Дело № 2а-820/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 мая 2019 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Михайловой Любови Александровны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа незаконным и обязании,
У С Т А Н О В И Л
Административный истец Михайлова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, в котором просит признать отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выраженный в письме № от 15.03.2019 незаконным и обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики в течении 10 дней после вступления в силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности и земельного участка :Т/п1 находящийся в государственной или муниципальной собственности, выполненную кадастровым инженером ФИО3 Требования административным истцом Михайловой Л.А. мотивированы тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1003 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и в 2017 году выяснилось, что часть огороженного фактически используемого ею земельного участка (палисадник) площадью 27 кв.м. находится на землях Кугесьского сельского поселения. Далее административный истец указывает, что в отношении неё Управлением Росреестра по ЧР 19.10.2017 был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому установлено, что часть фактически используемого земельного участка площадью 27 кв.м., находящаяся с юго-восточной стороны (со стороны <адрес>) за пределами границ земельного участка в кадастровом квартале <данные изъяты> ею используется в отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, а также ей 18.10.2017 было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ. Как указано далее, в целях устранения нарушений земельного законодательства и надлежащего оформления земельного участка административный ответчик обратилась к кадастрового инженеру для подготовки схемы расположения земельного участка и кадастровым инженером ФИО3 была подготовлена схема расположения земельного участка по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности и земельного участка :Т/п1 находящийся в государственной или муниципальной собственности. Как указывает административный истец, она 18.02.2019 в соответствии с п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ обратилась в администрацию Чебоксарского района с просьбой принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить данное решение с приложенной схемой, но администрация Чебоксарского района письмом от 15.03.2019 отказало ей в утверждении схемы расположения и перераспределении земельных участков, по причине того, что территория, образуемая из земель государственной собственности и предполагаемая к включению в состав вновь образуемого перераспределяемого земельного участка является территорией общего пользования (улично-дорожная сеть), которая не подлежит приватизации, и данный отказ административный истец считает незаконным, необоснованным и нарушающим его права. Как указывает далее административный истец в административном исковом заявлении, в своём письме от 15.03.2019 администрация Чебоксарского района в качестве основания для отказа сослалась на п.6 ст. 11.9, п. п. 3 п. 16 ст. 11.10, п. п.11 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, однако в своём отказе орган местного самоуправления ссылается на основания, которые не подлежат применению к данной ситуации. Далее указано, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий, данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления и по общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 № 18-30), в связи с чем правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт. Далее указано, что административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств того, что спорный земельный участок является землями общего пользования, а также нахождение его в пределах красных линий, в соответствии с чем оспариваемый отказ является незаконным, немотивированным, что противоречит требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
На судебное заседание административный истец Михайлова Л.А., надлежаще и своевременно извещённая, не явилась.
На судебном заседании представитель административного истца Алексеев Б.В. административный иск поддержал в полном объёме и просил его удовлетворить по изложенным в нём основаниям. Также пояснил, что земельный участок площадью 29 кв.м., который они хотят присоединить к земельному участку административного истца с кадастровым № при данном перераспределении, и земельный участок площадью 27 кв.м., на котором находится палисадник и часть отмостки жилого дома, по поводу которого административного истца привлекли к административной ответственности, является одним и тем земельным участком и они хотят узаконить этот земельный участок.
На судебное заседание представитель административного ответчика – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, представив письменный отзыв, согласно которому просят в удовлетворении требований отказать.
На судебном заседании представитель заинтересованного лица – Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённый, не явился.
Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Также согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (п. 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 9).
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) права и свободы заявителя, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, и суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из буквального содержания административного искового заявления и собранных по делу материалов, а также из правовой позиции, на которой настаивал представитель административного истца в судебном заседании, административным истцом заявлены требования о признании незаконными действия административного ответчика, которое заключается в том, что оспариваемым решением (письмом) от 15.03.2019 под № административный ответчик отказал административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в собственности административного истца и земельного участка с обозначением :Т/п1, государственная собственность на которую не разграничена, подготовленного кадастровым инженером ФИО3, по мотивам того, что территория, образуемая из земель государственная собственность на которые не разграничена, и предполагаемая к включению в состав вновь образуемого перераспределяемого земельного участка, является территорией общего пользования (улично-дорожная сеть), которая не подлежит приватизации.
