А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 августа 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Гуцалова И.В.
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску начальника ОМВД России по Михайловскому району об установлении административного надзора в отношении Гаврилова Николая Парфирьевича, по апелляционному представлению прокурора <адрес> на решение Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении Гаврилова Н.П. установлен административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями в виде запрета посещения увеселительных мест и мест общественного питания, в которых осуществляется реализация спиртных напитков; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут каждых суток, если это не связано с официальной трудовой деятельностью; обязательной явки один раз в месяц в ОВД по месту жительства для регистрации в установленное органом время; срок административного надзора исчислен со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., заключение прокурора Шиш Н.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Врио начальника ОМВД России по <адрес> обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Гаврилова Н.П., указав, что ответчик осужден приговором ... районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ... к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; освободился из ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по ПК ДД.ММ.ГГГГ условно - досрочно на неотбытый срок наказания 1 год 11 месяцев 27 дней. Ссылается на то, что судимость за совершение особо тяжкого преступления не погашена, приговором установлен опасный рецидив преступлений, по месту жительства ответчик характеризуется посредственно, за время нахождения на профилактическом учете в период условно – досрочного освобождения к административной ответственности не привлекался, жалоб в адрес ОМВД России по <адрес> на поведение Гаврилова Н.П. не поступало.
Просит суд установить в отношении Гаврилова Н.П. административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и административные ограничения: являться на регистрацию в ОВД по месту жительства или пребывания один раз в месяц; запретить покидать место жительства либо пребывания и не появляться в общественных местах с 22-00 до 06-00 часов; запретить посещение увеселительных мест и мест общественного питания, в которых осуществляется реализация спиртных напитков.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Гаврилов Н.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился прокурор <адрес>, в апелляционном представлении ставится вопрос об изменении решения суда в части установления срока исчисления административного надзора.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон №64-ФЗ) и главой 29 КАС Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Гаврилов Н.П. осужден приговором ... районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного ч... УК РФ с учетом приговора Партизанского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных постановлением Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к 11 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором суда в действиях Гаврилова Н.П. установлен опасный рецидив.
Постановлением Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилов Н.П. освобожден от отбывания наказания условно – досрочно на неотбытый срок наказания 1 год 11 месяцев 27 дней.
Установив, что Гаврилов Н.П. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при наличии в его действиях опасного рецидива, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в данном случае предусмотренного ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» основания для установления в отношении Гаврилова Н.П. административного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Определяя срок административного надзора, суд первой инстанции руководствовался положениями п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления), согласно которых в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, и, обоснованно пришел к выводу о том, что административный надзор должен быть установлен на срок погашения судимости - 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Вместе с тем, судом неверно определен порядок исчисления срока административного надзора. Суд пришел к выводу о том, что срок административного надзора исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, или совершенного при рецидиве преступлений, или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с положениями пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Таким образом, если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
Поскольку постановлением ... городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилов Н.П. освобожден от отбывания наказания условно – досрочно на неотбытый срок наказания 1 год 11 месяцев 27 дней, срок административного надзора в отношении Гаврилова Н.П. исчисляется после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, возложенных на Гаврилова Н.П. постановлением Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит изменению в части исчисления срока административного надзора путем указания в резолютивной части решения суда на то, что срок административного надзора составляет 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы по приговору Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица устанавливаются перечисленные в данной статье административные ограничения.
Установленные судом в отношении Гаврилова Н.П. административные ограничения, определены в соответствии с требованиями закона, с учетом данных о его личности и характера совершенного им преступления, поведения после освобождения из мест лишения свободы, направлены на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказания на осужденного индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, позволят более эффективно способствовать исправлению осужденного.
Решение суда в части установленных административных ограничений является законным и обоснованным, в этой части не оспаривается, оснований для изменения или отмены решения суда в части установленных административных ограничений не имеется.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 30 июня 2021 года изменить в части исчисления срока административного надзора.
Изложить резолютивную часть решения суда в данной части в следующей редакции: «Установить в отношении Гаврилова Николая Парфирьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок погашения судимости 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания по приговору ... районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом постановления Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи