Решение по делу № 2-1959/2019 от 01.07.2019

39RS0004-01-2019-002178-89

Дело №2-1959/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июля 2019 года г.Калининград

Московский районный суд г.Калининграда в составе

председательствующего судьи Медведевой Е.Ю.

при секретаре Безруковой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Калининградский транспортный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Калининградской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») выявлены нарушения. Так, объект транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал на станции Зеленоградск - Новый Калининградской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) железнодорожного транспорта за (ОТИ присвоена вторая категория) и в отношении него ДД.ММ.ГГГГ утверждена дополнительная оценка уязвимости. Калининградской дирекцией пассажирских обустройств ДД.ММ.ГГГГ в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлен на утверждение план обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ) названного ОТИ, ДД.ММ.ГГГГ в утверждении плана отказано. Повторно план направлен на утверждение лишь ДД.ММ.ГГГГ, однако, ДД.ММ.ГГГГ вновь получен отказ в утверждении. По состоянию на 25.06.2019 года нарушения, послужившие основанием для отказа в утверждении плана, не устранены, план ОТБ ОТИ в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение не направлен. Изложенные нарушения препятствуют утверждению плана ОТБ, следовательно, затягивают срок реализации плана ОТБ ОТИ, что, в свою очередь, угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым. Просит обязать ОАО «РЖД» внести изменения в план ОТБ ОТИ , в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ, а также с учетом нарушений, указанных в заключении об отказе в утверждении плана ОТБ ОТИ от ДД.ММ.ГГГГ , и представить план ОТБ на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, установив срок для исполнения решения суда в один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Калининградского транспортного прокурора Масальская В.О. заявленные требования поддержала, дав пояснения, аналогичные по содержанию изложенным в иске обстоятельствам. Добавила, что в адрес ответчика прокурором направлялось представление об устранении нарушений законодательства, ответа еще не поступало. Просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Сбоева Т.И. относительно заявленных требований возражала, пояснив, что план ОТБ ОТИ ранее был согласован, но в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 года проводилась дополнительная оценка уязвимости. В настоящее время план дорабатывается специализированной организацией, работы по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков ведутся, однако, это требует больше времени. В случае удовлетворения заявленных требований потребуются около трех месяцев для исполнения решения суда. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства получено, находится на рассмотрении, будет дан ответ. Просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    По ч.3 ст.35 приведенного Федерального закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

    Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

    Исковое заявление по настоящему гражданскому делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.

    В силу ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон №16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

К объектам транспортной инфраструктуры на основании ч.5 ст.1 Закона №16-ФЗ относятся железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством РФ, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств.

Как указано в ч.ч.1 и 2 ст.2 Закона №16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

    На основании ч.1 ст.4 Закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (ч.2 ст.5 Закона №16-ФЗ).

    В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

По ч.2 ст.9 Закона №16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Частью 4 ст.9 Закона №16-ФЗ предусмотрено, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч.2 ст.20 приведенного Федерального закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

    Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок), зарегистрированный в Минюсте России 24.03.2010 года №16708, утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 года №34.

В пункте 2 Порядка указано, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно п.3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

В силу п.п.6-8 Порядка решение об утверждении плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом). Решение об отказе в утверждении плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 года №495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (пп.6); при изменении положений, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), проводить дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждать в установленном порядке ее результаты в трехмесячный срок со дня возникновения таких изменений (пп.17); обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (пп.18).

В соответствии со ст.1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года №397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Судом установлено, что Калининградская дирекция пассажирских обустройств – структурное подразделение Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» осуществляет эксплуатацию ОТИ – железнодорожный вокзал на станции Зеленоградск – Новый.

ОТИ – железнодорожному вокзалу на станции Зеленоградск – Новый присвоена вторая категория транспортной безопасности с реестровым .

По заказу ОАО «РЖД» ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проведена оценка уязвимости ОТИ и ДД.ММ.ГГГГ результаты оценки утверждены заказчиком. План ОТБ ОТИ разработан ответчиком и направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по заказу ОАО «РЖД» ООО «Эксзит» проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ и ДД.ММ.ГГГГ результаты дополнительной оценки утверждены заказчиком. План ОТБ ОТИ после проведения дополнительной оценки уязвимости направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ, однако, ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в утверждении плана.

После план также направлялся на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, но в обоих случаях были получены отказы в утверждении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Как следует из заключения об отказе в утверждении плана ОТБ ОТИ железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденного руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта, в результате анализа представленного ОАО «РЖД» плана ОТБ ОТИ выявлен ряд нарушений Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 года №495, и Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 года №34, с указанием таких нарушений.

Данных о внесении изменений в план ОТБ ОТИ железнодорожного транспорта с учетом устранения указанных Федеральным агентством железнодорожного транспорта нарушений в материалы дела ответчиком не представлено, представителем ответчика данный факт подтвержден в судебном заседании.

Анализ перечисленных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в рамках настоящего гражданского дела возложена на ОАО «РЖД».

Вместе с тем, проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 года №495, ответчиком не устранены нарушения, послужившие основанием для отказа в утверждении плана ОТБ ОТИ с учетом проведенной дополнительной оценкой уязвимости, в план ОТБ ОТИ не внесены изменений с направлением на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, в установленный законом срок план ОТБ ОТИ не утвержден.

Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Таким образом, ОАО «РЖД» не приняты должные меры, направленные на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на ОТИ. Не проведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков ОТБ ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, в связи с чем требования Калининградского транспортного прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства гражданского дела, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным установить срок ответчику для внесения изменений в план ОТБ и представления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана ОТБ ОТИ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Из иска Калининградского транспортного прокурора и существа заявленных им требований следует, что обращение в суд в рамках настоящего дела предпринято в интересах неопределенного круга физических лиц (граждан).

В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры при обращении в суды общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Частью 1 ст.103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при обращении физического лица в суд общей юрисдикции с заявлением неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.

При таких обстоятельствах, с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа «Город Калининград» государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с учетом результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ и нарушений, указанных в заключении об отказе в утверждении плана ОТБ ОТИ от ДД.ММ.ГГГГ , и представить план ОТБ на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета городского округа «Город Калининград» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г.Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 июля 2019 года.

Судья

Е.Ю. Медведева

2-1959/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калиниградский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД" в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств-филиала ОАО "РЖД" в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Медведева Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2020Дело оформлено
14.01.2020Дело передано в архив
23.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее