Дело № 2-2460/2020
УИД 44RS0001-01-2020-002856-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Михайлову Ивану Андреевичу, Ереминой Наталье Николаевне, Казакову Сергею Сергеевичу, Гусеву Дмитрию Юрьевичу, Румянцеву Дмитрию Алексеевичу, Румянцевой Галине Борисовне, Румянцевой Светлане Алексеевне, Боровиковой Людмиле Александровне, Боровикову Михаилу Витальевичу, Саловой Светлане Александровне, Бессоновой Вие Донатовне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бессонова Даниила Сергеевича, Бессоновой Таисии Сергеевны, Лях Елене Дмитриевне, Близнюченко Ларисе Донатовне, Чумакову Никите Александровичу, Лях Наталии Анатольевне, Веселову Эдуарду Вячеславовичу, Косареву Александру Алексеевичу, Косаревой Ирине Михайловне, Кузнецову Валерию Валентиновичу, Кузнецовой Ирине Валентиновне, Кукушкиной Валентине Александровне, Смирнову Владимиру Андреевичу, Шаваркину Владимиру Анатольевичу, Шаваркиной Нине Константиновне, Самариной Елене Игоревне, муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к Михайлову Ивану Андреевичу, Ереминой Наталье Николаевне, Казакову Сергею Сергеевичу, Гусеву Дмитрию Юрьевичу, Румянцеву Дмитрию Алексеевичу, Румянцевой Галине Борисовне, Румянцевой Светлане Алексеевне, Боровиковой Людмиле Александровне, Боровикову Михаилу Витальевичу, Саловой Светлане Александровне, Бессоновой Вие Донатовне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бессонова Даниила Сергеевича, Бессоновой Таисии Сергеевны, Лях Елене Дмитриевне, Близнюченко Ларисе Донатовне, Чумакову Никите Александровичу, Лях Наталии Анатольевне, Веселову Эдуарду Вячеславовичу, Косареву Александру Алексеевичу, Косаревой Ирине Михайловне, Кузнецову Валерию Валентиновичу, Кузнецовой Ирине Валентиновне, Кукушкиной Валентине Александровне, Смирнову Владимиру Андреевичу, Шаваркину Владимиру Анатольевичу, Шаваркиной Нине Константиновне, Самариной Елене Игоревне о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального «Доходный дом, 1890-е гг.», расположенного по адресу: <адрес> (участие соразмерно занимаемой доли), в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг.», расположенного по адресу: <адрес> (участие соразмерно занимаемой доли), и сдачу работ по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг.», расположенного по адресу: <адрес> (участие соразмерно занимаемой доли), в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что здание по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг.». Объект принят на государственную охрану Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16 октября 2015 года № 9503-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом», 1890-е гг. (Костромская область) Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. Предмет охраны объекта утвержден приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 14.11.2017 № 136. В соответствии со ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» приказом Инспекции от 14.11.2017 № 136 утверждено охранное обязательство на объект. Охранное обязательство направлено в адрес всех собственников помещений спорного многоквартирного дома. В рамках подготовки охранного обязательства проведен технический осмотр дома, по результатам которого установлена необходимость проведения работ по его сохранению в срок до 01.07.2019 г., в том числе необходимо: выполнить обследование объекта культурного наследия с целью установления перечня мероприятий по его сохранению (долевое участие); по результатам обследования разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проектную документацию, с предоставлением положительного заключения историко-культурной экспертизы (долевое участие); выполнить ремонтно-реставрационные работы по согласованной с госорганом проектной документации (долевое участие); установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным госорганом проектом (макетом). По состоянию на дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением предложенные мероприятия не выполнены. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Макет информационной надписи на дом Инспекцией не согласовывался.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, НКО «Фонд капитального ремонта», ООО «Комфортные условия», Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы.
В судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области не участвует, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представители истца на основании доверенности Коновалов А.С., Парченкова А.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Костромы на основании доверенности Мальцева И.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что подлежат разграничению работы по сохранению и содержанию объектов культурного наследия. Указала, что проведенное обследование не выявило каких-либо недостатков объекта культурного наследия, кроме того, не был определен перечень работ, которые должны быть исполнены в соответствии с п.2 ст. 47.2 Федерального закона №73-ФЗ. Ремонтные работы относятся к работам по содержанию объекта, а все действия, связанные с научно-исследовательскими работами и реставрацией объекта – к работам по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем обязанность по их исполнению не может быть возложена на собственников жилых помещений. Также указано, что истцом в адрес Администрации г. Костромы не направлено охранное обязательство.
В судебном заседании ответчик Боровикова Л.А. исковые требования не признала, в представленных возражениях указала, что в содержании иска нет перечня конкретных работ, которые должны быть выполнены. Кроме того, пояснила, что в соответствии с действующим законодательством требования истца должны выполняться за счет региональных средств уполномоченными лицами.
Ответчик Румянцева Г.Б. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Ответчик Самарина Е.И. в судебном заседании не участвует, ее интересы на основании доверенности представляет Менькова С.А., которая исковые требования не признала.
Ответчики Косарев А.А., Косарева И.М. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В ранее представленных суду возражениях исковые требования не признали в полном объеме, указали, что требования истца не конкретизированы и в заявленном виде являются неисполнимыми, поскольку не определен конкретный перечень и объем необходимых к проведению работ. Полагают, что требования относительно установления таблички носят незаконный характер, поскольку обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в п. 11 Федерального закона № 73-ФЗ. В случае, если объект культурного наследия принадлежит нескольким лицам, указанным в п. 11 ст. 47.6 Федерального закона, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется по соглашению, заключаемому между данными лицами, а при его отсутствии лицом (лицами), которому принадлежит наибольшая площадь объекта культурного наследия. Возмещение затрат на установку информационных надписей и обозначений лицу (лицам), их установившему, иными лицами, указанными в п. 11 ст. 47.6 Федерального закона, осуществляется на основании соглашения, заключаемого между такими лицами. В случаях отсутствия соглашения и (или) отказа в возмещении затрат лицо (лица), установившее информационные надписи и обозначения, вправе взыскать денежные средства на возмещение понесенных им затрат с иных лиц, указанных в п. 11 ст. 47.6 Федерального закона, в судебном порядке. Указали, что многоквартирный жилой дом передан на облуживание в управляющую компанию ООО «Комфортные условия», которая взимает ежемесячную плату как за содержание, так и на охрану объекта культурного наследия. Также указали, что истцом не указано на конкретные действия, которые каждый из ответчиков должен выполнить в части сохранения объекта культурного наследия, в связи с чем избранный истцом способ защиты права не приведет к его восстановлению.
Ответчик Еремина Н.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики Михайлов И.А., Казаков С.С., Гусев Д.Ю. Румянцев Д.А., Румянцева С.А., Бессонова В.Д., Чумаков Н.А., Лях Е.Д., Лях Н.А., Смирнов В.А., Кузнецов В.В., Кузнецова И.В., Шаваркина Н.К., Шаваркин В.А., Кукушкина В.А., Боровиков М.В., Салова С.А., Близнюченко Л.Д., Веселов Э.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Третье лицо НКО «Фонд капитального ремонта» для участия в деле своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела отсутствие представителя.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела отсутствие представителя.
Представители третьих лиц Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, ООО «Комфортные условия» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ), объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (п. 1 ст. 47.3 Федерального закона 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Судом установлено, что объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» является объектом культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг..» (далее - Объект).
Приказом Минкультуры России от 16 октября 2015 года № 9503-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг. (Костромская область)» Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.
