Решение по делу № 12-282/2018 от 30.10.2018

Дело № 12-282/2018

Судья: Никитин А.И.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

20 ноября 2018 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии Маковой Р.М. на постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Лабиринт-Волга»,

установил:

постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 октября 2018 года ООО «Лабиринт-Волга» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, главный специалист-эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Чувашской Республике – Чувашии Макова Р.М. ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что назначенное ООО «Лабиринт-Волга» наказание в виде административного штрафа является чрезмерно мягким, так как в ходе проведения проверки выявлены грубые нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно абзацам 2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта, отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 24).

Согласно пункту 4.2, 4.4 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» (далее - СП 2.3.6.1066-01) торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. В системах механической приточной вентиляции рекомендуется предусматривать очистку подаваемого наружного воздуха и его подогрев в холодный период года. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли. Система вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Для складских помещений продовольственных и непродовольственных товаров в организациях торговли системы вентиляции оборудуются раздельными. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.

Для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке (п. 5.9 СП 2.3.6.1066-01).

Пунктами 6.2, 6.4 СП 2.3.6.1066-01 установлено, что все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов; контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей; все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола (п. 7.8); текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости (п. 10.8); мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся постоянно и регулярно в установленном порядке (п.12.2); методика, кратность и условия проведения дезинсекционных и дератизационных работ регламентируются гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ (п.12.3).

В соответствии с п.п. 4.2, 5.2 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, а также транспорта должны соблюдаться меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе уборка и дезинсекции в соответствии с Санитарными правилами.

К числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся: устройство автономных вентиляционных систем; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; устройство незаглубленных мусорокамер; применение в устройстве мусоропроводов материалов, которые пригодны для постоянной механической очистки. Лабораторный контроль в организации, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции, предусматривает определение содержания дезинсекционных средств в воздухе рабочей зоны в производственных и складских помещениях, на прилегающей территории 1 раз в год.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от 11 мая 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Лабиринт-Волга», по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>.

По результатам проверки были выявлены нарушения требований статей 11, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вышеуказанных пунктов Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», СанПинН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 июня 2017 г. № 83, вступивших в силу с 9 октября 2017 года, а именно:

- для отделки, облицовки складского помещения не использовались материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных для этих целей в установленном порядке; текущий ремонт в магазине не проводится по мере необходимости, со стен складского помещения, в котором на момент проверки осуществлялось хранение алкогольной продукции и мясных консервов, отслоилась краска и штукатурка; часть стен складского помещения для хранения крепких алкогольных напитков выполнена из гипсокартона, на полках между плитами имеются незаштукатуренные щели;

- подтоварники для хранения пищевых продуктов изготовлены из материалов, не поддающихся легкой мойке и дезинфекции (деревянные);

- холодильное оборудование магазина, в котором на момент проверки осуществлялось хранение мясной продукции, не оснащено термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов;

- в торговом зале и складском помещении для хранения алкогольной продукции, мясных консервов не установлены на видном месте термометры и психрометры для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов;

- не проводятся контрольные обследования торгового зала, складских помещений с целью своевременной регистрации фактов наличия членистоногих, восстановления их численности и степени заселенности ими помещений (не представлены документы, подтверждающие проведение контрольных обследований);

- шахты вытяжной вентиляции не выступают над коньком крыши или поверхности плоской кровли на высоту не менее 1 м (выведены на фасад дома со стороны двора жилого дома).

При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.

Жалоба должностного лица Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, на оспариваемое постановление судьи районного суда, по своей сути сводится к несогласию с назначенным юридическому лицу административным наказанием, считая его чрезмерно мягким.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из данной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Исходя из смысла п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, рассматривающий жалобу, может изменить назначенное административное наказание при условии, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Таким образом, оснований для назначения Обществу наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется, поскольку приостановление деятельности юридического лица является более строгим видом наказания, в связи с чем, повлечет ухудшение положения лица, привлеченного к ответственности, что по смыслу вышеуказанных норм КоАП РФ – не допустимо.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении ООО «Лабиринт-Волга» наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей судья районного суда учел характер административного правонарушения, отсутствие по делу обстоятельств смягчающих административную ответственность.Также судья учел, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие, что обществом принимаются меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Согласно п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Судья районного суда, не установив наличие оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, назначил обществу соразмерное наказание в пределах санкции статьи 6.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется.

Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления районного суда.

Назначая Обществу административное наказание в виде штрафа, судья районного суда в постановлении от 8 октября 2018 года указал, что обстоятельств отягчающих административную ответственность, не установлено.

Однако такой вывод не основан на материалах дела.

Из материалов дела следует, что постановлением заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии от 5 декабря 2017 года ООО «Лабиринт - Волга» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ (л.д. 33), что согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

При таких обстоятельствах постановление Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 октября 2018 года подлежит изменению путем исключения из него выводов об отсутствии обстоятельств отягчающих административную ответственность.

Изменение названного судебного акта ухудшение положения Общества не повлечет.

Кроме того, при рассмотрении дела судья районного суда установил, что Обществом нарушены требования СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (л.д. 114).

Между тем из протокола об административном правонарушении следует, что Обществу вменялось нарушение требований Санитарных Правил 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 сентября 2001 года (л.д. 4).

При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит уточнению путем указания на то, что ООО «Лабиринт-Волга» нарушены Санитарные Правила 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Лабиринт-Волга» изменить, исключив указание на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-282/2018

Категория:
Административные
Другие
ООО "Лабиринт-Волга"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Максимова И.А.
Статьи

6.4

Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
30.10.2018Материалы переданы в производство судье
20.11.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее