г. заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МАОУ «СОШ № 136» г. Перми составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 35-39).
Судом также установлено, что МАОУ «СОШ № 136» г. Перми 14.12.2017г. обращалось в Департамент образования г. Перми о выделении денежных средств Учреждению на частичный ремонт вентиляции, ремонт системы автоматической пожарной сигнализации и ремонт системы вентиляции, электрического освещения и силового электрооборудования в здании школа на общую сумму 7 315 890,35рублей (л.д.71-73).
20.12.2017г. Департамент образования г. Перми рассмотрев обращение, сообщил следующее, что в 2018-2019 годах бюджетные средства, выделенные отрасли «Образование», распределены на устранение аварийных ситуаций, наличие которых может стать основанием для устранения аварийных ситуаций, наличие которых может стать основанием для закрытия образовательных учреждений. В случае дополнительного финансирования отрасли «Образование» вопрос о выделении денежных средств на частичный ремонт может быть вынесен на обсуждение комиссии по отбору и ранжированию объектов муниципальной собственности, подлежащих ремонту и приведению в нормативное состояние по функционально-целевому блоку «Социальная сфера» (л.д.69).
04.05.2018г. МАОУ «СОШ № 136» г. Перми разработан план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг., где включены в том числе, работы по устранения выявленных Управлением Роспотребнадзора Пермского края нарушений, в том числе составлены локально-сметные расчеты: по устройству полов в кабинетах №№ 25,26,33, стоимость строительных работ составила 144421,7 руб.; по текущему ремонту, устройству деревянных коробков для радиаторов в кабинетах №№27,28,28а,29,29а, стоимость строительных работ составила 10695,5 руб.; по текущему ремонту туалетов на 3, 4 этажах, стоимость строительных работ составила 475 067,77 руб.; по текущему ремонту кабинета № 32 стоимость строительных работ составила 143 398 руб. (л.д.91 -110, 131-175).
09.06.2018г. директор МАОУ «СОШ № 136» г. Перми в адрес МКАУ «АХССО» обратился с заявлением о направлении специалиста для определения состава работ составления дефектной ведомости на ремонт системы отопления в здании, для обеспечения устранения нарушений СанПиН, согласно предписанию Роспотребнадзора № 371 от 02.04.2018г. (л.д.112).
В соответствии с Уставом МАОУ «СОШ № 136» г. Перми по типу реализации основных образовательных программ является общеобразовательной организацией, по организационно-правовой форме некоммерческих организацией – муниципальным автономным учреждением. Основным предметом и целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программам начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования и среднего образования.
В соответствии с Уставом к компетенции Учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудовании помещений в соответствии с установленными законодательством РФ нормами и требованиями, в том числе в соответствии с ФГОС (п. 2.6.1.); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровье обучающихся, работников Учреждения (п.2.6.12); создание безопасных условий обучения, воспитания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения (п.2.6.13) (л.д.75-90).
Из анализа содержания п.п. 1.1., 1.3., 2.1., 1.4. Положения «О департаменте образования администрации города Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224, департамент является самостоятельным юридическим лицом, функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим полномочия учредителя в отношении учреждения, а также является распорядителем средств бюджета города, предусмотренного для обеспечения деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детей, осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно пунктам 3.1, 3.4.1, 3.4.4, 3.4.5, 3.4.7 названного Положения департамент участвует в предоставлении образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей в пределах прав, предоставленных Департаменту; участвует в подготовке проекта бюджета города Перми в части расходов на образование; осуществляет контроль финансово-экономической деятельности подведомственных муниципальных учреждений в пределах прав, установленных действующим законодательством; формирует, утверждает и размещает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственным муниципальным учреждениям, осуществляет контроль за его исполнением, определяет объем бюджетных ассигнований, необходимых на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города Перми, главного распорядителя бюджетных средств города Перми и (или) получателя бюджетных средств города Перми, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Обеспечивает контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города и заключенными договорами;
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку создание безопасных, наиболее благоприятных и оптимальных условий для содержания, воспитания, образования детей посещающих МАОУ «СОШ № 136» г. Перми, направленных на сохранение и укрепление их здоровья является главной обязанностью Учреждения.
Неисполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей соблюдению требований СанПиН 2.4.2.2821-10 лишает детей на получение данных условий. Нарушения санитарно-эпидемиологических норм, допущенных общеобразовательным учреждением и Департаментом, могут оказать вредное воздействие на детей и создать реальную угрозу их жизни и здоровью.
Факты нарушения требований пунктов 4.25, 4.5, 4.28, 4.29, 4.30, 5.1, 6.1, СанПиН 2.4.2. 2821-10 нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и ответчиками данный факт не оспаривался.
Доводы Департамента о том, что обязанность Департамента образования как учредителя по финансированию и обеспечению деятельности исполнена в полном объеме и на руководителе МАОУ «СОШ № 136» г. Перми лежит обязанность по осуществлению текущего и капитального ремонта судом отклоняются.
Как установлено, судом объем финансового обеспечения МАОУ «СОШ № 136» г. Перми на фонд материального обеспечения учреждения составил на 2016 год – 10 712 886,95 рублей, на 2017 год – 10 067 042,00 рублей, на 2018 год – 6 557 143, 88 рублей, исполнено на 13.06.2018г. – 3 938 029,46 рублей (л.д.123-130).