Согласно выпискам из реестра муниципального имущества города Костромы и Единого государственного реестра недвижимости собственниками Объекта являются:
- Михайлов Иван Андреевич (<адрес>, кадастровый №);
- Еремина Наталья Николаевна (<адрес>, кадастровый №);
- Казаков Сергей Сергеевич (<адрес>, кадастровый №);
- Гусев Дмитрий Юрьевич (<адрес>, кадастровый №);
- Румянцев Дмитрий Алексеевич, Румянцева Галина Борисовна, Румянцева Светлана Алексеевна (<адрес>.1, кадастровый №);
- Боровикова Людмила Александровна, Боровиков Михаил Витальевич (<адрес>, кадастровый №);
- Салова Светлана Александровна (<адрес>, кадастровый №);
- Бессонов Даниил Сергеевич, Чумаков Никита Александрович, Бессонова Вия Донатовна, Лях Елена Донатовна, Близнюченко Лариса Донатовна, Бессонова Таисия Сергеевна, Лях Наталия Анатольевна (<адрес>, кадастровый №);
- Веселов Эдуард Вячеславович (<адрес>, кадастровый №);
- Косарев Александр Алексеевич, Косарева Ирина Михайловна (<адрес>, кадастровый №);
- Кузнецов Валерий Валентинович, Кузнецова Ирина Валентиновна (<адрес>, кадастровый №);
- Кукушкина Валентина Александровна (<адрес>, кадастровый №);- Смирнов Владимир Андреевич (нежилое помещение №, кадастровый №);
- Шаваркин Владимир Анатольевич, Шаваркина Нина Константиновна (<адрес>, кадастровый №);
- Самарина (Тетерева) Елена Игоревна (нежилое помещение №, кадастровый №);
- Муниципальное образование городской округ <адрес> ком.2).
Спорный многоквартирный дом находится в управлении ООО «Комфортные условия» с 01 декабря 2019 года.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу пункта 11 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
В силу ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
В силу положений ст.27 Федерального закона № 73-ФЗ на собственниках объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.
Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 14 ноября 2017 года № 136 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта.
В рамках подготовки охранного обязательства проведен технический осмотр Объекта, по результатам которого установлена необходимость проведения работ по сохранению Объекта в срок до 01.07.2019 г., в том числе: выполнить обследование объекта культурного наследия, с целью установления перечня мероприятий по его сохранению (долевое участие); по результатам обследования разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проектную документацию с предоставлением положительного заключения историко-культурной экспертизы (долевое участие); выполнить ремонтно-реставрационные работы по согласованной с Госорганом проектной документации (долевое участие); установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным Госорганом проектом (макетом).
Из материалов дела следует, что копия охранного обязательства направлена в адрес каждого из собственников Объекта, за исключением муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы.
Судом установлено, что ответчиками предложенные мероприятия не выполнены. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия истцом не выдавалось, проектная документация не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало, макет информационной надписи на Объект истцом не согласовывался.
Вместе с тем Объект требует принятия мер по его сохранению.
Ответчики, систематически нарушают действующее законодательство в области охраны объектов культурного наследия, не выполняя требования по сохранению Объекта.
В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские; изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе № 73-Ф3 правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Учитывая, что ответчики уклоняются от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, что может привести к его утрате, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым указать срок, в течение которого ответчиками должны быть проведены указанные мероприятия. Принимая во внимание требования разумности, суд считает, что установленный истцом срок для проведения заявленных мероприятий является обоснованным и достаточным для их проведения.
Доводы ответчиков Косарева А.А., Косаревой И.М. о том, что требования в заявленном истцом виде являются неисполнимыми, поскольку не определен перечень работ, который необходимо провести, судом отклоняются.
Согласно пунктов 1, 5, 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Результаты обследования и проектирования будут представлены истцу, который при соблюдении необходимых требований и утвердит перечень необходимых работ по сохранению объекта культурного наследия.
Доводы ответчиков Косарева А.А., Косаревой И.М. о незаконности требований истца о возложении обязанности установить информационную надпись на объект культурного наследия не основаны на законе, поскольку как указано выше на собственниках объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.
Ссылки ответчиков на то, что обязанность по сохранению объекта культурного наследия должна быть возложена на уполномоченные органы за счет региональных средств, управляющую компанию являются ошибочными, поскольку как указывалось выше, закон возлагает обязанность по сохранению объекта культурного наследия на его собственника.
