Дело № 2-1093/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 22 мая 2018 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Дубовиковой Е.П.,
с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой Марины Дмитриевны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми о назначении пенсии,
установил:
истец обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте РК о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным положениями пп.2 п. 1 ст. 30 и п.2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 22 ноября 2017 года; возложении обязанности выплатить недоплату с 22 ноября 2017 года, взыскании судебных расходов в размере 7 000,00 рублей, госпошлины в размере 300,00 рублей, оплаченной при подаче иска.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 22.11.2017 истец, по предложению центра занятости, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии от 09.02.2018 ей было отказано по мотиву отсутствия необходимого стажа с тяжёлыми условиями труда по Списку № 2, указанный стаж определен 7 лет 09 мес., 15 дней. Истец не согласна с исключением ответчиком спорных периодов работы в должности горнорабочей поверхности с 03.08.2004 по 29.04.2005, производственной практики с 01.02.2005 по 31.03.2005, а также периодов обучения техники безопасности, курсов повышения квалификации, учебных отпусков, медицинской комиссии. С учетом оспариваемых периодов её стаж работы по Списку № 2 составит более 8 лет, что даёт право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп 2 п. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 330 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О занятости населения в РФ».
Ответчик, не соглашаясь с требованиями истца, в отзыве на иск указал, что спорные периоды работы отражены в выписке из индивидуального лицевого счета без льготных составляющих. Ответчик считает чрезмерно завышенной сумму судебных расходов.
Истец в судебном заседании участия не принимает, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимает, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.
Из материалов пенсионного дела следует, что 22.11.2017 в ГУ УПФ РФ в г.Воркуте поступило заявление Зверевой М.Д. по предложению ГУ РК «Центра занятости населения города Воркуты» о назначении страховой пенсии по старости по основаниям предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 09.02.2018 № 499033/17 УПФ РФ в г.Воркуте Зверевой М.Д. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
По представленным документам, как следует из решения, на день обращения за пенсией ответчиком установлена следующая продолжительность стажа:
Страховой стаж (календарно) – 22 года 01 мес. 28 дня;
Стаж работы по Списку № 2– 07 лет 09 мес., 15 дней;
Стаж работы в РКС – 19 лет 03 мес., 13 дней.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что оспариваемые периоды с 03.08.2004 по 31.01.2005, с 01.02.2005 по 31.03.2005, с 13.09.2006 по 14.09.2006, с 16.10.2012 по 17.10.2012, 28.11.2016, 12.12.2013, 14.07.2015, 16.06.2016, с 01.10.2007 по 05.10.2007, 01.12.2010 не учтены в специальный стаж по Списку №2, а зачтены в общий стаж.
Пунктом 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (пункт 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Таким образом, досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.30 Закона № 400-ФЗ производится, в случае если работа, выполняемая гражданином, предусмотрена соответствующими списками.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
По сведениям трудовой книжки в оспариваемый период с 03.08.2004 по 31.01.2005 Зверева М.Д. работала горнорабочей поверхности 1 разряда углеобогатительной фабрики «Шахты Воркутинская» ОАО Воркутауголь».
Профессия «горнорабочий» (код 2030000а-11708) поименована в Списке N 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в главе II "Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых".
Таким образом, суд считает, что в оспариваемый период работы по профессии «горнорабочий 1 разряда» углеобогатительной фабрики СП «Шахта Воркутинская» с 03.08.2004 по 31.01.2005, подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2, за исключением периодов отвлечения от основной трудовой деятельности.
В период с 01.02.2005 по 31.03.2005 истец проходила производственную практику в качестве машиниста установок углеобогащения.
В Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе II "Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых" предусмотрено, что право на пенсию на льготных условиях имеют рабочие по профессии "машинисты установок обогащения и брикетирования" (2030000а-14315).
Из изложенного следует, что период производственной практики с 01.02.2005 по 31.03.2005 в качестве машиниста установок углеобогащения подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2.
В периоды с 13.09.2006 по 14.09.2006, с 16.10.2012 по 17.10.2012 истец проходила обучение по технике безопасности, 28.11.2016, 12.12.2013, 14.07.2015, 16.06.2016 - обучалась на курсах повышения квалификации, с 01.10.2007 по 05.10.2007 находилась в учебном отпуске, 01.12.2010 - проходила медицинскую комиссию.
Оспариваемые периоды обучения на курсах, техминимумов, учебных отпусков, донорских подлежат включению в стаж, наравне с работой, в течение которой они предоставлялись, в силу следующего.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии с § 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972 г., утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 г.: «Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, -10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах -1 день.
Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и технического инструктажа по технике безопасности (техминимум) на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, как работника угольной промышленности.
В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
Статьей 214 Трудового кодекса РФ установлены обязанности работника в области охраны труда, в том числе обязанность соблюдать требования охраны труда; проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Лицам, направленным на прохождение медицинского осмотра, Трудовым кодексом РФ предоставляются следующие гарантии:
- время прохождения медосмотра включается в стаж работы, дающий право работнику на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ);
- за время прохождения медосмотра работник не может быть уволен или переведен на другую должность, т.е. за ним сохраняется место работы (должность) (ст. 212 ТК РФ);
- на время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).
Следовательно, периоды прохождения предварительного обучения по охране труда (техминимума), обучения на курсах повышения квалификации, учебных отпусков, дни для прохождения медицинских осмотров, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и подлежат включению в специальный стаж по Списку № 2 наравне с периодами трудовой деятельности, в течение которой они протекали.
С учетом оспариваемых периодов с 03.08.2004 по 31.01.2005, с 01.02.2005 по 31.03.2005, с 03.08.2004 по 31.01.2005, с 01.02.2005 по 31.03.2005, с 13.09.2006 по 14.09.2006, с 16.10.2012 по 17.10.2012, 28.11.2016, 12.12.2013, 14.07.2015, 16.06.2016, с 01.10.2007 по 05.10.2007, 01.12.2010, признанных судом подлежащими включению в специальный стаж, стаж истца на соответствующих видах работ по Списку № 2, для определения права на пенсию по состоянию на 22 ноября 2017 года составит более 8 лет.
На момент обращения с заявлением в ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Воркуте 22 ноября 2017 года истец достигла возраста 44 лет.
С учетом положений абзаца 2 пункта 2 части 1 статьи 30 пункт, пункта 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также пункта 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", требуемый стаж на работах с тяжелыми условиями труда по достижении 44 лет составит 8 лет, в связи с чем Зверева М.Д. имеет право на назначение страховой пенсии с 22 ноября 2017 года.
Согласно квитанций № 36 от 22.03.2018 и № 28 от 16.03.2018 истец оплатил за ведение гражданского дела 7 000,00 рублей.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, объем оказанных истцу услуг, ходатайства ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы в размере 5000 рублей.
С ответчика в соответствии со статьей 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте назначить Зверевой Марине Дмитриевне трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст.30 и пункта 2 ст. 33 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года с 22 ноября 2017 года, выплатить Зверевой Марине Дмитриевне неполученную сумму пенсии за период с 22 ноября 2017 года по 31 мая 2018 года.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми в пользу Зверевой Марины Дмитриевны судебные расходы в размере 5300,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Е.Ю. Солодило