Дело № 2-1191/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 22 ноября 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Буйнакский завод «Известняк»» о возложении обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Буйнакский завод «Известняк»» о возложении обязанности направить в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет деятельность по производству гранул и порошков из природного камня. В указанных целях ООО «Буйнакский завод «Известняк» эксплуатируется промышленная площадка, в том числе источники выбросов веществ в атмосферный воздух. Земельный участок и производственный цех переданы в пользование общества на основании договора аренды (от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). Производство расположено в населенном пункте, в непосредственной близости от жилых домов, образовательных учреждений. Несмотря на это, ответчиком заявка о постановке объекта негативного воздействия на окружающую среду не подавалась и на государственном учете не стоит.
В ходе судебного заседания представитель истца – старший помощник прокурора Прокофьева Ю.Ю. поддержала исковое заявление и просила удовлетворить его по изложенным в нем основаниям.
Представитель ООО «Буйнакский завод «Известняк» по доверенности Абдуллатипова З.А. в судебном заседании исковые требования признала, при этом пояснила, что указанные в иске нарушения будут устранены в ближайшее время.
Третьи лица: Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора и Министерство природных ресурсов и экологии РД надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно п. 1 ст. 34 - Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно абзацу 52 указанной статьи объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Пунктом 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Государственный реестр объектов HBOC состоит из федерального государственного реестра объектов HBOC, содержащего сведения об объектах, подлежащих ФГЭН, и региональных государственных реестров объектов HBOC, содержащих сведения об объектах, подлежащих РГЭН (п. п. 7, 8 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).
Оператором государственного реестра является Росприроднадзор (п. 3 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).
Из пункта 12 разъяснений, приведенных в письме Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», следует, что в соответствии в п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует).
В случае если объект HBOC передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор.
По смыслу ч. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ и ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководитель организации - лицо, которое без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия и т.д., а специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актам или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации эколого-значимых решений, проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности работников данной организации, предприятия, населения и территории.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Буйнакский завод «Известняк» переданы земельный участок с кадастровым номером 05:11:000048:1339 и цех в производственных целях на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Буйнакский завод «Известняк» направлено представление об устранении нарушений закона, а именно, законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, представляющего опасность окружающей среде и здоровью населения при эксплуатации промышленной площадки, в том числе источников выбросов веществ в атмосферный воздух.
Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ 02-01/2023/3 в адрес руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, межрайприродоохранная о предоставлении сведений и документов о соблюдении предприятиями требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработке программ производственного экологического контроля, а также сведений о том, каким образом ООО «Буйнакский завод «Известняк» производится газоочистка, последним дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что запрашиваемая информация в части, касающейся ООО «Буйнакский завод «Известняк» в межрегиональном управлении отсутствует.
Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии РД от ДД.ММ.ГГГГ №, предприятия зарегистрированы в реестре объектов НВОС Минприроды РД.
Из письма генерального директора ООО «Буйнакский завод «Известняк» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявка о постановке на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду не подавалась, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении Обществом установленных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также об охране атмосферного воздуха при осуществлении своей деятельности, что тем самым представляет опасность окружающей среде и здоровью населения.
Статьей 1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено понятие экологического риска - вероятности наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также понятие экологической безопасности - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с требованиями ст.ст. 34, 39 Закона № 7-ФЗ размещение, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды.
Таким образом, ответчиком нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, не обеспечивается их экологическая безопасность, и гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 1 и 4 Закона № 7-ФЗ права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Пунктом 1. ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом в судебном заседании установлено, что в соответствии с действующим законодательством на ООО «Буйнакский завод «Известняк» возложена обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которая последним не исполнена.
При установленных обстоятельствах, ввиду представленных доказательств, свидетельствующих о невыполнении ООО «Буйнакский завод «Известняк» возложенных законом обязанностей, влекущих за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что заявленные требования махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд, принимая решение, также учитывает признание ответчиком заявленного иска (ч.4.1 ст.198 ГПК РФ).
С учетом положений ст.98 ГПК РФ и ст. 333.19 п.3 НК РФ с ООО «Буйнакский завод «Известняк» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 6.000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Буйнакский завод «Известняк»» о возложении обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить.
Обязать ООО «Буйнакский завод «Известняк» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда направить в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Взыскать с ООО «Буйнакский завод «Известняк» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.С. Галимова