Тот факт, что на ООО «Комфортные условия» продолжает лежать обязанность по выполнению функций управляющей организации, не освобождает ответчиков от выполнения обязательств, возложенных на них, как на собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Довод представителя Администрации г. Костромы о том, что истцом не направлено охранное обязательство также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не освобождает собственников от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, поскольку такая обязанность лица предусмотрена в силу прямого указания в законе.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.
Обязать Михайлова Ивана Андреевича, Еремину Наталью Николаевну, Казакова Сергея Сергеевича, Гусева Дмитрия Юрьевича, Румянцева Дмитрия Алексеевича, Румянцеву Галину Борисовну, Румянцеву Светлану Алексеевну, Боровикову Людмилу Александровну, Боровикова Михаила Витальевича, Салову Светлану Александровну, Бессонову Вию Донатовну, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бессонова Даниила Сергеевича, Бессоновой Таисии Сергеевны, Лях Елену Дмитриевну, Близнюченко Ларису Донатовну, Чумакова Никиту Александровича, Лях Наталию Анатольевну, Веселова Эдуарда Вячеславовича, Косарева Александра Алексеевича, Косареву Ирину Михайловну, Кузнецова Валерия Валентиновича, Кузнецову Ирину Валентиновну, Кукушкину Валентину Александровну, Смирнова Владимира Андреевича, Шаваркина Владимира Анатольевича, Шаваркину Нину Константиновну, Самарину Елену Игоревну, муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы разработать и согласовать в установленном порядке проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг.», расположенного по адресу: <адрес> (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Михайлова Ивана Андреевича, Еремину Наталью Николаевну, Казакова Сергея Сергеевича, Гусева Дмитрия Юрьевича, Румянцева Дмитрия Алексеевича, Румянцеву Галину Борисовну, Румянцеву Светлану Алексеевну, Боровикову Людмилу Александровну, Боровикова Михаила Витальевича, Салову Светлану Александровну, Бессонову Вию Донатовну, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бессонова Даниила Сергеевича, Бессоновой Таисии Сергеевны, Лях Елену Дмитриевну, Близнюченко Ларису Донатовну, Чумакова Никиту Александровича, Лях Наталию Анатольевну, Веселова Эдуарда Вячеславовича, Косарева Александра Алексеевича, Косареву Ирину Михайловну, Кузнецова Валерия Валентиновича, Кузнецову Ирину Валентиновну, Кукушкину Валентину Александровну, Смирнова Владимира Андреевича, Шаваркина Владимира Анатольевича, Шаваркину Нину Константиновну, Самарину Елену Игоревну, муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг.», расположенного по адресу: <адрес> (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Михайлова Ивана Андреевича, Еремину Наталью Николаевну, Казакова Сергея Сергеевича, Гусева Дмитрия Юрьевича, Румянцева Дмитрия Алексеевича, Румянцеву Галину Борисовну, Румянцеву Светлану Алексеевну, Боровикову Людмилу Александровну, Боровикова Михаила Витальевича, Салову Светлану Александровну, Бессонову Вию Донатовну, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бессонова Даниила Сергеевича, Бессоновой Таисии Сергеевны, Лях Елену Дмитриевну, Близнюченко Ларису Донатовну, Чумакова Никиту Александровича, Лях Наталию Анатольевну, Веселова Эдуарда Вячеславовича, Косарева Александра Алексеевича, Косареву Ирину Михайловну, Кузнецова Валерия Валентиновича, Кузнецову Ирину Валентиновну, Кукушкину Валентину Александровну, Смирнова Владимира Андреевича, Шаваркина Владимира Анатольевича, Шаваркину Нину Константиновну, Самарину Елену Игоревну, муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом, 1890-е гг.», расположенного по адресу: <адрес> (участие соразмерно занимаемой доли) в соответствии с согласованным с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.В. Архипова
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2020 года.
Судья В.В. Архипова