Дело № 2- 2566/2019 21RS0023-01-2019-002378-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания Васильевой А.В., с участием истца Андреевой А.С., ее представителя Ильина В.А., представителя ответчика Ивановой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Андреевой А.С. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа,
установил:
Андреева А.С. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа за период с дата. по дата. в размере 299394,40 руб.
В обоснование требований Андреева А.С. указывает, что страдает хронической почечной недостаточностью 5 стадии, в связи с чем по жизненным показаниям получает ------ 3 раза в неделю в ОП ООО «Диализный центр «Б.ФИО1», расположенном по адресу: адресА. До лечебного заведения добирается самостоятельно. Терапия методом гемодиализа проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи, подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения, и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке, однако в нарушение действующего законодательства, в том числе субъектного, ответчик отказал в возмещении компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа за период с дата. по дата.
В судебном заседании истица Андреева А.С. и ее представитель Ильин В.А. заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Иванова О.Р. просит отказать в иске, указывая на отсутствие у Казенного учреждения правовых оснований для компенсации истице затрат на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Андреева А.С. страдает ------ дата. ей впервые была установлена ------ по общему заболеванию, с дата. – 1 ------ на 2 года, а затем с дата. - бессрочно.
Трижды в неделю, в том числе в период с дата. по дата. истица, проживающая по адресу: адрес, по состоянию здоровья посещает ОП ООО «Диализный центр «------», расположенный по адресу: адресА, в целях получения ------. Таким образом, медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) имеет удаленность от места проживания истца.
В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что до места осуществления гемодиализа Андреева А.С. добирается самостоятельно за свой счет и своими средствами.
дата. Андреева А.С. обратилась в отдел социальной защиты населения Моргаушского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о компенсации расходов, понесенных к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно за период с дата. Также дата. истица обратилась в соответствующий отдела соцзащиты с заявлением о компенсации стоимости проезда за период с дата.
Однако в возмещении суммы расходов ей было отказано.
В Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» от 13.08.2002 г. № 254 диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
В силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата. № 1271/н терапия ------
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
В соответствии с пп. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.
С учетом изложенного транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
В ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ закреплено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.
Разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 11.08.2016 № 323 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно (далее – Порядок).
В первоначальной редакции Порядком предусматривалось осуществление выплаты компенсации казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на основании поданных гражданином в отдел социальной защиты населения Центра предоставления мер социальной поддержки по месту его жительства заявления с указанием номера счета, открытого в кредитной организации, и следующих документов: копии направления на лечение, выданного медицинской организацией; копии справки, выданной медицинской организацией, проводящей процедуру программного гемодиализа на территории Чувашской Республики, с указанием количества проведенных процедур; документов, подтверждающих расходы на проезд; копии документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя (в случае обращения за компенсацией через представителя).
Подача заявления с документами предусматривалась ежеквартально до 15 числа первого месяца квартала, следующего за последним месяцем квартала. Подача заявления о выплате компенсации за 2015 год и за первое полугодие 2016 года с документами предусматривалась до 30 ноября 2016 года.
Представление неполного перечня документов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, либо наличие в представленных документах неполных или недостоверных сведений и истечение установленных пунктом 1.4 настоящего Порядка сроков подачи заявления и документов законодатель предусмотрел в качестве оснований для отказа в выплате компенсации.
Перечисление средств на выплату компенсации гражданам, а также на оплату банковских услуг по перечислению компенсации производится с лицевого счета получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики - Центра предоставления мер социальной поддержки, открытого в Министерстве финансов Чувашской Республики, на счета граждан, открытые в кредитной организации, в течение 30 дней со дня принятия решения о выплате компенсации (п.2.2).
В редакции от 23.11.2016г. (действующей с 05.12.2016г. по 10.03.2018г.) перечень документов, подлежащих представлению в отдел социальной защиты одновременно с заявлением на выплату компенсации (п.1.3 Порядка), был дополнен. Законодатель предусмотрел, что при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих расходы на проезд, выплата компенсации осуществляется в размере стоимости проезда междугородным автомобильным транспортом общего пользования от места жительства к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно, рассчитанном исходя из тарифов на перевозки пассажиров на междугородных внутриреспубликанских маршрутах, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики. При продолжительности проведения процедуры программного гемодиализа более одного дня компенсация выплачивается в размере стоимости однократного проезда.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 28.02.2018 № 63 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016г. № 323» абзац второй пункта 1.4 признан утратившим силу.
В действующей с 04.11.2018г. редакции, утвержденной Постановлением Кабинета Министров ЧР от 24.10.2018 № 418, закреплено, что настоящий Порядок определяет порядок предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, являющимся инвалидами (далее - гражданин), на выплату денежной компенсации стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно (далее также соответственно - компенсация, проезд).
Согласно п.1.3 Порядка, при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих расходы на проезд, выплата компенсации осуществляется в размере стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики от места жительства к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно, рассчитанном исходя из регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики. При продолжительности проведения процедуры программного гемодиализа более одного дня компенсация выплачивается в размере стоимости однократного проезда.
С учетом изложенного, предоставление мер соответствующей социальной поддержки носит заявительных характер и осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя после предоставления заявления и необходимых для выплаты документов.
