РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года <адрес>
Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А.,
рассмотрев административное дело № 2а-548/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к С.С.А. о взыскании задолженности по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к С.С.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, транспортному налогу, пени, земельному налогу, пени, указав в его обоснование, что С.С.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в качестве налогоплательщика. Согласно сведениям, представленных регистрирующими органами, С.С.А. являлась собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: земельных участков по адресу: <адрес> (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); легкового автомобиля КИА СОРЕНТО, государственный регистрационный знак №; квартиры по адресу: <адрес> (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); иных строений, помещений, сооружений по адресу:<адрес>дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); объекта незавершенного строительства по адресу:<адрес>, старый (дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ).
В адрес налогоплательщика были направлены уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По указанному сроку административный ответчик оплату не произвел.
В связи с несвоевременной оплатой налогов налогоплательщику на суммы неуплаченных налогов начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
В связи с наличием недоимки, ответчику направлялось требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования ответчиком добровольно не были исполнены, что послужило основанием для обращения МИФНС России № по <адрес> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного ответчика задолженности. После чего, мировому судье поступило возражение от налогоплательщика, и в соответствии ст. 123.7 КАС РФ суд отменил судебный приказ, определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.
В своих возражениях административный ответчик выразила свое несогласие с суммой задолженности, однако обоснованных доводов не привела.
По поводу представленных возражений инспекция поясняет следующее.
В отношении С.С.А. по делу о банкротстве № № определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ введена процедура реализации имущества гражданина. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель С.С.А. признана банкротом, и в отношении ее введена процедура реализации имущества.
В конкурсную массу включено имущество как обеспеченное залогом перед залоговыми кредиторами ПАО «Сбербанк», АО «Россельхозбанк», АО «ВСТКБ», так и не залоговыми. Залоговое имущество реализовывалось на торгах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В течение ДД.ММ.ГГГГ года финансовым управляющим проводилась работа по реализации не залогового имущества - доли в уставном капитале ООО «<адрес>» и доли на земельный участок по адресу: <адрес>., от которого предполагалось погашение текущей задолженности. Данное имущество было реализовано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, арбитражным управляющим были завершены мероприятия по распределению полученных денежных средств в соответствии со ст. 134, 138 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее - Закон о банкротстве).
Информация о наличии данной текущей задолженности направлялась в адрес арбитражных управляющих письмами инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой арбитражного управляющего - ФИО7
Сумма текущей задолженности отражена в разделе «Сведения о сумме текущих обязательств должника отчета финансового управляющего о своей деятельности» в размере 472 998,10 руб. Данная сумма отражается в отчетах с ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 138 Закона о банкротстве установлен следующий порядок распределения денежных средств, полученных от реализации предмета залога:
В случае, если залогом имущества должника обеспечиваются требования конкурсного кредитора по кредитному договору, из средств, вырученных от реализации предмета залога, восемьдесят процентов направляется на погашение требований конкурсного кредитора по кредитному договору, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Оставшиеся средства от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в следующем порядке:
пятнадцать процентов от суммы, вырученной от реализации предмета залога, - для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований;
оставшиеся денежные средства - для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
В связи с чем, денежные средства вырученные от реализации залогового имущества, направлены на погашение задолженности залоговым кредиторам, включенной в реестр требований кредиторов, а так же судебных расходов, оплату услуг привлечённым лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть с даты вынесения определения об этом.
Сумма задолженности в размере 320 613,83 рублей, по которой инспекция обратилась в суд для взыскания является текущей, поскольку возникла после даты принятия судом заявления (ДД.ММ.ГГГГ).
Статья 213.27 Закона о банкротстве устанавливает очередность удовлетворения требований кредитов по текущим платежам за счет конкурсной массы, т.е. удовлетворение требований конкурсным управляющим в рамках соответствующей процедуры банкротства. За счет реализации имущества размер конкурсной массы составил 4 637 970,00 руб. (до реализации конкурсная масса составляла 32 104 628.00 руб.)
При получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительское производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам (ч. 4 ст. 213.27 Закона о банкротстве).
Следовательно, в соответствии с ч. 4 ст. 213.27 Закона о банкротстве допускается возможность взыскания задолженности по текущим платежам гражданина-должника, признанного арбитражным судом банкротом, в рамках исполнительного производства, но при отсутствии у судебного пристава - исполнителя возможности обращать взыскание на имущество указанного должника.
На момент поступления отмены судебного приказа, мероприятия по реализации имущества указанного должника не были завершены, в связи с чем, документы были направлены в адрес арбитражного управляющего, в суд не обращались.
В адрес финансового управляющего ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, направлено информационное письмо с расшифровкой текущей задолженности о наличии у гражданки С.С.А. не погашенной текущей задолженности и принятию мер для ее погашения. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО7 поступила информация, согласно которой денежные средства на погашение данной задолженности в конкурсной массе отсутствуют, соответственно у инспекции возникла необходимость в обращении за взысканием задолженности в судебном порядке вне рамок дела о банкротстве.
В Постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства (ст. ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации). Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования.
В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Ж РФ требование о взыскании налога, сбора, Пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, по состоянию на текущую дату, шестимесячный срок для подачи административного искового заявления истек. Задолженность до настоящего времени налогоплательщиком не погашена. В этой связи инспекция вынуждена обратиться в суд с заявлением о взыскании данной задолженности, ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд. Обстоятельством, послужившим причиной пропуска процессуального срока явилось то, что на момент поступления в инспекцию определения об отмене судебного приказа, мероприятия по реализации имущества указанного должника не были завершены, в связи с чем, документы были направлены в адрес арбитражного управляющего, инспекция в суд не обращалась.
Сумма недоимки на дату составления настоящего административного искового заявления с учетом частичной оплаты составляет 320 613,83 рублей.
Административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, взыскать со С.С.А. задолженность за ДД.ММ.ГГГГ года по налогу на имущество физических лиц в сумме 298 316,83 руб., пени в сумме 6 008,07 руб.; по транспортному налогу в размере 12903 руб., пени 191,93 руб.; по земельному налогу в сумме 3 148 руб., пени 46,83 руб., всего 320 613,83 рубля.
Представитель административного истца, административный ответчик о времени и месте рассмотрения административного искового заявления уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик возражений на административное исковое заявление суду не представил.
В соответствии с п. 2 ст. 150, п. 2 ст. 289 КАС, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, изучив административное исковое заявление и приложенные к нему документы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.3 НК Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями ст. ст. 83, 356, 357, 358, 361, 362, 363 НК Российской налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Для физических лиц - владельцев легковых автомобилей, таковым является место жительства (место пребывания) физического лица, на которых зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии с положениями подп.7 п.2 ст. 358 НК РФ, транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия, таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактической эксплуатации.
С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
К упомянутым выше объектам недвижимости в силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Согласно ч. 1 ст.387 НК РФземельныйналогустанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст.388 НК РФналогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающиеземельными участками, признаваемыми объектомналогообложенияв соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направленияналоговыморганом налогоплательщику требования об уплатеналогав порядке статей69и70 НК РФ.
Требование об уплатеналога(сбора) согласно ст.69 НК РФпредставляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумменалога(сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную суммуналогаи соответствующиепени.
Пунктами 2, 4 ст.69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплатеналоганаправляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный срок суммыналога; требование об уплатеналогадолжно содержать сведения о сумме задолженностипоналогу, размерепеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплатыналога, установленного законодательством оналогахи сборах, сроке исполнения требования, а также о мерахповзысканиюналогаи обеспечению исполнения обязанностипоуплатеналога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взиманияналогаи ссылку на положения законодательства оналогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатитьналог.
В соответствии с п. 1 ст.70 НК РФтребование об уплатеналогадолжно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженностипопенями штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплатеналогадолжно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями статьи48Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган поместу жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трехлетсо дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трехлетсо дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье70Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. ст.52,69 НК РФналоговоеуведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплатеналоганаправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 ст. 75 пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога или сбора.
Приведенные выше нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ для взыскания задолженности в бесспорном порядке.
Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу РФ.
Как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.С.А. являлась собственником транспортного средства марки КИА СОРЕНТО, государственный регистрационный знак №.
Кроме того, С.С.А. являлась собственником квартиры по адресу: <адрес>, м-он Новый, <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); иных строений, помещений и сооружений, расположенных по адресу:<адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, старый (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); земельных участков по адресу: <адрес> ( с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ);<адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ - дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69, 70 НК Российской Федерации, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ст. 75 НК Российской Федерации).
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П).
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N № по <адрес> С.С.А. за ДД.ММ.ГГГГ года был начислен транспортный налог на транспортное средство марки КИА СОРЕНТО, государственный регистрационный знак № в размере 12903 руб., налог на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 426809 руб., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 3 148 руб.
В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты установлен ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Налоговое уведомление направлено С.С.А. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика и получен ею ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
Между тем, в соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
С.С.А. является пользователем интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", что ею не оспаривалось.
Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается распечаткой страницы интернет-браузера личного кабинета С.С.А.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведений о том, что С.С.А. обращалась в налоговый орган, в том числе и в МИ ФНС России по <адрес> № с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, С.С.А., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленным в ее адрес налоговыми уведомлениями, а также требованиями об уплате налогов и пени.
В установленный законом срок С.С.А. обязанности по уплате налогов не исполнила, в связи, с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес направлено требование N № об уплате транспортного налога в сумме 12903 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 426809 руб., земельного налога в сумме 3148 руб., пени по транспортному налогу в сумме 191,93 руб., пени по налогу на имущество в сумме 6 348,78 руб., пени по земельному налогу в сумме 46,83 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ, получено ДД.ММ.ГГГГ.
Требование МИФНС России № по <адрес> административным ответчиком в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения в апреле 2019 года к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в суд с указанным административным исковым заявлением.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.1. НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
На момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления возможность взыскания налога и пени по обязательным платежам налоговым органом утрачена, шестимесячный срок для обращения за судебной защитой подлежит исчислению со дня следующего за днем вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что ПАО Сбербанк ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании банкротом индивидуального предпринимателя С.С.А. и утверждении временным управляющим арбитражного управляющего ФИО1 из числа членов НП «СОАУ «<адрес>».
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя С.С.А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим индивидуального предпринимателя С.С.А. утвержден арбитражный управляющий ФИО2.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель С.С.А. (адрес: <адрес>; ОГРНИП №/ИНН №) признана банкротом. В отношении индивидуального предпринимателя С.С.А. введена процедура реализации имущества гражданина сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Назначено рассмотрение результатов процедуры реализации имущества гражданина в судебное заседание арбитражного суда на 09 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ в помещении Арбитражного суда <адрес>. Утвержден финансовым управляющим индивидуального предпринимателя С.С.А. арбитражный управляющий ФИО2.
В силу пункта 3 статьи 213.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Как установлено в судебном заседании, ПАО Сбербанк ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании банкротом индивидуального предпринимателя С.С.А. и утверждении временным управляющим арбитражного управляющего ФИО1 из числа членов НП «СОАУ «<адрес>». Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя С.С.А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим индивидуального предпринимателя С.С.А. утвержден арбитражный управляющий ФИО2.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель С.С.А. (адрес: <адрес>; ОГРНИП №/ИНН №) признана банкротом.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Поскольку сроки окончания налоговых периодов в отношении заявленной ко взысканию по настоящему делу суммы задолженности по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам за 2015-2017 годы наступили после принятия заявления о признании С.С.А. банкротом, данная сумма задолженности является текущим платежом.
Соответственно, относятся к текущим платежам и суммы пени, начисленной за несвоевременную уплату налога на имущество, земельного и транспортного налога за 2015-2017 годы, что соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 27 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
При оценке доводов административного истца суд учитывает, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Вместе с тем, налоговым органом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административный истец просил восстановить пропущенный процессуальный срок, поскольку на момент поступления определения об отмене судебного приказа, мероприятия по реализации имущества указанного должника не были завершены, в связи с чем, документы были направлены в адрес арбитражного управляющего, в суд не обращались.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> и <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с С.С.А. в пользу Инспекции спорной задолженности, который отменен ДД.ММ.ГГГГ, а административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если этим законодательством не предусмотрено иное. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая вышеизложенное и как следует из материалов дела, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением по истечении одного года и 9 месяцев после отмены судебного приказа, пропустив установленный законом срок.
Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Доводы административного истца о пропуске срока, в связи с направлением документов в адрес арбитражного управляющего, не могут быть признаны в качестве уважительной причины пропуска срока.
Кроме того, как следует из сопроводительного письма налогового органа, адресованному финансовому управляющему С.С.А. – ФИО7, в котором Межрайонная ИФНС России № по <адрес> направляет расшифровку задолженности в отношении С.С.А. и просит сумму задолженности по текущим платежам в размере 537638,20 руб. учесть как текущие обязательства должника и принять меры по ее погашению, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась с данным письмом только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более одного года после отмены судебного приказа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N №О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (статьи 1 и 2). В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что установленный законом шестимесячный срок, истек в ДД.ММ.ГГГГ г. С настоящим административным иском о взыскании образовавшейся задолженности и штрафных санкций МИФНС № России по <адрес> обратилась в суд в ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока, Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока, налоговым органом в судебное заседание не представлено. Тогда как уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обращения в суд, которые объективно препятствовали или исключили своевременную подачу заявления, совершение процессуального действия. Такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.
Принимая во внимание вышеизложенное, отсутствуют основания для восстановления срока, а следовательно требования истца не подлежат удовлетворению, в связи с пропуском указанного процессуального срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.