Судья Родионов В.А.( №9а-380/2019) Дело № 33а-136/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2020 года г. Смоленск
Судья судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев без проведения судебного заседания материал по частной жалобе представителя Ибрагимова Т.Р. – Каменева Е.С. на определение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 21 ноября 2019 г. о возврате административного иска,
установил:
Ибрагимов Т.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Призывной комиссии Смоленской области от 12.11.2019 г. о призыве его на военную службу.
Определением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 21.11.2019 г. административный иск возвращен заявителю на основании п.2 ч.1 ст.129 КАС РФ за неподсудностью. Ибрагимову Т.Р. разъяснено право на обращение с указанным иском в Руднянский районный суд Смоленской области.
В частной жалобе представитель Ибрагимова Т.Р. – Каменев Е.С. ставит вопрос об отмене определения суда от 21.11.2019 г. как незаконного.
В силу положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная жалоба рассмотрена в апелляционном порядке судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В силу части 5 статьи 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Согласно частей 1 и 2 статьи 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
В соответствии с частью 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
При этом часть 4 указанной статьи устанавливает, что право выбора между несколькими судами, которым согласно этой статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Представленными материалами подтверждается, что административный иск предъявлен в суд по правилам части 1 статьи 22 КАС РФ по месту нахождения административного ответчика Призывной комиссии Смоленской области (...).
Место нахождения структурного подразделения военного комиссариата Смоленской области- ...
Административный истец зарегистрирован по адресу: ...
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктами 2, 4, 6 и 9 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской федерации от 07.12. 2012 г. N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований.
Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Исходя из данных правовых норм, следует, что призыв на военную службу осуществляют созданные в муниципальных образованиях призывные комиссии, а организует созданный в субъекте Российской Федерации военный комиссариат через военные комиссариаты муниципальных образований.
Таким образом, полномочия Призывной комиссии Смоленской области распространяются на территорию г.Рудня Смоленской области и эти полномочия осуществляются через военный комиссариат г.Рудня Смоленской области.
На основании пунктов 16 и 27 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 663, призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в отдел (муниципальный) для отправки к месту прохождения военной службы.
Призывники обязаны прибыть в отдел (муниципальный) для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви по сезону.
Следовательно, последствием оспариваемого решения Призывной комиссии Смоленской области является обязанность Ибрагимова Т.Р. явиться в военный комиссариат, расположенный в ...
Анализ законодательства о воинской обязанности и военной службе свидетельствует о том, что местонахождение Призывной комиссии Смоленской области не совпадает с территорией, на которую распространяются ее полномочия по организации призыва конкретного призывника и на которой могут возникнуть правовые последствия оспариваемого административным истцом решения, а также его исполнение.
Таким образом, подсудность в рассматриваемом случае определяется по правилам части 2 статьи 22 КАС РФ, либо по выбору административного истца по месту его жительства (части 3 и 4 статьи 24 КАС РФ), но в любом случае не местом нахождения административного ответчика (часть 1 статьи 22 КАС РФ).
Территория, на которую распространяются в данном случае полномочия административного ответчика по организации призыва Ибрагимова Т.Р., на которой могут возникнуть правовые последствия оспариваемого заявителем решения, а также его исполнение, равно как и место жительства призывника, не располагаются в пределах территориальной юрисдикции Промышленного районного суда г.Смоленска.
При таких данных, выводы судьи о неподсудности дела данному суду, возвращении административного иска являются правильными, соответствуют законодательству.
Доводы частной жалобы о том, что административный иск подан Ибрагимовым Т.Р. по месту его фактического проживания в г.Смоленске, основанием для отмены принятого судебного постановления не являются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 вышеуказанного закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства является постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Из толкования приведенных норм права следует, что предъявление иска осуществляется по месту жительства административного истца, которым признается место его фактической регистрации, определенной для реализации своих прав и обязанностей данным лицом.
Поскольку регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, то адрес регистрации по месту жительства признается адресом, выбранным ответчиком для постоянного проживания.
Из административного иска следует, что административный истец зарегистрирован по адресу: ... Сведений о том, что Ибрагимов Т.Р. снят с регистрационного учета по данному месту жительства в представленных материалах не имеется. Доказательства наличия у административного истца места жительства в г.Смоленске материалами дела не подтверждено.
Таким образом, определение судьи районного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.310, 315, 316 КАС РФ, судья
определил:
определение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Ибрагимова Т.Р.-Каменева Е.С.-без удовлетворения.
Судья М.В.Туникене