В связи с этим юридически значимыми обстоятельствами, необходимыми для установления фактических обстоятельств дела, является установление факта нарушения вышеуказанным решением административного ответчика прав и свобод административного истца, а также не соответствие этого решения требованиям закона или иного нормативно правового акта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что также не оспаривается сторонами, административному истцу на праве собственности с 4.06.2004 года принадлежит земельный участок с кадастровым № и площадью 1003 +/- 22 кв.м., расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика Чебоксарский район сельское поселение Кугесьское <адрес>.
Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт 27.06.2000 как ранее учтенный и местоположение границ данного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть имеется описание местоположения границ данного земельного участка, что следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 6-9). Согласно данной Выписке этот земельный участок имеет форму четырёхугольника с прямыми краями.
Также в ходе проверки, проведенной государственным инспектором Чувашской Республики по использованию и охране земель 18.10.2017 установлено, что административный истец использует земельный участок площадью 27 кв.м., находящийся со стороны <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики на землях общего пользования, то есть за пределами вышеуказанного земельного участка с кадастровым №, что также следует из представленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике материалов дела об административном правонарушении № в отношении административного истца Михайловой Л.А.
Также представитель административного истца в судебном заседании подтвердил вышеуказанные обстоятельства и также пояснил, что в силу требований ч. 2 ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ является надлежащими доказательствами по данному административному делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, что они как раз и хотели вышеуказанный земельный участок площадью 27 кв.м. получить в собственность при перераспределении земельных участков, в котором административный ответчик им отказал.
Так, 18.02.2019 административный истец Михайлова Л.А. обратилась к главе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о перераспределении земельных участков, а именно: принадлежащего ей земельного участка с кадастровым №, указав, что часть огороженного используемого ею земельного участка площадью 29 кв.м. находится на землях Кугесьского сельского поселения, подготовив схему расположения земельного участка и с просьбой в соответствии с п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить ей данное решение с приложенной схемой.
Оспариваемым письмом администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 15 марта 2019 года административному истцу Михайловой Л.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования.
Так, ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п. 3 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).
Также в силу требований п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, то есть запрет их передачу в частную собственность, при этом под территориями общего пользования в силу требований п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Исходя из имеющихся в материалах административного дела доказательств и иного суду не представлено, а именно материалов дела об административном правонарушении № в отношении административного истца Михайловой Л.А., в том числе акта проверки от 18.10.2017, проведенной государственным инспектором Чувашской Республики по использованию и охране земель, содержания схемы расположения испрашиваемого земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО3, выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым № следует, что вышеуказанный испрашиваемый земельный участок площадью 29 кв.м. в координатах, указанной в схеме, расположен в границах территории общего пользования, а именно <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, так как данный испрашиваемый земельный участок площадью 29 кв.м. расположен по отношению к границам земельного участка с кадастровым № именно со стороны <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, а последний земельный участок, как указано выше, имеет форму четырёхугольника с прямыми краями со всех сторон.
Также, из сличения фрагмента карты генерального плана <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики 6 мая 2004 года, что следует из свободного доступа в сети Интернет на официальном сайте Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, и представленного административным истцом административному ответчику для утверждения вышеуказанной схемы расположения земельного участка по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в собственности административного истца и земельного участка с обозначением :Т/п1, государственная собственность на которую не разграничена, подготовленного кадастровым инженером ФИО3, следует, что данный образуемый земельный участок площадью 29 кв.м. расположен с пересечением красных линий, то есть на территории общего пользования, так как на карте генерального плана земельный участок административного истца с № также имеет форму четырёхугольника с прямыми краями, в том числе со стороны улицы, а из данной схемы расположения земельного участка следует, что вновь образуемый земельный участок имеет форму многоугольника, то есть с выпячиванием в сторону улицы (территории общего пользования) именно земельного участка с обозначением :Т/п1 и площадью 29 кв.м.
Так, в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом не имеется сведений о признании данного генерального плана недействительными или об его оспаривании.
Учитывая вышеуказанные нормы права и оценивая представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также разрешая административные исковые требования в заявленных пределах, суд приходит к выводу о том, что образование испрашиваемого земельного участка площадью 29 кв.м. при перераспределении осуществлено в нарушение требований ст. 11.9, 85 Земельного кодекса РФ, в связи с чем предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконными оспариваемого решения и вытекающего из этого требований об обязании администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в течении 10 дней после вступления в силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №. находящегося в частной собственности и земельного участка :Т/п1, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выполненную кадастровым инженером ФИО3, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Михайловой Любови Александровны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выраженного в письме № от 15.03.2019 незаконным и обязании администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в течении 10 дней после вступления в силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности и земельного участка :Т/п1, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выполненную кадастровым инженером ФИО3, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья : Афанасьев Э.В.