В соответствии с пп. 4, 5, 8 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Как следует из ч. ч. 1, 2 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Таким образом, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в том числе МАОУ «СОШ № 136» г. Перми возложена на Департамент образования администрации города Перми, в том числе по выделению денежных средств для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства.
Ссылки Департамента на то, что соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства является исключительно обязанностью самого образовательного учреждения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом установлено, что ответчики длительное время (с 2014г.) не исполняют предписания Управления по соблюдению требований санитарных правил и норм, чем нарушаются права на охрану здоровья, а также требования Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
До настоящего времени нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответчиками не устранены.
Удовлетворяя требования истца, суд также принимает во внимание, что вышеуказанные нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 должны соблюдаться в образовательных учреждениях в обязательном порядке, поскольку направлены на профилактику заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания.
С учетом требований Устава МАОУ «СОШ № 136» г. Перми, Положения «О департаменте образования администрации г. Перми обязанность по устранению нарушений санитарных требований, предусмотренных п.6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части требований по выделению денежных средств МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми денежных средств для проведения мероприятий по обеспечению функционирование системы механической вентиляции в помещениях школы, предоставив замеры эффективности работы вентиляции; обязанность по устранению нарушений санитарных требований, предусмотренных п.п. 4.25, 4.5, 4.28, 4.29, 4.30, 5.1, 6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, суд возлагает на МАОУ «СОШ № 136» г. Перми.
Доказательств достоверно и бесспорно свидетельствующих о том, что выделяемых Учреждению Департаментом денежных средств достаточно для устранения выявленных нарушений санитарных норм и правил, суду на день рассмотрения дела не представлено. в то время как из материалов дела следует, что в течение длительного времени Учреждение не получило от учредителя дополнительных либо целевых денежных средств в объеме позволяющем устранить все выявленные нарушения. Совокупностью исследованных судом доказательств подтверждается недостаточность выделенных денежных средств для устранения всех недостатков. Так, Учреждение обращалось в Департамент с просьбой о выделении денежных средств для устранения недостатков указанных в Предписании Роспотребнадзора, однако, Департамент финансирование в объеме достаточном для устранения всех нарушений указанных в Предписании не произвел, в выделении дополнительных денежных средств отказал.
Возлагая на Департамент обязанность по выделению денежных средств, суд исходит из суд исходит из целей и задач деятельности Департамента, имеющихся у функционального органа полномочий, как участника бюджетного процесса в городе, прав и обязанностей Департамента, предусмотренных Положением о Департаменте образования администрации г.Перми.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Учитывая наличие разработанного плана МАОУ «СОШ № 136» г. Перми финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг., локально-сметных расчетов с указанием объемов стоимости выполнения работ, необходимых для устранения ответчиками нарушений санитарных норм и правил, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2019г.
Поскольку проведение мероприятий по обеспечению функционирование системы механической вентиляции в помещениях школы, с предоставлением замеров эффективности работы вентиляции невозможно без выделения денежных средств на производство данного вида работ, следовательно, обязанность по выделению денежных средств должна быть выполнена Департаментом в срок до 01.01.2019г., с учетом процедуры выделения денежных средств Департаменту из бюджета города Перми.
Устанавливая срок до 31.12.2019г., суд также принимает во внимание, что при определенных условиях и наличия уважительных причин, ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить –
возложить на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми обязанность в срок до 31.12.2019г. устранить нарушения санитарных требований:
- обеспечить наличие гардероба для учащихся начальной школы (кабинеты №№ 11,12) и школы милиции в соответствии с требованиями п.4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10;
- обеспечить функционирование всех сан.узлов, предусмотренных проектом, а именно: на 3 этаже 1 сан.узела, на 4 этаже 2 сан.узлов в соответствии с требованиями п.4.25 СанПиН 2.4.2. 2821-10; обеспечить каждого ребенка ученической мебелью в соответствии с антропометрическими данными в кабинетах №№ 11,12,15,17 в соответствии с требованиями 5.1. СанПиН 2.4.2. 2821-10;
- обеспечить наличия ограждения радиаторов отопления в кабинетах №№ 29, 29а, 27 ОБЖ, музыки; обеспечить функционирование системы механической вентиляции в помещениях школы, предоставив замеры эффективности работы вентиляции в соответствии с требованиями п.6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10;
- устранить дефекты отделки стен рекреаций, в кабинете врача. В учебных кабинетах №№25, 26, 34, 46, 47, 13, 24 в соответствии с требованиями п.п. 4.28,4.30 СанПиН 2.4.2. 2821-10;
- устранить дефекты настила линолеума в кабинетах №№ 25.26,33, в рекреациях в соответствии с требованиями п.4.29 СанПиН 2.4.2. 2821-10;
возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность в срок до 01.01.2019г. выделить муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми денежные средства для проведения мероприятий по обеспечению функционирование системы механической вентиляции в помещениях школы, с предоставлением замеров эффективности работы вентиляции.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: п/п (Л.И. Мехрякова)
Копия верна, судья: (Л.И. Мехрякова)