Из представленного отделом социальной защиты личного дела Андреевой А.С. следует, что в предусмотренные приведенным выше правовым актом сроки последняя в спорный период с заявлениями о компенсации ей расходов на проезд к месту получения процедуры гемодиализа и обратно не обращалась.
Так, с заявлением о возмещении расходов за период с дата. по дата. она обратилась в органы защиты дата., тогда как согласно вышеизложенным нормам подача заявления о выплате компенсации за 2015 год и за первое полугодие 2016 года с документами предусматривалась до дата, а в последующем - ежеквартально до 15 числа первого месяца квартала, следующего за последним месяцем квартала. Более того, заявителем не было приложено документов, подтверждающих ее расходы на проезд за период с дата. по дата., как того требовали действующие на тот момент положения Порядка.
Повторное обращение Андреевой А.С. о возмещении расходов за период с дата. в отдел социальной защиты последовало дата
Таким образом, обращения истца с заявлениями о возмещении расходов в указанный период носили хаотичный характер, предусмотренные действующими положениями требования ею не соблюдались. В судебном заседании Андреева А.С. утверждала, что, зная положения Порядка возмещения расходов, она обращалась в отдел соцзащиты в установленном порядке и сроки, однако данные утверждения истца в судебном заседании не нашли своего доказательственного подтверждения.
Поскольку истечение установленных пунктом 1.4 Порядка сроков подачи заявления и документов и представление неполного перечня документов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, в силу его п.1.6 законодатель предусмотрел в качестве оснований для отказа в выплате компенсации, суд отказывает в удовлетворении требований Андреевой А.С. о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа за период с 01дата.
При этом суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истцы о взыскании данной меры социальной поддержки за период с 01дата., поскольку, как следует из представленных доказательств, дата. Андреева А.С. в установленном порядке обратилась в орган соцзащиты с заявлением о выплате денежной компенсации стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования за предшествующий квартал (с дата.).
дата ответчиком был принято решение о предоставлении ей данного вида социальной гарантии за период с дата. Однако проезд за период с дата. не компенсирован.
Оспаривая обязанность компенсации истице указанного периода, представитель ответчика ссылается на то, что положениями Порядка, действующего в редакции от дата., выплата денежной компенсации стоимости проезда пригородным автомобильным транспортом общего пользования к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно, не предусматривалась, тогда как проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно истица осуществляла по пригородному маршруту.
Как указано выше, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
А поскольку проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощи, и в данном случае выезд Андреевой А.С. с места жительства обусловлен исключительно невозможностью получения ею жизненно необходимого лечения по месту жительства, истица не может быть лишена права на возмещение расходов, понесенных ею в целях получения специализированной медицинской помощи, услуги по оказанию которой отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отсутствие в правовых нормах действующего до дата. Порядка прямого указания на возможность выплаты денежной компенсации стоимости проезда расходов к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях пригородным автомобильным транспортом общего пользования, по мнению суда не может служить основанием для нарушения либо ущемления прав инвалида и ограничения ее возможностей по сравнению с другими гражданами (инвалидами), проживающими более удаленно и получавшими соответствующую компенсацию стоимости проезда междугородным автомобильным транспортом общего пользования.
Факт и периодичность прохождения Андреевой А.С. лечения гемодиализом с дата. (15 сеансов лечения) в ОП ООО «------» подтвержден картой проведения амбулаторных сеансов диализа, представленной в материалах дела.
При таком положении суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы соответствующую компенсацию за период с дата.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.05.2018 № 160 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики» утвержден размер тарифа на перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики в пригородном сообщении транспортными средствами категорий «М2», «М3» при оплате наличными денежными средствами в размер 2,72 руб. за 1 км.
Как следует из ответа Минтранса Чувашии, от места жительства истицы до места оказания специализированной медицинской помощи программного гемодиализа имеется прямое транспортное сообщение маршрутным автобусом № 112-п «Чебоксары (АВ «Пригородный» - Моргауши (ДКП с.Моргауши). Данный маршрут является пригородным.
Согласно сообщению Минтранса Чувашии администрации Моргаушского района Чувашской Республики от дата., представленного представителем ответчика суду, расстояние от начального пункта (автовокзал «Никитана с.Моргауши) до конечного пункта (кольцо «Роща» г.Чебоксары) составляет 45 км.
Принимая во внимание изложенное, стоимость проезда, подлежащего компенсации истице, с учетом возмещения стоимости проезда сопровождающему лицу, за период с дата. составляет 7344 руб. исходя из следующего расчета: 2,72 руб.*45 км.*15 дней*2 (проезд в обратную сторону) *2 (расходы на сопровождающее лицо). Соответственно суд взыскивает с КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии в пользу Андреевой А.С. компенсацию стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа за период с дата. в размере 7344 руб., тогда как в удовлетворении остальной части взыскания компенсации за период с дата. в размере 292050 руб. 40 коп. (299394,40 руб. – 7344 руб.), с учетом вышеизложенного, отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
взыскать с Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в пользу Андреевой ФИО10 компенсацию стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа за период с дата. по дата. в размере 7344 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Андреевой ФИО9 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа за период с дата. в размере 292050 руб. 40 коп., отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Председательствующий судья А.В.Порфирьева